Национальное рейтинговое агентство в декабре 2020 года презентовало результаты исследования, основной вывод которого — по линии сокращения импорта и самостоятельного обеспечения продуктами питания нам еще есть куда двигаться. Предусмотренные Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности страны до 2020 г. целевые показатели — в их числе снижение импорта мяса на 67,8% по мясу, а молочной продукции на 30% — фактически достигнуты не были. И если отставание от цели по мясу составило всего 2,8 п.п., то по молочной продукции фактическое снижение импорта составило 20%, что достаточно далеко от целевых 30%. Очевидно, что пространство для роста производительности есть, и оно обширно. И как минимум не последнюю роль в обеспечении продбезопасности страны будут играть современные технологии, цифровизация и автоматизация.
Полезность животноводческого «хай-тека» уже мало у кого вызывает сомнения. К примеру, в апреле 2020 года Минсельхозпрод Республики Татарстан сообщил, что внедрение программ по управлению стадом, которое субсидируется и поддерживается учреждением, дает существенный эффект. Хозяйства-лидеры животноводческой отрасли республики, такие как СХП «Татарстан», ООО «Им. Тимерязева», ООО «Шахтер» и прочие, достигли впечатляющего прогресса. Эффективность внедрения современных систем позволила, в частности, добиться сокращения сервис-периода до 91 дня, роста оплодотворяемости коров более чем на 60%, выявление охоты довести до уровня 75%. Количество стельных коров в стаде выросло до 62%, а средний день первого осеменения после отела — до 55 дней, возраст первого осеменения телок составил 12 месяцев, а выход телят — 85 на 100 голов.
«Главный стимул автоматизации и цифровизации в животноводстве — это повышение собственной конкурентоспособности и снижение себестоимости, — говорит Мария Жебит, директор по связям с государственными органами Национального союза производителей молока «Союзмолоко». — Покупательская способность населения снижается, а себестоимость растет как в готовой продукции, так и в сырье. Все это оказывает серьезное давление на цену сырого молока. Образуются своего рода «ножницы»: себестоимость молока и молочных продуктов растет, но в цену невозможно заложить растущие издержки из-за ограниченного спроса, поднимешь цену — упадет спрос, придется сокращать производство. В таких условиях выживают только сильнейшие, самые продвинутые хозяйства, кто идет в ногу со временем и готов вкладываться в технологии, снижать количество ошибок, брака, повышать качество продукта и давать стабильные объемы поставок.
В продуктивности хай-тек не всегда играет первостепенную роль, в первую очередь она зависит от качества генетики и корма. Именно это дает возможность хозяйствам достигать лучших показателей, под стать мировым лидерам индустрии. К примеру, саратовский племзавод «Трудовой», который получает свыше 11 тонн с коровы в год, или хозяйства Ленобласти, лучшие из которых получают более 13 тонн. Хай-тек и автоматизация позволяют снижать количество брака, лучше следить за здоровьем коров, за качеством и объемами производимого молока — в общем, правильно реагировать на сигналы».
Поддержать цифру. Важное для животноводов событие произошло уже в текущем году — применение «хай-тека» получило новые стимулы. Правительство расширило перечень направлений целевого использования льготных кредитов. Теперь в качестве цели вложения средств могут выступать работы по цифровизации и автоматизации сельхозтоваропроизводителей. В частности, как сообщила пресс-служба Минсельхоза РФ, «аграрии смогут воспользоваться льготными краткосрочными кредитами, выдаваемыми на срок до 1 года, для информатизации и цифровизации сельхозпроизводства и переработки своей продукции, а также обслуживания техники и оборудования, применяемых в этой области».
Льготные инвесткредиты (на срок от 2 до 5 лет) теперь также можно направлять на АПК-«хай-тек». Вкладываться можно в системы автовождения, точечного внесения и прочие элементы концепции точного земледелия. И для животноводства это тоже важно: сельхозживотные без качественной кормовой базы растут очень плохо. Идентификация и маркировка также могут быть целями льготных инвесткредитов.
«С этого года целями льготных кредитов могут выступать объекты цифровизации и автоматизации, ранее отдельной такой поддержки не существовало — комментирует Мария Жебит. — Но и ранее предприятия могли купить робота для доения в составе проектируемого животноводческого комплекса, на который они получают компенсацию части капзатрат и льготные инвестиционные кредиты. Абсолютно все возводимые в России современные молочные животноводческие комплексы оборудованы современной техникой и автоматизированы. И государственная поддержка в вопросе привлечения инвестиций в молочную отрасль играет существенную роль, потому что ранее, до того как вступил в силу новый комплекс мер поддержки молочных инвесторов, сроки окупаемости могли составлять до 15 лет — мало кому из инвесторов интересно на такой долгий срок замораживать деньги. Актуальные же меры, в том числе компенсация части капитальных затрат, льготное кредитование, сохранение субсидий на литр — в комплексе все это повлияло на то, что в последние годы объемы производства молока интенсивно растут (на 3-4% в год), в том числе и за счет работы сельхозтоваропроизводителей по строительству и вводу современных технологичных комплексов».
Решения для всех. Рынок средств цифровизации и автоматизации аграрных предприятий на сегодня уже достаточно сформирован и зрел, чтобы иметь возможность предложить подходящие решения для компаний самого разного масштаба.
«Крупные хозяйства — это обязательно автоматизированные системы, — говорит Мария Жебит. — Сейчас типовая ферма — это 1200 голов с использованием систем автоматического доения типа «карусель» или «параллель», обязательно — с идентификацией животных и системой управления стадом через автоматизированные системы. Средние комплексы используют или те же системы, или роботов для доения, роботы хорошо подходят для средних и небольших хозяйств. Ручное доение — это уже отживающая история. Хотя и до сих пор есть в стране регионы, например Башкирия и Татарстан, в которых доля товарного молока, получаемого от личных подсобных хозяйств, еще достаточно высока, но и там не идет речь про полностью ручную дойку. К примеру, за прошедший год производство товарного молока в ЛПХ упало на 3% в объеме, и это, скорее всего, долгосрочный тренд. Дело в том, что на всем пищевом рынке заметна тенденция консолидации, и розничная торговля уходит в сети, а сетям необходимо стабильное качество и стабильные объемы производства, чего малые хозяйства обеспечить часто не могут.
Маленьким же хозяйствам в молочном секторе живется непросто: выживать, сдавая молоко переработчикам, трудно, о хорошей рентабельности тут речи не идет. КРС — это не свинья и не курица, здесь необходимо вложить очень много средств (700-800 тыс. руб. на стойло-место), времени и сил, и окупаемость такого проекта не будет быстрой. Поэтому мне кажется, сейчас единственная разумная ниша для малых хозяйств — это премиальный сегмент, так как только здесь вложенные усилия имеют шанс окупиться и приносить хороший доход. Хай-тек-решения для небольших ферм существуют, есть и недорогие решения для управления стадом или идентификации. Однако основной объем производства в обозримой перспективе, конечно, будут давать крупные предприятия».
Решения для животноводов предлагают сегодня и крупнейшие операторы связи. К примеру, МТС предложила животноводам сервис «Мониторинг коров», ориентированный прежде всего на производителей молока. Датчики, размещенные в желудках коров, добывают важную информацию о состоянии животных — мониторят температуру тела, потребление воды, активность животных. Анализируя получаемые с датчиков данные, система выдает рекомендации по оптимизации работы фермы, помогая экономить трудозатраты и достигать лучших результатов по продуктивности, сберегая при этом здоровье животных.
«Если в день ветеринар может осмотреть около 200 дойных коров, то получается, что для ежедневного осмотра всех животных на ферме, где содержится 4 тыс. коров, потребуется 20 дефицитных и довольно дорогостоящих специалистов, — говорит Игорь Марьясов, директор филиала ПАО «МТС» в Ростовской области. — Либо придется проверять состояние животных значительно реже, что создает риски возникновения и распространения заболеваний. Цифровизация позволяет обеспечить постоянный контроль».
«Наши специалисты получают данные по поголовью в режиме онлайн, — рассказывает Сергей Ткаченко, директор по IT агрохолдинга «Степь». — На каждой корове закреплен специальный датчик, который в режиме реального времени непрерывно транслирует необходимые показатели жизнедеятельности животного, в том числе данные по надоям и состоянию коров. Информация очень подробная — можно отслеживать даже электропроводность и изменения в весе. Постоянный мониторинг позволяет снижать заболеваемость и повышать продуктивность каждого животного и, как следствие, повышать сохранность стада и контролировать качество конечного продукта. Данные, собираемые автоматически, просчитываются системой для обеспечения максимальной эффективности действий персонала».
«Для компаний, которые ведут свою профессиональную деятельность в ветеринарной области, у нас есть одноименная мобильная платформа — «Ветеринария», — говорит Дмитрий Прозоров, директор по развитию корпоративного бизнеса Кавказского филиала «МегаФон». — С ней сотрудники ветеринарных служб могут оформлять и выдавать сопроводительную документацию в электронном виде: в специальный планшет с поддержкой скоростного интернета установлена автоматизированная система Россельхознадзора «Меркурий». Это очень удобно для специалистов отрасли, ведь большинство из них имеют разъездной характер работы, но при этом жестко привязаны к срокам оформления и выдачи документации. Кроме того, наши сотрудники с помощью обучающего видеоролика и вебинаров помогают клиентам быстро и эффективно работать с решением».
«Сейчас, когда дефицит сырья сохраняется, пока мы не вышли на полное самообеспечение по молоку, объемы — это важно, — добавляет Мария Жебит. — Но если говорить о глобальной стратегической перспективе, я думаю, мы будем идти в ту же сторону, в которую движется глобальное и европейское животноводство. Большая экологичность, снижение количества выбросов, минимизация углеродного следа — цифровизация будет помогать двигаться в этом направлении.
Если говорить о перспективе, думаю, если конъюнктура рынка будет хорошей, то автоматизация и цифровизация отрасли будут развиваться, а введенная в текущем году государственная субсидия в этом поможет. Инвесторы продолжат приходить в сектор, если, конечно, не будут создаваться дополнительные административные барьеры. Со стороны государства важно обеспечить благоприятный инвестиционный климат, а инвестор и сам сделает все, чтобы успешно вложить свои деньги».