Диспаритет можно объяснить: половину всего мясного импорта составляет говядина и 30% — свинина. Тогда как из России за рубеж отправляют более 160 тыс. тонн мяса птицы и 70 тыс. тонн свинины. Продажи более дорогих говядины и баранины попадают в раздел «другие виды мяса», поскольку их доля очень незначительна. В ассортименте свинины, продаваемой за рубеж, наиболее дорогое мышечное мясо занимает 40%, а остальное — субпродукты и шпик. Ассортимент птицы примерно поровну делят мясо и субпродукты.
Плохо это или хорошо? В Китай российские поставщики продают передние ноги свиней, хвосты, уши, желудки, куриные лапки по цене до 100‑120 рублей за килограмм, причем до начала экспорта этот товар был не востребован на рынке. Теперь дополнительный доход от экспорта работает на снижение себестоимости продукции российского птицеводства и свиноводства.
Потребление мяса на душу населения, по данным Росстата, в прошлом году составило 74 кг, и, как единогласно уверяют эксперты, оно не может служить локомотивом развития отрасли в обозримом будущем. Рынок близок к насыщению, и развитие производства ограничено демографическими и экономическими факторами. Экспорт становится самым перспективным, хотя и не самым легким каналом сбыта продукции, способным поддержать расширенное воспроизводство. И на строительство этого канала государство выделит в ближайшие 6 лет по меньшей мере 500 млрд рублей — такова сумма господдержки аграрного экспорта, заявленная вице-премьером правительства Алексеем Гордеевым в ходе рабочей поездки в Тверскую область. Это помимо ежегодных 240 млрд рублей, предусмотренных госпрограммой для сельского хозяйства. По его словам, основная задача государства в деле наращивания экспорта продукции АПК — «чтобы мы могли пробить административные барьеры, которыми пользуются многие страны и правительства».
По данным Росстата, за первые семь месяцев 2018 года сельхозорганизации произвели 3,5 млн тонн птицы в живом весе, что на 2,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В июле объемы производства даже сократились на 2% к показателю июля 2017 года. В текущем году подорожали корма, себестоимость и цена выросли, а население сократило потребление мяса птицы. Экспорт 160 тыс. тонн, конечно, не делает погоды, если на внутреннем рынке складывается неблагоприятная ситуация. От успехов государства и бизнеса в завоевании внешних рынков зависят благополучие отрасли и внутренние цены на мясо.

Генеральный директор ООО «Башкирская мясная компания» Андрей Бочарников убежден, что экспорт мяса из России вырастет в ближайшие годы. «Свиноводческая отрасль в России близка к насыщению внутреннего рынка, но очень высок экспортный потенциал, — отметил он. — Сдерживающими экспорт факторами являются отсутствие между странами выстроенных схем ветсертификации и разница в производственно-качественных требованиях рынков». Андрей Бочарников также отметил, что текущая отраслевая себестоимость свинины не позволяет уверенно конкурировать с мировыми странами-лидерами. «Все эти вопросы решаемы, и в ближайшие пару лет у отечественных свиноводов есть все шансы уверенно заявить о себе на внешнем рынке», — считает он.

Также Илья Козырев отметил, что законодательные требования безопасности у нас по гормонам роста, по ГМО выше, чем в ЕЭС и США, требования по микробиологии соответствуют аналогичным зарубежным, и законодательные требования к безопасности не могут быть препятствием для экспорта. Он считает, что для поставок качественной продукции на зарубежный рынок есть все условия, надо только внедрить нужные технологии, в том числе российские. Охлажденное мясо, которое на пароходах везут из Бразилии в Европу и Россию, имеет срок годности 90 дней. Чтобы развивать экспорт наиболее дорогого ассортимента, срок годности имеет значение. В этом направлении пока российские поставщики добились меньших результатов, чем бразильцы. «У нас есть несколько предприятий, которые дают срок годности охлажденной свинины и говядины 45‑50 суток, — говорит Илья Козырев. — На больший срок годности экспериментов, насколько я знаю, в России никто не проводил». Могут ли в России добиться более продолжительных сроков годности? «Теоретически можем, — уверен эксперт. — Условия известны: хорошая санитария, низкая температура и хорошее исходное качество сырья».

Председатель правления Национального союза мясопереработчиков Татьяна Ларина говорит о барьерах, которые имеются не только с той стороны границы, но и с этой. «Чтобы любому переработчику мяса начать экспорт в страны Евразийского экономического союза, надо попасть в реестр Россельхознадзора, — рассказывает она. — После проверок, исследования качества мясной продукции поставщик попадает в реестр Россельхознадзора и может продавать свою продукцию». Но это в теории, а на практике экспортеры имеют дело с избыточными требованиями к продукции, идущей на экспорт. «Одно из предприятий нашего союза столкнулось с такой проблемой, что для экспорта колбас в Казахстан региональное управление Россельхознадзора требует проведения экспертизы каждой партии, отгружаемой на экспорт, — приводит пример Татьяна Ларина. — Таких требований, установленных законом, нет. Экспертиза проводится в рамках производственного контроля или государственного контроля при плановых проверках, и если у предприятия есть декларация Евразийского экономического союза на соответствие техническим регламентам, если внедрена система ХАССП, какой смысл тратить деньги и время на проведение этого контроля»? Татьяна Ларина рассказала также, что, отгружая продукцию на экспорт, предприятие тратит 5‑10 суток на получение результатов испытаний, притом что срок годности продукции — около 30 суток.
За пределы Евразийского экономического союза продавать животноводческую продукцию можно, только пройдя аккредитацию страны-импортера. «Но в настоящее время это все организовано не так хорошо, чтобы можно было подать заявку в электронном виде, получить требования, подготовиться пройти аудит, отобрать продукцию, провести лабораторные исследования и начать торговать, — продолжает Ларина. — Но пошаговой инструкции нет, о требованиях мы по большому счету мало что знаем, а что есть, так это декларирование намерений и слабая исполнительская дисциплина вертикали власти».

Международная торговля — улица с двухсторонним движением: за рубежом российская продукция нужна (конкуренция при этом никуда не исчезает), но нашим предприятиям еще больше нужны зарубежные рынки. При этом проложить себе путь на эти рынки первое время под силу только крупному бизнесу, которому проще преодолеть и технические, и административные барьеры, и себестоимость продукции у них ниже. Чтобы торговать с заграницей смогли больше компаний, нужна всесторонняя поддержка государства и комплекс мер организационного, законодательного и технического характера по улучшению эпизоотической ситуации. Это все займет не один год, а экспорт мяса станет для значительной части предприятий такой же привычной функцией, как кормить население своей страны.