Как удалось пережить прошлый год? Что ждет в новом сельскохозяйственном сезоне и какие угрозы в этом плане стоят перед человечеством сейчас? Об этом «Вестник АПК» поговорил с директором Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией Олегом Кобяковым.
В одном из прошлогодних докладов ФАО говорилось, что «последствия внезапного и резкого сокращения экспорта зерна и семян подсолнечника РФ и Украиной могут быть компенсированы лишь частично. В результате глобальный дефицит предложения может привести к повышению мировых цен на продовольствие и корма на 8-22%». Оправдались ли эти опасения?
Нет, пессимистический сценарий не реализовался. ФАО ведет тщательный мониторинг ценовой конъюнктуры продовольственного сырья и продукции. Наши эксперты уже свыше полутора десятков лет ежемесячно обновляют Индекс продовольственных цен ФАО (ИПЦФ), на который ориентируются производители, трейлеры и государственные власти.
В марте 2023 года среднее значение ИПЦФ составило 126,9 пункта, что на 2,8 пункта (2,1%) ниже показателя февраля; такое падение продолжается уже двенадцатый месяц после того, как он достиг своего максимума год назад. За прошедшие с марта 2022 года 12 месяцев значение индекса упало на целых 32,8 пункта (20,5%). Основным фактором, определяющим снижение индекса в марте, было падение цен на зерновые, растительные масла и молочную продукцию, при этом выросли цены на сахар и мясо.
Как вообще менялись цены на различные группы продовольственных товаров в последнее время?
В феврале, например, слегка выросли цены на пшеницу. Рынок, как известно, реагирует на различные сигналы, к которым относятся в том числе прогнозы. В этом случае цены поднялись на опасениях более скромного урожая твердой краснозерной озимой пшеницы в США из-за засушливых погодных условий, сложившихся в основных районах его производства. Вторым обстоятельством, повлиявшим на цены, стал повышенный спрос со стороны оптовых закупщиков на поставки австралийской пшеницы.
Тем не менее рынок не разогрелся, и это потому, что существуют альтернативные поставщики, готовые заместить выбывающие объемы.
Схожая ситуация с кукурузой. Предположение, что ухудшение погодных условий в Аргентине и задержки с посевом второго урожая в Бразилии приведут к ажиотажным закупкам, оказалось ошибочным. Во многом этому способствовал низкий спрос на эту культуру. В итоге мировые цены на кукурузу повысились по сравнению с предыдущим месяцем всего на 0,1%.
Мировые цены на мясо птицы продолжили снижаться восьмой месяц подряд. Причина — значительные объемы, предлагаемые экспортерами, и высокий спрос, который не купировали даже вспышки птичьего гриппа в ряде ведущих стран-производителей. В то же время цены на свинину выросли на фоне опасений снижения численности поголовья убойных животных и повышения внутреннего спроса в странах Европы.
Вывод очевиден. При нормально функционирующем мировом рынке агропродовольственных товаров основными регуляторами выступают два фактора: баланс спроса и предложения, а также здоровая конкуренция между экспортерами.
А как оценивает ФАО ближайшие перспективы продбезопасности?
В этом году, по прогнозам ФАО, в целом в мире удастся удержать ситуацию с продовольственной безопасностью в пределах допустимой нормы. А вот уверенности в том, что в сельскохозяйственном сезоне 2023/2024 гг. мы получим сопоставимые урожаи, у нас нет.
Тревожит то, что в следующем году к самым разрушительным последствиям может привести блокирование выхода на мировой рынок российских удобрений. Напомню, что Россия занимала до последнего времени первое место в мире по экспорту азотных удобрений, второе место по экспорту калийных удобрений и третье место по экспорту фосфорных удобрений. На фоне того, что из-за санкционного давления Евросоюза на Россию выросли биржевые цены на природный газ, производство удобрений в Европе уже сократилось на 70%.
В июне на ПМЭФ-2022 глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев заявил, что следующий сезон «будет не только холодным, но и голодным, если мы не начнем продавать в полном объеме минеральные удобрения».
Пресс-секретарь генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик также заявлял, что «российские удобрения и сырье для их производства, включая аммиак, являются ключевыми ресурсами для мирового с/х производства. ООН озабочена перспективами будущего урожая: если в самое ближайшее время до начала посевной не удастся обеспечивать удобрениями по приемлемым ценам фермеров во всем мире, то кризис экономической доступности продовольствия грозит перерасти в кризис его физического отсутствия».
ФАО предупреждает, что если возникнет дефицит еды как таковой, то это приведет как минимум к увеличению числа голодающих на планете — сейчас их 828 миллионов — на десятки миллионов.
Серьезная угроза… С этим был связан призыв ФАО: «чтобы предотвратить или ограничить пагубное воздействие войны на продовольственный и сельскохозяйственный секторы, необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить открытой международную торговлю продуктами питания и удобрениями»?
Перед тем как попасть на наш стол, две пищевые калории из пяти пересекают как минимум одну государственную границу. Многие страны и дальше будут зависеть от международной торговли в обеспечении своей продовольственной безопасности. По оценкам, к 2050 году чистый импорт зерновых культур развивающимися странами увеличится более чем вдвое со 135 млн метрических тонн в 2008-2009 годах до 300 млн в 2050 году.
Вот почему ФАО считает необходимым обеспечить транспарентность, стабильность и справедливость глобальной торговли ввозимыми ресурсами аграрного производства, сельскохозяйственной и пищевой продукцией.
В числе рекомендаций ФАО по преодолению нынешнего продовольственного кризиса особое место занимает призыв отказаться от ограничительных мер в торговле, а также призыв к полному освобождению всех поставок продовольствия, не только гуманитарных, от любых санкций.
Все эти вызовы и неопределенность, конечно, влияют на глобальные цели ФАО, в том числе и на Цели устойчивого развития…
Человечество, приходится признать, пока не сумело справиться с множеством стихийных и рукотворных напастей, приведших к размыванию фундамента продовольственной безопасности. Достижение к 2030 году второй Цели устойчивого развития — ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства — весьма проблематично.
Статистика свидетельствует, что начиная с 2015 года, после десятилетий определенного прогресса, число людей, страдающих от голода, измеряемое по распространенности недоедания, вновь стало расти.
«Сегодня человечество столкнулось с тройным планетарным кризисом — утратой биоразнообразия, климатическим кризисом и последствиями пандемии, — отмечает генеральный директор ФАО д-р Цюй Дунъюй. — Чтобы получать здоровое питание, нам нужна здоровая окружающая среда. И нынешний уровень инвестиций крайне недостаточен». Инвестиции в проекты по сохранению видов фауны и флоры и предотвращению обезлесения земли, к примеру, принесут огромные дивиденды.
«Это принесло бы значительные выгоды. Так, обращение вспять обезлесения поможет смягчить последствия изменения климата и снизить риск распространения зоонозов в будущем. Обращение вспять процесса утраты биоразнообразия и деградации земель может приносить 1,4 трлн долларов в год», — говорит д-р Цюй.
Более того, генеральный директор ФАО считает, что пришло время отказаться от сельскохозяйственных субсидий, поскольку они пагубно сказываются на климате и биоразнообразии. Верный вектор развития — это преобразование агропродовольственных систем, что предполагает работу по четырем направлениям: улучшение производства, улучшение качества питания, улучшение состояния окружающей среды и улучшение качества жизни.
Какие точечные меры предлагает ФАО в связи со сложившейся ситуацией?
Помощь нуждающимся должна быть адресной, полноценной и незамедлительной. ФАО отмечает необходимость стабильных поставок питательных продуктов в страны и регионы, где не существуют изначально (или в настоящий момент серьезно ограничены) возможности производства собственного продовольствия. ФАО предоставляет нуждающимся пакеты с семенами сельскохозяйственных культур и овощей, корма для скота, наличные деньги, в том числе в зонах вооруженных конфликтов.
Мы меняем вектор своей стратегии, которая отныне смещается с поддержки производителей на поддержку потребителей. ФАО обратилась к донорам и спонсорам собрать сумму в размере 1,9 млрд долларов, чтобы в 2023 году 48 млн людей в мире, чьи доходы и выживание напрямую зависят от сельского хозяйства и фермерства, была оказана достаточная поддержка, чтобы тем самым обеспечить средства к существованию, а в некоторых случаях и вовсе спасти жизни.
Организация разработала конкретные меры по поддержке некоторых из наиболее уязвимых сообществ в мире. Поскольку в целом ряде государств из-за подорожания сельскохозяйственного сырья и продовольствия резко ухудшился платежный баланс, ФАО предложила странам-донорам создать глобальный механизм финансирования импорта продовольствия (FIFF). Эта мера ориентирована на страны с низким и ниже среднего уровнем дохода, которые являются нетто-импортерами продовольствия. Среди близких России стран в эту категорию попадают Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
ФАО всегда выступала и выступает за ответственную реализацию странами-членами социальных функций государства, призванных обеспечить защиту и продовольственную безопасность своих наименее защищенных граждан. В полном соответствии с основополагающим принципом повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «Никто не должен быть забыт!».