Хлеб всему голова. Одна из наиболее стабильно развивающихся отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности — хлебопекарная отрасль. Как отмечает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, в 2022 году в денежном выражении рынок хлеба с января по июнь вырос на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (450 млрд рублей в 2022 году против 385,5 млрд рублей в 2021 году). По его мнению, по итогам года можно ожидать роста рынка хлеба и хлебобулочных изделий до уровня 920 млрд рублей.
«Экономическая ситуация на рынке хлебопечения РФ в связи с введенными западными странами и компаниями санкциями и ограничениями требует оперативного реагирования как со стороны органов власти, так и со стороны предприятий отрасли, а также профессиональных объединений. Многие российские компании успели столкнуться с последствиями этих ограничений как в финансовой сфере, так и в части срыва поставок необходимого оборудования и сырья. В условиях сокращения поставок импортной техники и ухода с рынка России многих западных компаний-производителей оборудования для хлебопечения и кондитерского производства крайне важно обеспечить субъектам хлебопечения возможность приобретения торгово-технологического оборудования для бесперебойного снабжения хлебом и булочными изделиями населения страны», — уверен Юрий Кацнельсон.
По мнению эксперта, в числе актуальных проблем, с которыми сталкиваются сегодня предприниматели, работающие в отрасли, — подготовка кадров. С тем, что этому вопросу стоит уделять особое внимание, согласен и исполнительный директор Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Павел Сафрыгин.
«Однако вопросом развития отраслевой системы кадрового обеспечения нужно заниматься еще на этапе обучения в школе: важно доносить до молодого поколения достоверную информацию об основе пирамиды здорового питания — хлебе, проводить с ними профориентационную работу и тем самым со школьной скамьи прививать интерес к хлебопекарной отрасли, стимулировать у ребят желание в будущем работать на благо ее развития. В связи с этим наша ассоциация в своей деятельности уделяет большое внимание образовательному компоненту и на протяжении последних девяти лет реализует отраслевую социально-производственную образовательную программу «Целебная сила хлеба», призванную донести до учащихся городских образовательных учреждений достоверную информацию о пользе ржаных, овсяных, цельнозерновых, заварных сортов хлеба. Кроме того, в программе реализуются профориентационные и культурно-образовательные направления деятельности. Она является системным воплощением отраслевой философии компаний-членов ассоциации. Это образование и профориентация для школьников, волонтерство и приобщение к профессии для учащихся профессиональных учебных заведений — будущих работников отрасли — и конкурентное «соревнование» для хлебопекарных предприятий по удельному весу полезности на единицу выпускаемых изделий», — рассказывает Павел Сафрыгин.
За 2021/2022 учебный год в рамках программы прошло 21 мероприятие под названием «Онлайн-урок хлеба» для 19 образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, в которых приняло участие 110 классов. Особо знаковым мероприятием онлайн-формата стал «Урок хлеба», посвященный Дню снятия блокады Ленинграда и прошедший 27 января 2022 г. В нем было задействовано более 2 тыс. школьников из 15 образовательных учреждений и учащихся профильных отраслевых колледжей. По мнению Юрия Кацнельсона, другая проблема, с которой в 2022 году столкнулись российские хлебопекарные предприятия, — это рост цен на запасные части импортного оборудования. Кроме того, важно наращивать отечественное производство необходимых ингредиентов, ведь некоторые из них раньше закупались за рубежом.
«Но сырья у нас хватает, а 50 российских машиностроительных заводов производят хлебопекарное оборудование. Отечественные производители оборудования готовы закрывать потребности хлебопеков — от хранения муки до размещения продукции на полке магазина, — отмечает он. — В России производятся силосы, бункеры, транспортирующее оборудование, оборудование для замеса и формования теста, расстойки и выпечки, а также существуют возможности в создании предприятий «под ключ». К основным рискам в текущей ситуации можно отнести поставку импортных комплектующих и логистические проблемы. Однако предприятия активно ищут альтернативных поставщиков в России и в странах Азии, перестраивают маршруты по доставке».
Павел Сафрыгин считает, что сложности, возникшие несколько лет назад на волне пандемии коронавирусной инфекции, в 2022 году обременились увеличением рисков и новыми расходами, связанными в том числе с санкционными вмешательствами в условиях неопределенности и, как следствие, оттоком иностранных поставщиков, что в свою очередь приводит к затратам по выстраиванию новых логистических цепочек поставок, к сдвигам или отказам от намеченных инвестиционных планов.
«Несмотря на это, отечественные хлебопекарные предприятия занимают нишу, освободившуюся после ухода с российского рынка зарубежных предприятий, наращивают обороты и производственные мощности. К примеру, в августе 2022 года ОАО «Каравай» запустило новую линию по заморозке хлебобулочной продукции, сделав при этом упор именно на отечественное оборудование. Рынок заморозки — это перспективное направление, позволяющее хлебопекарному предприятию работать не только с готовой продукцией для полок магазина, но и поставлять замороженную продукцию в места ее приготовления, тем самым диверсифицируя производственную деятельность. Рынок заморозки из года в год постоянно растет, и поэтому своевременные инвестиции в данное направление должны благоприятно сказаться на экономической деятельности вошедших в данный сегмент отечественных предприятий», — уверен исполнительный директор Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга».
В основе роста. Эксперты сходятся во мнении, что в основе стабильного развития хлебопекарной отрасли лежат меры поддержки производителей, принятые на уровне всей страны. Прежде всего большое внимание уделяется техническому оснащению наших хлебопекарных предприятий. Например, на российское пищевое оборудование действует программа субсидирования скидок в рамках постановления Правительства РФ № 823 от 4.06.2020 г. В текущем году на нее выделено 1,6 млрд рублей, а средняя скидка составляет порядка 15% от цены.
«В 2021 году по этому механизму было реализовано около 25 тыс. единиц различного пищевого оборудования, — поделился Юрий Кацнельсон. — Работает и постановление Правительства РФ № 811 от 03.06.2020 г. по программе льготного лизинга специализированной техники и оборудования, в том числе для хлебопекарного производства. Бюджет на 2022 год — 2 млрд рублей, скидка от 10 до 15% предоставляется при уплате авансового платежа по договорам лизинга. Еще одна мера поддержки — льготные кредиты на приобретение российской техники согласно постановлению Правительства РФ № 163 от 17.02.2018 г. Скидка до 10% предоставляется при уплате первого платежа по кредиту».
По словам эксперта, в Минпромторге РФ готовы стимулировать и проведение НИОКР по постановлениям Правительства РФ от 12.12.2019 г. № 1649 и от 13.12.2021 г. № 2281. Можно компенсировать до 70% затрат компании на производство новых видов оборудования и комплектующих. Существуют также фонды развития промышленности, в которых с 2020 года производители продуктов питания могут взять на техническое переоснащение своих заводов льготные кредиты по ставке от 1 до 3% годовых на срок до 7 лет.
«Для реализации всех перспектив развития хлебопекарной отрасли необходимо предпринять и ряд других шагов, среди которых оказание содействия развитию производителей хлеба, в том числе через поддержку приоритетных инвестиционных проектов и ведомственных программ, создавая условия для расширения производства и повышения их доходности во всех аграрных укладах, — уверен президент Российской гильдии пекарей и кондитеров. — Необходимо совершенствовать новые механизмы льготного кредитования, другие меры господдержки, обеспечивая решение приоритетной задачи — расширение доступности средств господдержки для субъектов хлебопечения, содействовать развитию сельскохозяйственной кооперации и расширить меры государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
Кроме того, он считает, что важно предусмотреть льготное кредитование субъектов хлебопечения на период до конца 2023 года для ведения операционной деятельности, проводить мониторинг цен на технику для хлебопечения при прямом субсидировании производителей оборудования на постоянной основе и снизить административную нагрузку на сельхозпроизводителей, включая субъекты хлебопечения на территории сельских поселений.
«В числе шагов, которые необходимо предпринять для развития отрасли, — создание новых стандартов профессии пекаря и обновление действующих с учетом современных требований, увеличение поддержки вузов, средних специальных и других учебных заведений аграрного профиля, научных исследований в области сельского хозяйства и хлебопечения. Нужно создать систему стимулов для закрепления молодых специалистов в сельской местности, поддержать и стимулировать развитие современных пекарен, являющихся социально значимыми для сельских территорий: разработать программы подготовки кадров для сельского хлебопечения, что обеспечит процессы занятости населения и, как следствие, будет способствовать сдерживанию миграционных оттоков населения в города, — резюмировал Юрий Кацнельсон. — Если все эти шаги будут предприняты, то есть все шансы, что хлебопекарная отрасль будет развиваться еще более быстрыми темпами».
В перспективах ее развития не сомневается и Павел Сафрыгин, который считает, что отечественные предприятия не только сохранили традиционные технологии и рецептуры, но и увеличили производственные мощности, провели модернизацию на базе нового оборудования и прогрессивных технологий.
«У «Каравая», например, уже шесть производственных площадок, на которых работает как старое оборудование, так и новые линии. А группа компаний «Дарница» несколько лет назад запустила современное производство в Пушкине, была комплексно реконструирована основная производственная площадка хлебного завода «Арнаут». Благоприятное развитие отрасли заключается только в одном — грамотно применять прогрессивные мировые технологии и рецептуры, не забывая о традициях российского хлебопечения. Важно, чтобы научные исследования в области качества хлеба, здорового питания не прекращались, а предприятия и технически, и технологически были готовы к решению этих задач», — подчеркнул эксперт.
Добротный намол. Юрий Кацнельсон отмечает, что основным сырьем для производства хлеба и булочных изделий является не зерно, а мука.
«В России уже много лет — и так будет в дальнейшем — предложение по муке превышает спрос. Пекарям есть из чего выбирать. Говорить о дефиците хлеба в условиях стабильно высоких урожаев за последние годы, даже с учетом возможного роста экспорта, некорректно», — подчеркнул спикер. Устойчивое развитие мукомольной отрасли отмечают и сами производители. Оценивая ситуацию в 2022 году, они сходятся во мнении, что высокий урожай послужил хорошим подспорьем для производства муки.
«Дело в том, что мукомольные предприятия напрямую зависят от сырья и его количества, ведь 85% себестоимости продукции — это стоимость сырья. В этом году урожай пшеницы был хорошим, а потому и объемы производства отметились тем же, — поделился генеральный директор АО «Симферопольский комбинат хлебопродуктов» Дмитрий Гипс. — Хорошей поддержкой отрасли в этом году выступило экспортное направление, кроме того, расширились регионы присутствия на отечественном рынке: уже сегодня мы активно включаемся в работу по поставкам нашей продукции на новых территориях. Кроме того, что касается уже традиционных мер поддержки мукомольной отрасли, то хорошим подспорьем для производителей Крыма служат налоговые льготы для участников СЭЗ».
Сохранить вкус надолго. Еще одна динамично развивающаяся отрасль отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности — консервная.
«Несколько слов о развитии пищевой и перерабатывающей промышленности. За 8 месяцев 2022 года по всем основным категориям фиксируем рост. Особенно отмечу прибавку по мясным консервам, сливочному и растительному маслу, крупам, макаронным изделиям, а также сухому молоку. В целом по подотрасли рассчитываем выйти на объемы не ниже уровня прошлого года», — привел ТАСС в начале октября слова министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева.
Глава ведомства отметил, что, в частности, индикатор Доктрины продовольственной безопасности в России по мясу исполнен. В этом году он превысит 100% при плане в 85%. Участники же рынка отмечают, что в 2022 году одной из тенденций развития консервной отрасли стало увеличение спроса на продукцию.
«Сейчас продукции зачастую не хватает, поскольку вся сложность состоит в том, что она понадобилась здесь и сейчас, а производственные мощности отечественных предприятий не всегда позволяют так быстро удовлетворить возросший спрос. Например, наш консервный завод, работая на полную мощность, может производить ежемесячно до 1,5 млн банок тушенки, совместно же все консервные заводы Ленинградской области могут произвести порядка 6-7 млн банок за этот срок, но только в Санкт-Петербурге сегодня проживает 6 млн человек. Именно поэтому производителям приходится искать новые решения: переходить на круглосуточную работу, запускать новые производственные линии, которые позволят увеличить объем продукции почти втрое. Что касается импортозамещения, то в нашей отрасли запрос на него сформировался еще в 2014 году, а потому большинство производств постепенно стали переходить на работу с отечественными поставщиками. Так же поступили и мы», — рассказал директор ООО «Мясная Гатчинская компания» Роман Шевцов.
Нехватку мощностей для производства мясных консервов отмечает и председатель СПК «Красная звезда» Николай Логинов. Он подчеркнул, что спрос на эту продукцию стал расти еще во время пандемии благодаря ее сроку хранения, который достигает пяти лет, и за два года особенно вырос.
«Для того чтобы решить вопрос с наращиванием мощностей и увеличением производственных объемов, мы планируем строительство нового цеха, проектно-сметная документация на него уже готова, выбрано и место под строительство, осталось решить финансовые вопросы, — отметил он. — По моему мнению, консервная отрасль сегодня нуждается в дополнительных мерах поддержки, прежде всего это касается предоставления субсидий на корма и мясо».
Роман Шевцов в свою очередь считает, что хорошим подспорьем для развития консервных заводов может стать заключение прямых контрактов между ними и государством, а также разработка системы субсидирования.
«Конечно, большим препятствием на пути развития отрасли становится наценка, которую предлагают сегодня торговые сети. Например, производитель поставляет тушенку по 100 рублей, а на полках магазинов она появляется по цене 200 рублей. С такой наценкой не справится ни один товаропроизводитель и ни один покупатель, поскольку ему просто невыгодно будет приобретать продукцию по такой цене, — резюмировал директор ООО «Мясная Гатчинская компания». — Именно поэтому я считаю, что в первую очередь для поддержки отрасли необходимо на федеральном уровне ограничить сети на торговую наценку на такую стратегическую продукцию, как консервы, 20-30 процентами».