Безусловный рост
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев отмечает, что за последние годы сельское хозяйство России сделало огромный шаг в своем развитии и, в частности, в продвижении отечественной сельхозпродукции за рубеж. «Буквально за три года произошла революция в умах, в сознании. Молодые предприниматели состоялись как производители, экспортеры, как те, кто поверил в аграрный бизнес, — уверен он. — Мы не только постепенно накормили свою страну, но выходим на экспорт, становимся серьезными игроками на внешнем рынке. Очередную победу одержали в сфере производства и экспорта зерновых. Совершенно очевидно, что Россия — зерновая держава. По предварительным подсчетам (на 5 октября. — Прим. «Вестника»), урожай зерна составляет 127 млн т. Если в Сибири не будет ранних заморозков, можно говорить о 130 млн т, это абсолютный рекорд за всю историю страны».
По информации Группы РЭЦ, за первые семь месяцев 2017 года объем экспорта АПК вырос на 18,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 10 млрд долларов США. Как отметил глава РЭЦ Петр Фрадков, основными регионами экспорта продукции российского АПК являются СНГ (28%), Восточная Азия (20%), Ближний Восток (19%), Африка (17%) и Европа (12%).
Зерновые хотя и основная, но далеко не единственная статья экспорта российского сельского хозяйства. По словам Александра Ткачева, наши наиболее значимые экспортные позиции — это, конечно, зерно — доля почти 24%, подсолнечное масло — 8,4%, мороженая рыба — 11,5%, кондитерские изделия — 5,5%, кукуруза — 5%. Экспорт растительного масла увеличился на 3‑4%, мяса птицы — на 32%, свинины — на 83%.
Сегодня в российских горизонтах экспорта уже 116 стран. Наши производители осваивают новые рынки и имеют большие шансы на них закрепиться. Поэтому высокие результаты должны стать не только поводом для гордости, но и стимулом для дальнейшей работы. «Мы не можем терять завоеванные рынки, а должны завоевывать их и дальше, — подчеркивает Петр Фрадков. — Нам очень важно через экспорт создавать добавленную стоимость в стране, создавать перерабатывающие производства. Нужно фокусно делать конечный продукт с высоким переделом. Сегодня доля продукции верхнего передела занимает, к сожалению, в общем объеме экспорта только 1/5 часть».
Развивать логистику и сотрудничать с сетями
Одним из основных преимуществ российских товаров за рубежом является их цена. Это преимущество Россия получила после валютного скачка в 2014 году. Однако ситуация меняется, и сегодня необходимо решить ряд важных технических вопросов для того, чтобы сохранить ценовое преимущество, уверены участники рынка экспортной деятельности. Развитие транспортной логистики может существенно сократить финансовые и временные издержки, а значит, и повлиять на конечную цену продукта, считает президент транспортной группы FESCO Александр Исурин. «У нас существует механизм компенсации транспортных затрат для несырьевого и незернового экспорта. Здесь каждая компания в отдельности (в том числе представители малого и среднего бизнеса) должна пройти определенный бюрократический механизм, это долго и сложно», — поясняет эксперт. Александр Исурин предлагает обратиться к опыту Китая, где уполномоченная транспортная компания решает вопрос доставки на рынок сбыта для всех компаний-экспортеров среднего и малого бизнеса.
В случае же, если объем экспортируемых товаров сельхозпредприятия меньше, чем одна транспортная единица (меньше, чем вместимость вагона, грузового контейнера и т. п.), предоставить услуги перевозки небольших партий товаров могут аттестованные для этих целей небольшие частные транспортные компании. «Это сокращает срок доставки, выхода на рынок и цену за единицу продукции», — резюмирует эксперт.
Генеральный директор Espee Limited Раджеш Тибревал (Индия) считает, что объемы экспорта из России может увеличить создание логистической инфраструктуры на территории страны-импортера. «Мы импортируем российский горох до 200 тыс. т в год, — приводит пример Раджеш Тибревал. — Общий объем импорта этого продукта в страну составляет 80 млн тонн в год. Удельный вес российского продукта в общем объеме смог бы быть значительно выше. Проблема в том, что горох мы получаем через Турцию. Российский горох из Турции получается дороже, чем канадский или австралийский. Прямые поставки осуществляться не могут, потому что по требованиям санитарно-ветеринарного контроля Индии поступающий в страну горох должен быть обработан фумигатором, метилбромидом, а в России это не делается. При этом тот же канадский или австралийский горох тоже далеко не всегда обрабатывается в Канаде или Австралии. Просто канадские и австралийские компании имеют собственные складские помещения в Индии, где поступивший горох и может проходить фумигационную обработку. У российской стороны этого нет. Решение этой проблемы могло бы способствовать росту объемов экспорта продукта именно из РФ».
Часть логистических вопросов могут взять на себя зарубежные торговые сети-партнеры отечественных сельхозпроизводителей. «Мы можем облегчить проникновение российских товаров за рубеж во всех точках присутствия компании «Ашан», — поясняет президент Auchan в России Франсуа Реми. — В качестве примера можем сказать, что сегодня 26 наименований товаров четырех российских производителей уже присутствуют в нашей сети в 10 странах. Таким образом, мы считаем, что для российских производителей в сотрудничестве с нашей сетью есть большой потенциал экспорта в Европу.
Кроме того, 400 отечественных производителей поставляют более 5 тыс. товаров для магазинов в Таджикистане с нашей логистической платформы в Новосибирске. Это молочные продукты, сыры, мед, соки, замороженные продукты от поставщиков из Краснодарского края, Валдая, Перми, Петербурга. Таким образом, объемы поставок в страны ЕАЭС могут расти, и вызов для нас очень велик».
Проблемы российского бренда. Представители всех структур, заинтересованных в росте объемов российского экспорта, сходятся во мнении, что один из факторов успеха — узнаваемость отечественной продукции за рубежом. «Мы пытаемся выйти на рынки, которые уже давно живут без нас, и, конечно, без качества, без ассортимента, мы не сможем завоевать место под солнцем. Нам нужно говорить о российских брендах. Это делает нашу продукцию более адаптированной к европейским, мировым стандартам. Другого не дано», — подчеркивает Александр Ткачев.
Руководитель «Росрыболовства» Илья Шестаков отмечает, что для российского бизнеса было бы удачным решением уже опробованное в мировой практике создание зонтичных брендов. «Мы видим, как успешно зарекомендовали себя глобальные программы, например «Норге» — продвижение норвежской рыбной продукции на зарубежных рынках — или «Морепродукты Аляски». Действуя под зонтичным брендом с географической индикацией, производители выходят на новые рынки, формируют положительное мнение о продукте, проводят просветительскую работу, промоакции и другие мероприятия. Важное значение уделяется месту происхождения рыбной продукции, выстраивание для потребителя прямой ассоциации с дикой природой, культурой и традициями промысла местного населения, качеством продукта. И этот опыт нужно перенимать», — уверен Илья Шестаков.
Генеральный директор агентства Ketchum Maslov Михаил Маслов считает, что в создании репутации российских товаров большую роль играет сильный бренд страны.
«В продвижении любой продукции очень важно формирование у потребителя доверия и уважения к тому, кто ее изготовил. Сильный бренд страны является осязаемым конкурентным преимуществом для производителей наряду со статусом и влиянием. Мы должны инвестировать в репутацию России как производителя надежного качественного продовольствия высоких переделов», — поясняет эксперт.
Таким образом, бренд страны поддерживает выходящих на внешний рынок экспортеров, а экспортеры, предлагая товары высокого качества, «подпитывают» бренд страны.
В формировании узнаваемости марки «Сделано в России» могут помочь торговые сети, продающие российские продукты за рубежом, считает основатель компании BioFoodLab Елена Шифрина. «Мы сейчас запустили процесс и в ближайшем будущем поставим значок «Сделано в России» на нашей упаковке. С нашей точки зрения, это будет ассоциироваться с качеством и низкой себестоимостью, — рассказывает Елена Шифрина. — Для более широкого проникновения на зарубежный рынок и формирования узнаваемости российского бренда нам бы хотелось с этим знаком применить опыт наших коллег из Арабских Эмиратов. Там есть небезызвестная сеть «Корфур» из восьми магазинов. Они, заключая договоры с другими странами, делают «полки» этих стран. Например, «made in Germany» — полка немецких товаров. Соответственно, отечественные товары (всех российских производителей, представленных в определенной сети) должны быть на полке «Сделано в России». Наше пожелание — обсудить с крупными иностранными сетями на государственном уровне возможность создания полок российских продуктов. Например, можно начать с «Ашана».
Согласовать требования
Еще один фактор успеха на внешнем рынке — научиться продавать не то, что мы умеем делать, а то, что нужно потребителю. И формирование этого фактора — задача самих производителей, поясняет президент консалтинговой компании AGRIFOOD Strategies Альберт Давлеев. «Производителям птицы приходится переходить на мелкую тушку, поставлять халяль для Ближнего Востока, поставлять ножки кур или свиней мытыми, очищенными в Юго-Восточную Азию, для Африки осуществлять поставки в коробах по 10 кг. Это все продукты, которые мы можем произвести, было бы желание у непосредственного производителя», — комментирует эксперт.
Еще одно обязательное условие, без которого невозможно завоевать зарубежный рынок, — гармонизация российских и евразийских, ветеринарно-санитарных требований с международными рынками. Об этом говорит Альберт Давлеев: «Необходимо честное взаимодействие наших компаний с государством. И Россельхознадзор, и Минсельхоз РФ прилагают огромные усилия, но компании должны сами следить, чтобы биобезопасность на их предприятиях была достойной».
Член Коллегии Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский рассказывает, что в России уже накоплен положительный опыт и есть конструктивные решения в сфере унификации санитарно-технических требований к экспортируемой продукции. «Мы создали общий подход по внутреннему рынку Евразийского союза, понимание баланса, видение регулирования цен. Сейчас важно консолидированно, Союзом, выходить на внешний рынок.
Более 20 крупнейших российских и 36 белорусских и казахстанских компаний оформили совместное техническое регулирование. То есть здесь не нужно каких-то управленческих решений. Они аттестованы и сертифицированы на европейском рынке. Сегодня вектор разворачивается в Юго-Восточную Азию, в Китай. Здесь 36 российских и белорусских предприятий уже аттестованы и сертифицированы по поставке молочной продукции, 6 предприятий уже поставляют в Китай продукцию, независимо от управленческих и иных решений. Они создают продукцию в Евразийском союзе, соответствующую китайским нормам. Фактически они стабилизируют свои экспортные поставки и готовы к наращиванию экспортного потенциала. Мы договорились с Вьетнамом о зоне свободной торговли. Только за два года, унифицировав систему технического регулирования, мы увеличили экспорт Союза во Вьетнам в три раза», — констатирует Сергей Сидорский.
Сегодня с помощью Минсельхоза РФ, Российского экспортного центра, всей российской инфраструктуры поддержки экспорта, силами самих предприятий-экспортеров уже решено множество вопросов, но работать над задачей освоения внешних рынков необходимо постоянно, уверены в Министерстве сельского хозяйства РФ. «Модернизация производства, технологическая революция, квалификация специалистов приведут к тому, что мы сможем и дальше идти по этому пути и отстаивать свою нишу на мировом рынке», — резюмирует Александр Ткачев.