Российская молочная отрасль как социально значимый сегмент пищевой промышленности приобрела особое значение в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Большинство предприятий отрасли оказались готовы к работе в мобилизационных условиях, а ряд компаний в апреле объявили о планах по расширению производства и о новых инвестиционных проектах.

Коровы не подведут
Согласно базовому прогнозу Минсельхоза РФ, в текущем году производство молока в нашей стране должно вырасти до 31,6-32 млн тонн против 31,3 млн тонн в 2019-м, и к периоду самоизоляции российские молочники подошли на высокой волне. За первые два месяца 2020 года производство молока выросло на 9,1% к январю-февралю 2019 года — до 2,8 млн тонн против 2,5 млн тонн за тот же период годом ранее. По итогам первого квартала о росте производства в сельхозорганизациях отчитались некоторые ключевые регионы: Белгородская область (133,5 тыс. тонн — плюс 4,5%), Нижегородская область (125,4 тыс. тонн — плюс 5,7%), Удмуртия (195,8 тыс. тонн — плюс 5,6%), Рязанская область (123,8 тыс. тонн — плюс 20,3%). В Московской области в хозяйствах всех категорий за три месяца произвели 173,2 тыс. тонн молока — на 6% больше относительно показателей аналогичного периода 2019 года.

Вскоре после введения карантинных мер молочники поспешили заверить, что их продукция будет по-прежнему доступна практически для всех жителей страны. «В России 4,5 млн коров производит 22 млн тонн сырого молока, из которого тысячи предприятий произвели за прошлый год 11,3 млн тонн цельномолочной продукции, 697,7 млн тонн сыров, 260,2 тыс. тонн сливочного масла и еще много всего вкусного и полезного. Границы не закрыты, и грузовые машины ежедневно привозят нам молочные продукты из Белоруссии, нашего основного партнера по молочной категории, и из других стран. Можно быть спокойным: дефицита не будет», — говорится в официальном заявлении Международной молочной федерации (IDF) и ассоциации «Союзмолоко».

С собственными инициативами выступили и ведущие игроки отрасли. В частности, компания «ЭкоНива» решила не повышать цены на молоко на фоне коронавируса, несмотря на то, что ситуация диктовала увеличение цен на 5-10% в связи с ослаблением курса рубля. «Покупательская способность в России и так всегда была небольшая. К сожалению, она совершенно точно не улучшится. Одно из самых больших последствий коронавируса — у людей не станет денег больше, чем было раньше», — пояснил это решение президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. В то же время, по его мнению, новая реальность может сделать более доступными для российской продукции зарубежные рынки, поскольку не во всех странах коронавирусный кризис проходит так гладко для молочной отрасли, как в России. Ряд производителей в апреле объявили о планах по расширению производства. Например, Купинский молочный комбинат в Новосибирской области решил увеличить объемы выпуска своей продукции с 150 тонн до 250 тонн в сутки к середине года в ответ на увеличение спроса на продукты с длительным сроком хранения, в частности на сухое молоко. В соседнем Красноярском крае в период карантина на 2020-2021 годы был заявлен проект строительства животноводческого комплекса за 1,6 млрд рублей. Планируемые мощности по производству молока составят 16,2 тыс. тонн в год, на предприятии будут содержаться более 2 тыс. коров. Еще один крупный инвестпроект — модернизация Угличского сыродельно-молочного завода (Ярославская область) — планируется завершить в конце третьего квартала. В первый этап инвестпрограммы предприятия, реализованный в 2018 году, было вложено около 1 млрд рублей, а второй этап предполагает модернизацию цехов по производству натуральных сычужных сыров и переработке сыворотки, а также приобретение оборудования. Благодаря этим вложениям завод, входящий в структуру холдинга «АгриВолга», планирует уже к 2022 году увеличить переработку молока более чем в 10 раз — с текущих 4,8 тыс. тонн до 50 тыс. тонн в год.

Не обошлось, конечно же, и без благотворительных инициатив. Например, российский дивизион компании Danone сообщил о планах поставить более 100 тонн молочной продукции для медработников и волонтеров и около 10 тыс. литров специализированного зондового питания для пациентов с коронавирусом. Первыми поддержку получили Медицинский центр в Коммунарке в Новой Москве и столичный НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. В Татарстане завод «Азбука сыра» из города Мамадыш начал бесплатно поставлять свою продукцию в больницы Казани. Алтайский завод плавленых сыров «Плавыч» безвозмездно передал более тонны своей продукции для социально значимого проекта «Продуктовая помощь», реализуемого в рамках общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе.

Антивирусные меры
Устойчивое прохождение кризиса во многом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие отрасли с регулирующими органами. Государство уже пошло навстречу молочникам, перенеся запланированное на текущий год введение обязательной маркировки молочной продукции на 2021 год. Это решение было положительно воспринято отраслью, настаивавшей, что маркировка готовой молочной продукции дублирует функции системы «Меркурий». Кроме того, Минсельхоз РФ предложил разрешить ввоз 3 тыс. тонн молочной сыворотки из санкционных стран, исключив из списка продукцию, подпадающую под продовольственное эмбарго, — молочную сухую деминерализованную сыворотку с уровнем деминерализации 90%, предназначенную для производства сухих молочных смесей (заменителей грудного молока). Это решение будет действовать до 31 декабря 2020 года.
Ряд ведущих предприятий молочной отрасли были отнесены к числу системообразующих организаций РФ. Среди них — Кировский молочный комбинат, компания «МЕГАМИКС», ООО «Покровское молоко», ООО «ЭкоМилк», ООО «ЭкоНиваАгро», АО «ВБД», «Данон Россия». Объем производства молока предприятиями системообразующих организаций, по оценке отраслевого портала DairyNews, составил 1,7 млн тонн, или 9% от общего объема производства молока в стране, а объем переработки молока системообразующих организаций равен 4,7 млн тонн, или 24% от общего объема переработки молока в стране. В ходе состоявшегося в начале апреля в ассоциации «Союзмолоко» заседания антикризисной рабочей группы для формирования мер по поддержке отрасли был сформирован перечень мер, которые могли бы оказать существенную помощь предприятиям сектора, снизить давление на цены в связи с девальвацией рубля и дополнительными расходами в условиях карантина.

«Для нас самыми важными мерами являются увеличение объемов льготного кредитования: молочникам нужно больше оборотных средств, а также отказ от проверок и постоянных изменений законодательства, — заявил генеральный директор Союзмолока Артем Белов. — Еще один важный вопрос — отношения с торговыми сетями. Мы предлагаем отказаться от практики заполонивших полки промоакций и не возвращаться пока к штрафам за недопоставку и несвоевременную поставку продовольственных товаров. В непростой для всей мировой экономики период эти факторы негативно влияют на доходность поставщиков и ставят их на грань выживаемости. Это можно сделать в том числе в рамках системы саморегулирования».
Союзмолоко также присоединилось к коллективному обращению отраслевых ассоциаций АПК к Правительству РФ, в котором были представлены предложения по организации стабильного и приоритетного обеспечения предприятий АПК и пищевой промышленности средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами, бесконтактными термометрами.
«Отрасли крайне важно иметь бесперебойный доступ к маскам, дезинфицирующим средствам, бесконтактным термометрам. Здесь необходимо не допускать искусственного повышения цен. Для профилактики и недопущения распространения коронавирусной инфекции на предприятиях молочной отрасли строго соблюдаются все рекомендации и нормы санитарно-эпидемиологической безопасности в усиленном режиме, что накладывает на сектор дополнительные финансовые обязательства в виде закупки необходимого запаса средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств», — отметил Артем Белов. По его словам, рост цен на необходимые в условиях коронавируса изделия действительно вызывает беспокойство: средства индивидуальной защиты (медицинские маски) у поставщиков подорожали с 74-90 копеек до 45 рублей за штуку, а цены моющих и дезинфицирующих средств увеличились на 20-150%.

Основные опасения участников рынка связаны с тем, что на выходе из кризиса спрос на молочную продукцию в России может снизиться, несмотря на то, что в апреле он оставался стабильным. «Снижение закупочных цен приведет к тому, что производители молока также начнут оптимизировать бизнес и к концу третьего квартала, примерно к концу лета, мы можем увидеть снижение темпов производства молока и поголовья», — отметил в комментарии отраслевому порталу DairyNews ведущий аналитик ИНФАГРО Максим Фастеев.