Развал СССР и его и без того незавидного агропромышленного комплекса сильно ударил по общему состоянию сельского хозяйства в России, которая сумела восстановить дореформенный уровень АПК лишь в 2004 году. К началу нового века, по подсчетам экспертов, износ производственных фондов в отрасли превышал 80%, притом что по скорости ввода в строй новых мощностей они вдвое уступали выбытию старых. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляла лишь 4% от общего объема инвестиций в экономику.
В «деревне-кормилице» сразу 56% населения жило за чертой бедности, а среднемесячная заработная плата составляла 43% от общероссийского уровня. Более трети сельхозорганизаций были убыточными. Для приобретения одной тонны дизельного топлива селянин в 2000 году должен был продать 3,1 тонны зерна, а в 2005 году — уже 5,6 тонны.
Все это приводило к тому, что страна с населением 144 млн человек за 1999 год импортировала зерно, мясо, птицу, масло, муку, сахар, овощи, фрукты и др. на сумму в 7,66 млрд долларов. Особую тревогу вызывала продукция животноводства, так как в 90-х из-за дороговизны кормов аграриям пришлось пустить под нож основное поголовье скота, а кабальные условия «западной помощи» вынуждали правительство закупать американскую птицу (пресловутые «ножки Буша»).
Иными словами, страна по всем основным сегментам продовольственной корзины зависела от ввоза. К тому же качество импортированной продукции зачастую вызывало серьезные сомнения.
Для перелома ситуации и обеспечения продовольственной безопасности страны в начале 2000-х годов правительству была поставлена задача по разработке приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направленного на создание благоприятных условий для роста агропроизводства в России.
Зерно или мясо. Разработка нацпроектов начала века во многом стала возможна благодаря росту мировых цен на углеводороды и погашению многолетних долгов перед международными кредитными организациями. Финансовый резерв позволил вкладывать средства в наиболее насущную задачу в экономике государства — в продовольственную безопасность.
«Перед разработчиками ПНП стояло множество вопросов по стратегии и тактике поддержки сельского хозяйства, — рассказал историк ЮФУ Владимир Полунин. — В деньгах нуждался каждый сегмент. Правительству важно было определить наиболее перспективные направления, которые смогли бы в первую очередь дать быстрый и заметный для общества экономический эффект».
К примеру, созданные в конце прошлого — начале нынешнего века в России агрохолдинги успели подмять под себя большинство старых умирающих хозяйств и вкладывать средства в экспортно ориентированное растениеводство, в то время как молочное и мясное животноводство на глазах деградировало по всей стране.
Бывший министр сельского хозяйства РФ, один из разработчиков ПНП Алексей Гордеев вспоминал: «Споры проходили в условиях явного цейтнота, ведь идея аграрного нацпроекта была высказана Владимиром Путиным в последнюю очередь, 5 сентября 2005 г., когда нацпроекты в области образования, здравоохранения и жилищного строительства были фактически уже сверстаны. ПНП «Развитие АПК» — самый последний из инициированных высшей властью. Отказ отраслевого руководства со ссылкой на неготовность означал бы игнорирование редкой исторической возможности, ведь впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики».
После жарких споров главными приоритетами ПНП на ближайшие два года были определены три направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодых специалистов на селе. Выбор «между зерном и мясом» в пользу второго представлялся вполне логичным, так как именно животноводство могло удержать на селе больше специалистов и было ориентировано в первую очередь на насыщение внутреннего рынка. Среднедушевое потребление мяса по сравнению с 1990 годом в России сократилось на 30% (с 75 кг до 55 кг), молока — на 40% (с 385 кг до 235 кг), тогда как в США и Евросоюзе душевое потребление мяса составляло 117 кг и 78 кг соответственно.
На развитие этого сегмента из федерального бюджета в 2006-2007 годах выделялось 14,63 млрд рублей. На эти средства предполагалось субсидировать процентные ставки по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, закупать и передавать в лизинг высокопродуктивный племенной скот, технику и оборудование для животноводов.
«В принятом варианте национального проекта однозначно победила линия на развитие животноводства, — считает Светлана Барсукова, профессор НИУ ВШЭ, член научно-экспертного совета при Комитете Госдумы РФ. — Этот выбор означал перевес социальной логики над экономической. По сути, в пользу животноводства были выдвинуты не экономические доводы, а социальные, сводящиеся к возможности закрепить людей на селе, возродить сельский образ жизни, заселить пространство, оголенное миграционными потоками, а также укрепить здоровье людей, увеличив потребление молока и мяса отечественного производства. На это накладывалась идея льготного жилья для молодых специалистов на селе как отдельного направления проекта».
Логичной была и поддержка малых форм хозяйствования, так как разросшиеся агрохолдинги уже вполне встали на ноги. В то же время крупные агрокомпании занимались только наиболее выгодными коммерческими проектами, игнорируя малоприбыльные сегменты растениеводства (да и проблемное животноводство тоже). Эти пробелы призваны были восполнить фермеры и ЛПХ, которым сложно было развиваться без господдержки. При этом вторая приоритетная задача поддерживала первую. В 2005 году при общем производстве скота и птицы на убой (в живом весе) 7,58 млн тонн доля сельскохозяйственных предприятий составила 45,8%, ЛПХ — 52,7%, КФХ — 2,5%. Частные подворья получали стимул к развитию животноводческого сегмента.
На стимулирование развития ЛПХ, КФХ, потребительских кооперативов из бюджета выделялось 15,97 млрд рублей, на которые аграрии получали субсидии процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным на развитие производства сельхозпродукции, развитие сети потребкооперативов, создание системы земельно-ипотечного кредитования. А для того чтобы было кому работать на селе и в город не бежала молодежь, на обеспечение жильем молодых специалистов на селе из федерального бюджета выделялось 4 млрд рублей. Всего на эти три направления первоначально было выделено около 35 млрд рублей, потом за счет включения новых приоритетных видов деятельности (поддержка овцеводства, северного оленеводства, табунного коневодства, промышленного рыболовства и пр.) цифра возросла до 47,8 млрд рублей.
«Планируются модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2006 году их будет создано 400, в 2007-м — 600), сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке агропродукции (в 2006 году их будет создано 200, в 2007-м — 350), сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (в 2006 году их будет создано 600, в 2007-м — 400), — говорил Алексей Гордеев. — Это позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельхозпродукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для КФХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Третий раздел — «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» — будет реализоваться в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Это элемент кадровой политики».
Даром не получилось. Есть ключевое новшество в системе разработки ПНП «Развитие АПК» в России в этот период. Никто дармовых денег аграриям не давал. В условиях жестких, а порой сомнительных ограничений по стимулированию собственного агропромышленного комплекса при вступлении России в ВТО правительство вынуждено было пойти не на прямые государственные инвестиции, а лишь на кредиты аграриям, что вызвало ожесточенную критику самого ПНП. Разрешенная поддержка АПК со стороны государства оказалась на уровне 9,2 млрд долларов.
Как писала в 2007 году Светлана Барсукова, «в ПНП «Развитие АПК» безоговорочно победила кредитная линия. Меры по прямому дотированию сельского хозяйства (насколько это возможно в рамках подготовки к вступлению в ВТО) продолжают обсуждаться, но в рамках национального проекта им не нашлось места. Нацпроект впервые в российской практике не предусматривает прямых государственных инвестиций в сферу АПК. Именно это обстоятельство трактуется оппонентами как свидетельство ущербности, неполноценности проекта. Тем более что отечественный рынок продовольствия теснится не просто импортной, но импортной субсидированной продукцией».
Особая роль в реализации проекта отводилась Россельхозбанку как основному оператору национальной кредитно-финансовой системы АПК. На его базе был создан Центр информационного обеспечения и мониторинга реализации проекта, куда стекалась вся информация о ходе реализации ПНП, осуществлялся анализ и финансовый контроль.
В ходе реализации нацпроекта предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции ЛПХ и КФХ. Планировалось построить 1,392 млн кв. метров жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. По данным Минсельхоза РФ, по итогам 2007 года контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными, а уже в следующем году нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.