Ведущие российские производители мяса привыкают к новой реальности работы в условиях международных ограничений и по целому ряду важных секторов переходят к умеренному росту. В этом году будет запущен ряд крупных производств, а драйверами растущего спроса будут внутреннее потребление и новые экспортные рынки.
Распробовали мясо. Россияне год от года едят все больше мяса — это результат как повышающегося благосостояния, так и доступности этого важного продукта питания. По данным аналитиков Россельхозбанка, в прошлом году каждый россиянин в среднем съел рекордные 77 кг мяса, а в этом году показатель может увеличиться на 1-2 кг, в первую очередь за счет свинины.
Один из самых доступных видов мяса — свинина, что обуславливает рост его популярности у потребителей. В прошлом году, по данным Национального союза свиноводов, потребление свинины достигло 28,3 кг на человека, что также стало максимальным показателем за последние 30 лет. В этом году союз рассчитывает на дальнейшую позитивную динамику, поскольку в ситуации увеличения предложения и снижения экспорта только рост внутреннего спроса может стать реалистичным ответом на вызовы перенасыщения рынка.
Аналитики РСХБ также отмечают, что кроме увеличения потребления мяса меняется структура «мясной корзины», в частности, перестала быть экзотикой индейка, также покупатели стали чаще делать выбор в пользу немассовых видов птицы: мяса уток, цесарок, гусей, перепелов. В результате роста потребления «новых» видов мяса доля традиционных курицы, свинины и говядины опустилась ниже 90%, оценивает Россельхозбанк.
Не заметили санкций. Как одно из главных достижений отечественного АПК специалисты выделяют продемонстрированную устойчивость к попыткам внешнего влияния и санкциям. Аналитики рынка говорят, что главным фактором стрессоустойчивости стал сделанный ранее задел развития, причем с упором на диверсификацию и высокую технологичность. В частности коммерческий директор информационно-аналитического агентства «ИМИТ» Любовь Савкина указывает, что российская мясная индустрия к началу 2022 года подошла практически полностью автономной, за исключением племенной базы, да и то проблемы были только в отдельных секторах, например, в производстве индейки. Высоко оценивают эксперты обеспеченность кормами, оборудованием, против которых не были введены прямые санкции, однако значительно усложнилась логистика. Что касается рынков сбыта, то отрицательного влияния на отрасль разрыв производственных и сбытовых цепочек не оказал. «Потеря европейского рынка не стала для отрасли фатальной. Продукция была перенаправлена на другие направления, например в страны Евразийского союза, в Азию, Африку», — комментирует Любовь Савкина. О росте экспорта продукции мясного животноводства говорит и генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Иванов. «Если мы говорим об экспорте мяса в целом — его объем растет. К примеру, экспорт птицы за первое полугодие значительно вырос по сравнению с предыдущим годом (+41%), как и экспорт говядины (+18%). Тем самым увеличение доли вывоза данных видов мяса компенсирует снижение темпов экспорта свинины (-23% за первое полугодие 2022-го)», — комментирует эксперт. По его словам, падение темпов вывоза свинины за рубеж обусловлено восстановлением производства в КНР и Вьетнаме, проблемами с логистическими перевозками, неблагоприятной мировой конъюнктурой цен на свинину и другими факторами. Тем не менее, говорит Юрий Иванов, снижение экспорта свинины во Вьетнам и Гонконг было частично компенсировано ростом поставок в Беларусь и Казахстан.
Экспорт мяса из России с 1 января по 5 декабря 2021 года составил $1,02 млрд, что на 30% превышает показатель за аналогичный период 2020 года, ранее сообщал подведомственный Минсельхозу центр «Агроэкспорт». В физическом выражении объем отгрузок вырос на 2,2% и достиг 469 тыс. тонн. В структуре экспортной выручки 46% пришлось на мясо птицы, 34% — на свинину, 19% — на говядину. Российское мясо в 2021 году поставлялось более чем в 65 стран.
Генеральный директор информационно- аналитического портала Meatinfo.ru Сергей Павлюченко, комментируя тенденции развития животноводства и производства мяса в России, отмечает, что с учетом возникших затруднений с поставкой необходимых импортных технологий в среднесрочной перспективе можно ожидать как минимум временное прекращение роста продуктивности в животноводстве. В то же время, согласно итогам этого года, производство мяса в РФ вырастет, и главным драйвером роста, как и в последние годы, будет свинина, а лидером мясной отрасли останется мясо птицы. Однако, по словам Сергея Павлюченко, здесь есть нюансы, которые сформировались за последние пару лет и которые необходимо учитывать. Это повышенный спрос на мясо в связи с отсутствием выездного туризма, ограниченные темпы прироста производства из-за роста цен на корма и их доступности, давление на уровень производства из-за изменения торговых потоков и недавно возникшая новая проблема — нехватка оборотных средств.
«Если говорить конкретно по видам продукции, производство мяса КРС по итогам года при текущих темпах производства может достичь 1-1,2%. Причиной его станет выход некоторого числа хозяйств из молочного животноводства. Но темп роста замедлится и в ближайшие годы составит около 0,6-0,8% в год, в первую очередь за счет увеличения объемов производства в СХО и КФХ. Несмотря на постепенный рост собственного производства, ожидать окончательного импортозамещения по говядине в среднесрочной перспективе не следует: она остается более дорогим и, следовательно, менее востребованным по сравнению с другими видом мяса, поэтому масштабных планов по резкому наращиванию поголовья в отрасли не наблюдается. Также большой проблемой остается поголовье крупного рогатого скота, которое требует обновления, а импорт племенных животных будет в ближайшее время серьезно затруднен», — прогнозирует Сергей Павлюченко.
Птичку жалко. Основное промышленное предложение мяса в России сегодня — это свинина и птица, причем как в потребительском секторе, так и в сегменте переработки. Еще в марте, по оценке НСП, предложение мяса птицы составило 409 тыс. тонн, увеличившись на 35 тыс. тонн относительно февраля и на 21 тыс. тонн к аналогичному периоду прошлого года. Одновременно с этим в марте выросло и предложение свинины. «В итоге мы видим колоссальное предложение мяса на рынке», — подчеркнул генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. Он напомнил, что во второй половине прошлого года, когда отмечался временный спад производства, велись дискуссии о возможности регулирования цен на рынке, результатом которых стало принятие решения о беспошлинном ввозе в страну свинины и говядины. Дополнительный объем мяса на рынке негативно сказался на экономике птицеводческих предприятий и снизил инвестиционную привлекательность отрасли. «Он является гнетом для цен. Для конечного потребителя это, конечно, хорошо, но у производителей, которые сейчас работают с минимальной рентабельностью, такая ситуация вызывает серьезные опасения», — рассказал Сергей Лахтюхов.
Ситуация усугубляется повышением цен на зерно и сою, которые, по словам главы союза, являются основными статьями затрат птицеводов. «В итоге рентабельность и маржинальность наших птицеводческих компаний сейчас находится на минимальном уровне за последние несколько лет», — подчеркнул он.
Спасение в этой ситуации — наращивание экспорта. «Это надежный механизм регулирования цены. И если бы не дополнительные объемы вывезенной за пределы России продукции, цена на основные виды мяса могла бы быть еще ниже», — отметил Лахтюхов. По данным НСП, в первом квартале объем экспорта продукции птицеводства вырос более чем на 50%, несмотря на все сложности с логистикой. «Российское мясо птицы является самым дешевым в мире и при этом качественным», — пояснил Сергей Лахтюхов. В числе покупателей — Китай, Саудовская Аравия, направления Юго-Восточной Азии, страны Африки.
В первые четыре месяца года, по данным НСП, экспорт продукции птицеводства продолжил расти и увеличился относительно аналогичного периода 2021-го на 20%. Однако союз не готов делать оптимистичные прогнозы по экспорту по итогам всего года. «Разорваны выстроенные логистические цепочки, компании переходят на совершенно новые логистические механизмы по экспортным поставкам. Насколько успешно они будут выстроены, увидим в ближайшем будущем», — добавил Сергей Лахтюхов. Сейчас основной риск для птицеводческих предприятий — это снижение покупательской способности населения. «У нас растут объемы производства, а надежды на майские праздники и хорошую погоду, к сожалению, не оправдались. Такого ажиотажного спроса, который наблюдался на мясо в аналогичный период в предыдущие годы, у нас не было. Надеемся, что июнь в какой-то мере отыграет, но пока остатки на складах у птицеводов только растут», — поделился гендиректор Национального союза птицеводов.
Предприятия птицеводческого сектора за короткое время нарастили производство не только товарной продукции, но и инкубационного яйца. Некоторые отраслевые аналитики в предыдущие годы опасались его дефицита, однако, по словам Лахтюхова, благодаря мерам господдержки по итогам 2021 года доля инкубационного яйца собственного производства составила 84%, тогда как в 2020-м соотношение импортного и собственного инкубационного яйца было на уровне 20% к 80% соответственно. В этом году в стране продолжается увеличение производства инкубационного яйца, добавил Лахтюхов.
Свинина под соусом. Свиноводство — одно из самых успешных и одновременно самых проблемных отраслей отечественного АПК. Россия по этому продукту вышла на самообеспечение еще пару лет назад, было последовательно реализовано сразу несколько крупных инвестпроектов, в том числе ведущими агрохолдингами с практически неограниченной поддержкой государства. В итоге только за последние 5 лет период ввода основных мощностей, объемы продукции свиноводства выросли на 39%, основной прирост в подотрасли обеспечивает промышленный сектор, доля продукции которого в прошлом году составила 88%. В 2020 году Россия вошла в топ-5 мировых производителей свинины с объемом 4,3 млн тонн в убойном весе.
Одновременно с этим, столкнувшись с серьезными вызовами (в первую очередь это несколько волн эпидемии африканской чумы свиней), вынуждены были серьезно сократить поголовье частные подворья и небольшие фермерские хозяйства. Однако в целом баланс, влияющий на состояние отрасли в целом, можно назвать положительным: производство свинины после прошлогоднего замедления темпов роста вновь набирает обороты. По итогам 2022-го отрасль может прибавить 5-6% к объемам 2021 года. Работать на насыщенном рынке становится все сложнее, предприятиям придется корректировать стратегии развития бизнеса. Однако перспективы увеличения производства у свиноводства совсем не маленькие — в ближайшие четыре года только 20 крупнейших профильных предприятий, согласно прогнозу Национального союза свиноводов, нарастят выпуск свинины на 1,1 млн тонн в убойном весе.
Сопоставимыми со свининой темпами повышается и производство мяса птицы (в первом полугодии выпущено 2,8 млн тонн в живом весе против 2,6 млн тонн за аналогичный период 2021-го), что создает еще большее напряжение на этих взаимосвязанных рынках. Общий прирост мяса благодаря двум драйверам мясного животноводства составил в первом полугодии 5,3%. Дополнительному пересыщению рынка свинины может способствовать увеличившийся импорт вследствие обнуления ввозной пошлины в первом полугодии (ранее составляла 25%). Сразу после принятия решения об этом в октябре 2021-го импортеры в надежде на высокие внутренние цены законтрактовались на пробные объемы, увеличив в три-четыре раза понедельные поставки. Это могло привести к очень серьезным последствиям в случае продолжения и развития данной тенденции. Тем не менее ввоз свинины хотя и кратно вырос — почти до 13 тыс. тонн за январь — июнь (за тот же период в прошлом году — 4,4 тыс. тонн), его абсолютные объемы по-прежнему не оказывают серьезного влияния на внутренний рынок, так как из квоты в 100 тыс. тонн использовано менее 15%.
На вторую половину года нулевая пошлина на импорт свинины продлена не была, хотя за это выступали многие мясопереработчики. Однако аргументы Национального союза свиноводов оказались более убедительными и демонстративными, и с 1 июля 2022 года пошлина вновь составляет 25%. Сокращение ввоза говядины и мяса птицы также продолжается, что имеет очень важное значение для отрасли.
А вот в отличие от импорта экспорт в этом году может более серьезно усилить пересыщение рынка. За январь — июнь вывоз продукции свиноводства упал минимум на четверть, до 81,6 тыс. тонн. Это значит, что около 25 тыс. тонн свинины осталось на внутреннем рынке. По итогам 2022 года этот объем может превысить 50 тыс. тонн, что составляет более 1% от общего потребления. В условиях пересыщенных рынков каждый такой процент имеет огромное негативное значение для внутренней ценовой конъюнктуры.