Разнонаправленная и разновеликая господдержка
Общая платформа интеграции может быть упрочена за счет сокращения числа изъятий и ограничений, снижения нетарифных барьеров в торговле между государствами ЕАЭС и координации в торговых отношениях с третьими странами.
Члены Союза имеют общие правила выделения субсидий сельскому хозяйству, основанные на обязательствах национальных правительств по субсидиям перед Всемирной торговой организацией. Кроме Беларуси, которая не входит в ВТО и в отношении которой ЕЭК применяет иной порядок регулирования: не более 10% от валовой стоимости продукции АПК.
Требования ВТО служат основой единой политики господдержки, но ими не исчерпывается системная работа в данном направлении.
«Дальнейшая интеграционная работа в области сельхозсубсидий будет направлена на повышение эффективности информационного взаимодействия стран пятерки в вопросах предоставления поддержки и нормативно-правового обеспечения субсидирования АПК, — отметил член коллегии (министр) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский. — Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо в первую очередь отказываться от неэффективных мер поддержки. В связи с этим мы работаем над формированием единых подходов к оценке эффективности мер поддержки и их влияния на общий аграрный рынок».
До настоящего времени основная часть бюджетных средств поддержки сельского хозяйства в России и Беларуси расходуется на финансирование льготных банковских кредитов. В Армении и Кыргызстане господдержка идет в основном на субсидирование услуг, связанных с инфраструктурой. Минсельхоз Казахстана субсидирует преимущественно затраты фермеров на энергоресурсы и племенное животноводство. Разнонаправленная и разновеликая государственная поддержка АПК — объективная реальность, сложившаяся в силу культурно-исторических, географических, природно-климатических условий на территории некогда единой страны.
Помощник члена Коллегии (министра) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Роман Ромашкин подчеркнул, что при оценке влияния уровня господдержки на конкуренцию нужно учитывать значительные различия в условиях деятельности сельхозтоваропроизводителей. Согласно оценке Комиссии, диапазон изменений среднесложившихся цен реализации молока в государствах-членах составляет 23%, картофеля — 60%, различных видов мяса — до 2 раз и более. Налоговая нагрузка аграриев стран ЕАЭС колеблется от 0,7% к объему выручки в Армении, до 6% — в Беларуси. В Казахстане и России — относительно низкие цены на дизельное топливо.
Эти и другие различия в экономических условиях членов Союза во многом предопределяют объемы и направления государственной поддержки АПК, однако не приводят к существенным конкурентным преимуществам с учетом наличия перечисленных ограничений.
ЕЭК постепенно уменьшает число факторов, искажающих условия конкуренции на общем рынке. Так, в нынешнем году устранены три ограничения, сформирован единый перечень карантинных объектов, утверждены единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам, правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС. Непосредственно в агропромышленной политике ведется работа по устранению двух ограничений в сфере создания единого рынка семян сельскохозяйственных растений и племенных животных. Проекты находятся в высокой степени готовности и будут приняты в 2018 году.
Однако в деле выравнивания условий конкуренции важно избежать сугубо механистического подхода. «При характеристике влияния поддержки на условия конкуренции необходимо принимать во внимание различия в условиях экономической деятельности сельхозтоваропроизводителей стран ЕАЭС. Так, различаются цены реализации сельхозпродукции, цены на ресурсы (ГСМ, газ, электроэнергию, удобрения), уровень оплаты труда, стоимость кредитов, налоговая нагрузка», — перечислил директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен. По оценке Комиссии, при выравнивании условий хозяйствования уровень поддержки в Беларуси соответствует российскому показателю, в Казахстане — наибольший уровень поддержки, в Армении и Кыргызстане — наименьший.
Препятствия в торговле возникают и из-за принимаемых на национальных уровнях решений, что зачастую является нарушением достигнутых договоренностей в ЕАЭС, или из-за пробелов в праве Союза. ЕЭК составила перечень таких препятствий и ведет работу по их устранению. Помимо того что данная работа ликвидирует барьеры на пути товара, она еще открывает новые возможности для формирования трансграничных цепочек добавленной стоимости и для трансграничной производственной кооперации.
Высокий потенциал интеграции
Эксперты ЕЭК видят высокий потенциал интеграции прежде всего в плодоводстве, овощеводстве, птицеводстве и мясном скотоводстве. «Развитие плодоводства должно открыть два направления: производственное — в части разработки евразийского типового проекта технологического сада и инфраструктурное, предусматривающее создание логистической инфраструктуры и оптово-распределительных комплексов для поставок фруктов в Россию из стран ЕАЭС», — прокомментировал Станислав Бубен.
В союзном АПК актуально развивать кооперацию в чувствительных отраслях (мясные и молочные продукты, овощи, плоды и продукция их переработки, растительные масла, сахар) с целью импортозамещения и стимулирования конкурентоспособного производства на основе использования лучших достижений в науке и передового опыта. В пищевой промышленности планируется развивать кооперацию в сфере производства пищевых микроингредиентов, включая комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, ферменты и аминокислоты. В рамках развития агробиотехнологий страны ЕАЭС нацелены на создание комплекса по производству СПФ-яиц (свободных от специфических патогенных контаминантов) для выпуска произведенных вакцин в ветеринарии.
Директор Федерального научного центра биологических систем и агротехнологий РАН, член-корреспондент РАН, профессор Сергей Мирошников уверен, что альтернативы кооперации в мясном скотоводстве в рамках ЕАЭС нет: «Пока даже значительные ресурсы отрасли (около 3 млрд долларов США на территории, включающей Северный Казахстан, Южный Урал и Поволжье) не позволяют товаропроизводителям оказывать влияние на рынок говядины ввиду нашей разобщенности. Ситуация изменится к лучшему уже после первых шагов, в том числе благодаря развитию рынка живого скота, созданию инфраструктуры, обеспечивающей закупку и перевозку животных из районов с развитыми фермами «корова — теленок» на территории, где возможен низкобюджетный откорм. Казахстан сегодня активно закупает скот в Оренбургской, Челябинской, Курганской и других областях России. На границе с РФ там появилось несколько откормочных площадок в Западно-Казахстанской, Актюбинской областях, и постепенно товарный поток начинает выстраиваться. Этого не миновать, и развитие будет идти дальше».
Согласно оценкам ЕЭК, формирование трансграничной инфраструктуры откорма и мясопереработки позволит организовать откорм до 1 млн голов КРС мясных пород и помесного скота на территориях России и Северного Казахстана. Также Беларусь может поставлять на откормочные площадки России около 700 тыс. бычков молочных пород и помесных животных.
Государства ЕАЭС стремятся к согласованным действиям в отношении третьих стран по снижению тарифных барьеров и устранению нетарифных ограничений, созданию с ними зон свободной торговли. Первая такая зона с Вьетнамом начала работать 5 октября 2016 года. Сразу после этого Вьетнам обнулил ввозные пошлины по 58% тарифных линий, еще по 30% ставки ввозных пошлин будут снижены до нуля после завершения переходного периода. Сегодня уже можно оценить экономический эффект от появления первой ЗСТ. В прошлом году экспорт сельхозпродукции ЕАЭС во Вьетнам составил 74,2 млн долларов — в три раза больше, чем в позапрошлом. За первое полугодие нынешнего года объем экспорта уже превысил 100 млн долларов. Сегодня ЕЭК рассматривает перспективы заключения соглашений о свободной торговле с Египтом, Индией, Ираном и Израилем. Готовится соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.
Совместное заявление о старте переговоров, посвященных заключению соглашения о свободной экономической зоне с Индией, подписано в июне на ПМЭФ‑2017. Экспертный анализ целесообразности заключения такого соглашения показал, что суммарный прирост ВВП стран ЕАЭС может составить 1,4 млрд долларов США в краткосрочной перспективе и 2,7 млрд долларов в долгосрочной.
«Мы стремимся к реализации согласованной политики в области развития экспортного потенциала АПК, — заметил Роман Ромашкин. — В текущем году планируется заложить основы формирования подходов к согласованной экспортной политике, направленные на эффективное совместное продвижение продукции, а также на исключение излишней конкуренции между экспортерами государств Союза».
ЕЭК разделяет экспортный потенциал на тот, который страны могут реализовать на основе двусторонней торговли, и на тот, который рационально использовать с помощью наднациональных институтов ЕАЭС.
Балансы производства и поставок сельхозтоваров
Излишняя конкуренция между государствами ЕАЭС на мировом рынке — реальность. Уровень схожести аграрного экспорта России и Казахстана достигает 53%, между остальными странами он превышает 25%. Структура экспорта такова, что 46% его — сельскохозяйственное сырье, тогда как импортное продовольствие на 53% состоит из готовых продуктов.
Углубление переработки также будет способствовать снижению конкуренции между членами ЕАЭС на мировом рынке. С одной стороны, собственная продукция заместит импортную на общем рынке, с другой — в ее производстве рационально использовать разделение труда в рамках Союза, которое повысит самодостаточность аграрно-продовольственного сектора ЕАЭС. Развитие кооперационных связей и углубление переработки сельхозпродукции на основе разделения труда в рамках Союза — прерогатива наднациональных институтов ЕАЭС. На уровне национальных органов власти такая повестка дня практически отсутствует.
В настоящее время национальные отраслевые программы развития АПК не содержат совместных с партнерами по Союзу мероприятий, поэтому интеграционный потенциал реализуется не в полной мере. Тем не менее работа по использованию потенциала ЕАЭС ведется в рамках реализации согласованной агропромышленной политики. ЕЭК координирует эту работу.
К настоящему моменту страны Союза определили основные сельскохозяйственные товары, по которым осуществляется взаимное предоставление планов развития производства. На постоянной основе формируются евразийские балансы производства и поставок сельхозтоваров.
В целях углубления отраслевого взаимодействия по основным товарам и выработки совместных решений Комиссия организует регулярные консультации представителей государств-членов ЕАЭС. Это позволит реализовать отраслевой интеграционный потенциал Союза, обеспечив консолидацию усилий бизнеса и госструктур в совместном решении актуальных для всех стран проблем, включая выход на общесоюзные программы.
АПК государств-участников ЕАЭС в цифрах и фактах
Россия
В 2016 году Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна. При общем урожае в 120 млн тонн поставки на внешний рынок составили 26 млн тонн. Отечественное животноводство понесло заметные потери после 1991 года, сократившись в разных секторах в два и более раз. Модернизированное птицеводство восстановило дореформенные объемы производства к началу 2012 года. В свиноводстве показатели в 2016 году почти достигли советских цифр. По говядине сохраняется зависимость от импорта примерно на 30%. В торговле со странами ЕАЭС доля российского сельхозсырья и продовольствия составила в минувшем году 9,3%.
Беларусь
Сельское хозяйство Беларуси ориентировано в значительной степени на рынок ЕАЭС: в 2016 году на него приходилось около 75% всего экспорта продовольствия и сельхозпродукции. В 2015 году объем агропроизводства сократился на 2,5%, а в 2016-м увеличился на 3,4% за счет сахарной свеклы, ягод, фруктов и овощей. Беларусь — крупнейший экспортер говядины на постсоветском пространстве. В год предприятия республики продают более 135 тыс. тонн мяса КРС, в минувшем году оно поставлялось в 10 стран.
Казахстан
В секторе АПК Казахстана занято около 16% трудоспособного населения. Республика производит 960 кг зерновых на человека в год — это один из самых высоких показателей в мире. В экспортном сезоне 2016-2017 годов она отправила за границу 8,2 млн тонн зерна и муки. Основные покупатели — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан, Афганистан, Иран и Китай.
Армения
В 2010 году правительство Армении провозгласило сельское хозяйство приоритетным направлением экономики, однако его развитие отличается нестабильностью из-за сложных погодно-климатических условий и падения доходов населения в результате кризиса. В 2017 году по отношению к 2015-му в республике прогнозируется рост производства продукции АПК на 7,5%. К ведущим обрабатывающим отраслям, обеспечивающим основные валютные поступления, относится пищевая. Только спиртные напитки дают 10% всего экспорта страны.
Кыргызстан
В 2015 году торговля Кыргызстана со странами ЕАЭС упала на 32,7% из-за уменьшения объемов экспорта текстильной продукции и почти полного отсутствия сертификации продукции сельского хозяйства. В 2016 году взаимный товарооборот вырос на 4,4% за счет увеличения торговли продуктами питания и сельхозпродукции, а также частичного восстановления торговли продукцией легкой промышленности. При вступлении в Союз республика получила от России и Казахстана на адаптацию системы технического регулирования и повышение уровня технического оснащения ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, соответственно, 200 млн и 100 млн долларов. Еще 500 млн долларов предоставила Россия для Российско-Кыргызского фонда развития.