На хлеб с маслом

На хлеб с маслом

До 2025 года в рамках ЕАЭС должна быть реализована скоординированная (согласованная) политика в разных отраслях экономики, в том числе в АПК
Какие основные задачи решают власти каждого из пяти государств ЕАЭС в сфере АПК, имея в виду свое участие в Союзе? Прежде всего это общий рынок продовольствия емкостью 182 млн человек, который является притягательной силой для агропродовольственного бизнеса стран. Важным фактором служит возможность получить лучшие условия доступа на третьи рынки за счет объединения усилий членов ЕАЭС. Конкурентоспособность собственной продукции участники Союза смогли повысить также за счет гармонизации национального технического регулирования с межгосударственными техническими регламентами.

Разнонаправленная и разновеликая господдержка
Общая платформа интеграции может быть упрочена за счет сокращения числа изъятий и ограничений, снижения нетарифных барьеров в торговле между государствами ЕАЭС и координации в торговых отношениях с третьими странами.
Члены Союза имеют общие правила выделения субсидий сельскому хозяйству, основанные на обязательствах национальных правительств по субсидиям перед Всемирной торговой организацией. Кроме Беларуси, которая не входит в ВТО и в отношении которой ЕЭК применяет иной порядок регулирования: не более 10% от валовой стоимости продукции АПК.
Требования ВТО служат основой единой политики господдержки, но ими не исчерпывается системная работа в данном направлении.
«Дальнейшая интеграционная работа в области сельхозсубсидий будет направлена на повышение эффективности информационного взаимодействия стран пятерки в вопросах предоставления поддержки и нормативно-правового обеспечения субсидирования АПК, — ​отметил член коллегии (министр) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский. — ​Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо в первую очередь отказываться от неэффективных мер поддержки. В связи с этим мы работаем над формированием единых подходов к оценке эффективности мер поддержки и их влияния на общий аграрный рынок».
До настоящего времени основная часть бюджетных средств поддержки сельского хозяйства в России и Беларуси расходуется на финансирование льготных банковских кредитов. В Армении и Кыргызстане господдержка идет в основном на субсидирование услуг, связанных с инфраструктурой. Минсельхоз Казахстана субсидирует преимущественно затраты фермеров на энергоресурсы и племенное животноводство. Разнонаправленная и разновеликая государственная поддержка АПК — ​объективная реальность, сложившаяся в силу культурно-исторических, географических, природно-климатических условий на территории некогда единой страны.
Помощник члена Коллегии (министра) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу Роман Ромашкин подчеркнул, что при оценке влияния уровня господдержки на конкуренцию нужно учитывать значительные различия в условиях деятельности сельхозтоваропроизводителей. Согласно оценке Комиссии, диапазон изменений среднесложившихся цен реализации молока в государствах-членах составляет 23%, картофеля — ​60%, различных видов мяса — ​до 2 раз и более. Налоговая нагрузка аграриев стран ЕАЭС колеблется от 0,7% к объему выручки в Армении, до 6% — ​в Беларуси. В Казахстане и России — ​относительно низкие цены на дизельное топливо.
Эти и другие различия в экономических условиях членов Союза во многом предопределяют объемы и направления государственной поддержки АПК, однако не приводят к существенным конкурентным преимуществам с учетом наличия перечисленных ограничений.
ЕЭК постепенно уменьшает число факторов, искажающих условия конкуренции на общем рынке. Так, в нынешнем году устранены три ограничения, сформирован единый перечень карантинных объектов, утверждены единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам, правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС. Непосредственно в агропромышленной политике ведется работа по устранению двух ограничений в сфере создания единого рынка семян сельскохозяйственных растений и племенных животных. Проекты находятся в высокой степени готовности и будут приняты в 2018 году.
Однако в деле выравнивания условий конкуренции важно избежать сугубо механистического подхода. «При характеристике влияния поддержки на условия конкуренции необходимо принимать во внимание различия в условиях экономической деятельности сельхозтоваропроизводителей стран ЕАЭС. Так, различаются цены реализации сельхозпродукции, цены на ресурсы (ГСМ, газ, электроэнергию, удобрения), уровень оплаты труда, стоимость кредитов, налоговая нагрузка», — ​перечислил директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен. По оценке Комиссии, при выравнивании условий хозяйствования уровень поддержки в Беларуси соответствует российскому показателю, в Казахстане — ​наибольший уровень поддержки, в Армении и Кыргызстане — ​наименьший.
Препятствия в торговле возникают и из-за принимаемых на национальных уровнях решений, что зачастую является нарушением достигнутых договоренностей в ЕАЭС, или из-за пробелов в праве Союза. ЕЭК составила перечень таких препятствий и ведет работу по их устранению. Помимо того что данная работа ликвидирует барьеры на пути товара, она еще открывает новые возможности для формирования трансграничных цепочек добавленной стоимости и для трансграничной производственной кооперации.

Высокий потенциал интеграции
Эксперты ЕЭК видят высокий потенциал интеграции прежде всего в плодоводстве, овощеводстве, птицеводстве и мясном скотоводстве. «Развитие плодоводства должно открыть два направления: производственное — ​в части разработки евразийского типового проекта технологического сада и инфраструктурное, предусматривающее создание логистической инфраструктуры и оптово-распределительных комплексов для поставок фруктов в Россию из стран ЕАЭС», — ​прокомментировал Станислав Бубен.
В союзном АПК актуально развивать кооперацию в чувствительных отраслях (мясные и молочные продукты, овощи, плоды и продукция их переработки, растительные масла, сахар) с целью импортозамещения и стимулирования конкурентоспособного производства на основе использования лучших достижений в науке и передового опыта. В пищевой промышленности планируется развивать кооперацию в сфере производства пищевых микроингредиентов, включая комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, ферменты и аминокислоты. В рамках развития агробиотехнологий страны ЕАЭС нацелены на создание комплекса по производству СПФ-яиц (свободных от специфических патогенных контаминантов) для выпуска произведенных вакцин в ветеринарии.
Директор Федерального научного центра биологических систем и агротехнологий РАН, член-корреспондент РАН, профессор Сергей Мирошников уверен, что альтернативы кооперации в мясном скотоводстве в рамках ЕАЭС нет: «Пока даже значительные ресурсы отрасли (около 3 млрд долларов США на территории, включающей Северный Казахстан, Южный Урал и Поволжье) не позволяют товаропроизводителям оказывать влияние на рынок говядины ввиду нашей разобщенности. Ситуация изменится к лучшему уже после первых шагов, в том числе благодаря развитию рынка живого скота, созданию инфраструктуры, обеспечивающей закупку и перевозку животных из районов с развитыми фермами «корова — ​теленок» на территории, где возможен низкобюджетный откорм. Казахстан сегодня активно закупает скот в Оренбургской, Челябинской, Курганской и других областях России. На границе с РФ там появилось несколько откормочных площадок в Западно-Казахстанской, Актюбинской областях, и постепенно товарный поток начинает выстраиваться. Этого не миновать, и развитие будет идти дальше».
Согласно оценкам ЕЭК, формирование трансграничной инфраструктуры откорма и мясопереработки позволит организовать откорм до 1 млн голов КРС мясных пород и помесного скота на территориях России и Северного Казахстана. Также Беларусь может поставлять на откормочные площадки России около 700 тыс. бычков молочных пород и помесных животных.
Государства ЕАЭС стремятся к согласованным действиям в отношении третьих стран по снижению тарифных барьеров и устранению нетарифных ограничений, созданию с ними зон свободной торговли. Первая такая зона с Вьетнамом начала работать 5 октября 2016 года. Сразу после этого Вьетнам обнулил ввозные пошлины по 58% тарифных линий, еще по 30% ставки ввозных пошлин будут снижены до нуля после завершения переходного периода. Сегодня уже можно оценить экономический эффект от появления первой ЗСТ. В прошлом году экспорт сельхозпродукции ЕАЭС во Вьетнам составил 74,2 млн долларов — ​в три раза больше, чем в позапрошлом. За первое полугодие нынешнего года объем экспорта уже превысил 100 млн долларов. Сегодня ЕЭК рассматривает перспективы заключения соглашений о свободной торговле с Египтом, Индией, Ираном и Израилем. Готовится соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.
Совместное заявление о старте переговоров, посвященных заключению соглашения о свободной экономической зоне с Индией, подписано в июне на ПМЭФ‑2017. Экспертный анализ целесообразности заключения такого соглашения показал, что суммарный прирост ВВП стран ЕАЭС может составить 1,4 млрд долларов США в краткосрочной перспективе и 2,7 млрд долларов в долгосрочной.
«Мы стремимся к реализации согласованной политики в области развития экспортного потенциала АПК, — ​заметил Роман Ромашкин. — ​В текущем году планируется заложить основы формирования подходов к согласованной экспортной политике, направленные на эффективное совместное продвижение продукции, а также на исключение излишней конкуренции между экспортерами государств Союза».
ЕЭК разделяет экспортный потенциал на тот, который страны могут реализовать на основе двусторонней торговли, и на тот, который рационально использовать с помощью наднациональных институтов ЕАЭС.

Балансы производства и поставок сельхозтоваров
Излишняя конкуренция между государствами ЕАЭС на мировом рынке — ​реальность. Уровень схожести аграрного экспорта России и Казахстана достигает 53%, между остальными странами он превышает 25%. Структура экспорта такова, что 46% его — ​сельскохозяйственное сырье, тогда как импортное продовольствие на 53% состоит из готовых продуктов.
Углубление переработки также будет способствовать снижению конкуренции между членами ЕАЭС на мировом рынке. С одной стороны, собственная продукция заместит импортную на общем рынке, с другой — ​в ее производстве рационально использовать разделение труда в рамках Союза, которое повысит самодостаточность аграрно-продовольственного сектора ЕАЭС. Развитие кооперационных связей и углубление переработки сельхозпродукции на основе разделения труда в рамках Союза — ​прерогатива наднациональных институтов ЕАЭС. На уровне национальных органов власти такая повестка дня практически отсутствует.
В настоящее время национальные отраслевые программы развития АПК не содержат совместных с партнерами по Союзу мероприятий, поэтому интеграционный потенциал реализуется не в полной мере. Тем не менее работа по использованию потенциала ЕАЭС ведется в рамках реализации согласованной агропромышленной политики. ЕЭК координирует эту работу.
К настоящему моменту страны Союза определили основные сельскохозяйственные товары, по которым осуществляется взаимное предоставление планов развития производства. На постоянной основе формируются евразийские балансы производства и поставок сельхозтоваров.
В целях углубления отраслевого взаимодействия по основным товарам и выработки совместных решений Комиссия организует регулярные консультации представителей государств-членов ЕАЭС. Это позволит реализовать отраслевой интеграционный потенциал Союза, обеспечив консолидацию усилий бизнеса и госструктур в совместном решении актуальных для всех стран проблем, включая выход на общесоюзные программы. 

АПК государств-участников ЕАЭС в  цифрах и фактах

Россия
В 2016 году Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна. При общем урожае в 120 млн тонн поставки на внешний рынок составили 26 млн тонн. Отечественное животноводство понесло заметные потери после 1991 года, сократившись в разных секторах в два и более раз. Модернизированное птицеводство восстановило дореформенные объемы производства к началу 2012 года. В свиноводстве показатели в 2016 году почти достигли советских цифр. По говядине сохраняется зависимость от импорта примерно на 30%. В торговле со странами ЕАЭС доля российского сельхозсырья и продовольствия составила в минувшем году 9,3%.

Беларусь
Сельское хозяйство Беларуси ориентировано в значительной степени на рынок ЕАЭС: в 2016 году на него приходилось около 75% всего экспорта продовольствия и сельхозпродукции. В 2015 году объем агропроизводства сократился на 2,5%, а в 2016-м увеличился на 3,4% за счет сахарной свеклы, ягод, фруктов и овощей. Беларусь — крупнейший экспортер говядины на постсоветском пространстве. В год предприятия республики продают более 135 тыс. тонн мяса КРС, в минувшем году оно поставлялось в 10 стран.

Казахстан
В секторе АПК Казахстана занято около 16% трудоспособного населения. Республика производит 960 кг зерновых на человека в год — это один из самых высоких показателей в мире. В экспортном сезоне 2016-2017 годов она отправила за границу 8,2 млн тонн зерна и муки. Основные покупатели — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан, Афганистан, Иран и Китай.

Армения
В 2010 году правительство Армении провозгласило сельское хозяйство приоритетным направлением экономики, однако его развитие отличается нестабильностью из-за сложных погодно-климатических условий и падения доходов населения в результате кризиса. В 2017 году по отношению к 2015-му в республике прогнозируется рост производства продукции АПК на 7,5%. К ведущим обрабатывающим отраслям, обеспечивающим основные валютные поступления, относится пищевая. Только спиртные напитки дают 10% всего экспорта страны.

Кыргызстан
В 2015 году торговля Кыргызстана со странами ЕАЭС упала на 32,7% из-за уменьшения объемов экспорта текстильной продукции и почти полного отсутствия сертификации продукции сельского хозяйства. В 2016 году взаимный товарооборот вырос на 4,4% за счет увеличения торговли продуктами питания и сельхозпродукции, а также частичного восстановления торговли продукцией легкой промышленности. При вступлении в Союз республика получила от России и Казахстана на адаптацию системы технического регулирования и повышение уровня технического оснащения ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, соответственно, 200 млн и 100 млн долларов. Еще 500 млн долларов предоставила Россия для Российско-Кыргызского фонда развития.