Колеса и гусеницы

Колеса и гусеницы

Российские производители могут полностью заместить иностранную технику

За полтора года действия жестких западных санкций в отношении российских производителей сельхозтехники они не только научились обходить их с помощью параллельного импорта, но и во многом сумели импортозаместить ключевые технику и оборудование. 

Ведущую роль в этом сыграли российский «Ростсельмаш», белорусские «Гомсельмаш» и МТЗ, заполнившие ниши после ухода иностранных производителей и заметно расширившие свое присутствие. Со своей стороны отечественные производители уверены, что федеральное правительство в сложившейся ситуации должно расширить господдержку российских производителей по специальной программе на закупку аграриями техники как минимум до 15 млрд рублей в год. Но в 2022 году в качестве господдержки было выделено 8 млрд рублей, а в текущем году — всего 2 млрд рублей.

Колеса и гусеницы

Сломанная палка в колесе. Введенные с февраля 2022 года западные санкции в отношении российского машиностроения, безусловно, ударили по отечественным производителям, много лет выстраивавшим кооперационные связи с иностранными партнерами. Они предполагали прекращение обязательств по договорам, запрет транзита продукции предприятий и заморозку активов за рубежом.

Они по-разному сказались на работоспособности предприятий. К примеру, лидер российского сельхозмашиностроения ростовский КЗ «Ростсельмаш» на 10% комплектующих был завязан на заграничных поставках, которые одномоментно к весне были остановлены. Комбайно- и тракторостроители лишились коробок передач, шестерней для коробок передач, гидростатических трансмиссий, компонентов электроники и др., что привело в мае-июне даже к некоторым остановкам конвейеров.

В Канаде даже настаивали на том, чтобы «Новое Содружество» продало принадлежащий ему местный завод Buhler Industries Inc, пригрозив перестать его кредитовать. Собственникам «Ростсельмаша» в авральном порядке пришлось решать вопрос о параллельном импорте через дружественные страны.

«Мы подсели на западное оборудование, российские станки занимали, наверное, 10-15% рынка России, — признался совладелец предприятия Константин Бабкин. — Здесь, конечно, тоже многие бренды ушли или отказались поставлять запчасти. Но есть тут и серые схемы поставок, все-таки наши партнеры не хотят полностью отказываться от сотрудничества. Мы совместно находим какие-то возможности продолжать сотрудничество. Тем не менее новые проекты, новое оборудование постараемся закупать в дружественных странах, странах Востока, на Юге».

Например, покрасочную линию для нового тракторного завода в Ростове-на-Дону вместо Европы заказали в одной из стран Юго-Восточной Азии. Начали создавать собственное производство трансмиссий для тракторов и комбайнов, на мощностях бывшего ТКЗ производить прицепную технику, которая практически не зависит от импорта.

ПАО «Кировский завод» почти не пострадало от западного эмбарго. «Сегодня мы не видим серьезных осложнений и проблем в этом вопросе, — заверил генеральный директор ПАО и директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков. — Весь объем технологического процесса локализован на территории России, отчасти — Беларуси. Мы выпускаем трактора, работаем в рамках продовольственной безопасности, которая во всем мире считается благом».

Санкции против Челябинского тракторного завода и его дочернего «ЧТЗ-Уралтрак», к которым присоединились власти Украины, также не достигли своей цели.

«По итогам первого квартала объем ежемесячно выпускаемых модернизированных дизельных двигателей превысил на 12% показатели СССР периода холодной войны. Такие показатели были достигнуты впервые за новейшую историю ЧТЗ, — сообщил в мае 2023 года директор по особым поручениям АО «Концерн «Уралвагонзавод» Игорь Мешков.

«Эти санкции — как жужжание мухи над ухом у слона. Никак не отразятся. Потому что ЧТЗ не поставляет ничего на Украину и никаких взаимосвязей, контрагентов с ней не имеет. Поэтому ничего не произойдет, — заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Почему Украина постоянно объявляет все новые и новые санкции в отношении различных российских предприятий и компаний? Очень просто. Выпендриться, показать свою крутизну. Но сколько ни показывай искусственный лайк, никого это не пугает. Если до 2014 года у ЧТЗ и были поставки на Украину, то они занимали небольшую долю в общем объеме и особого значения не имели».

К тому же ЧТЗ давно работает в кооперации с Минским тракторным заводом, где и наладил производство необходимых комплектующих для своих тракторов.

Колеса и гусеницы

Одной рукой даем, другой забираем. В этой ситуации многое зависит от поддержки производителей со стороны государства. По итогам майского заседания правительственной комиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий заместитель председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко поручила Минпромторгу РФ совместно с Минсельхозом РФ проработать вопрос расширения перечня товаров параллельного импорта, дополнив его запчастями к сельхозтехнике для того, чтобы аграрии смогли закупить их во время проведения сезонных полевых работ.

«Несмотря на достигнутые результаты по поставке техники, в условиях санкционного давления необходимо сократить зависимость машиностроения от импортной компонентной базы, а также ликвидировать риски, связанные с ростом цен на сельхозтехнику», — заметила Виктория Абрамченко.

Вице-премьер считает, что для укрепления продовольственной безопасности страны к 2030 году отечественные аграрии должны иметь порядка 700 тыс. единиц техники (ныне их 568 тыс.). Она уверена, что эффективным инструментом для этого является льготный агролизинг: с помощью него «Росагролизинг» в прошлом году поставил аграриям более 12,7 тыс. единиц техники на общую сумму более 71,5 млрд рублей. В этом году сельхозпроизводителям будет передано 13 тыс. единиц техники. «Для сохранения темпов обновления парка техники и оборудования в федеральном бюджете предусмотрено больше 6 млрд рублей», — сказала вице-премьер.Помимо этого, пояснили в пресс-службе Правительства РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ и Минсельхоз РФ должны будут мониторить цены на сельскохозяйственные трактора и комбайны. Минпромторгу и Минсельхозу поручено контролировать исполнение плана поставок тракторов российского и белорусского производства начиная с июня 2023 года.

Однако на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Сельское хозяйство» директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Мария Ёлкина рассказала, что в нынешнем году правительственные расходы на поддержку российских производителей сельхозтехники составят всего 2 млрд рублей, хотя в прошлом году на эти цели выделялось 8 млрд рублей. Со своей стороны в «Росспецмаше» заметили, что для поддержания необходимых темпов модернизации АПК объем финансирования «Программы 1432» (программа субсидирования отечественных производителей сельхозтехники) должен быть не менее 15 млрд рублей в год, а скидки в 10-15%, которые были установлены для приобретения сельхозмашин, необходимо распространять на всю отечественную сельхозтехнику.

Иными словами, одной рукой правительство поддерживает производителей, объемы производство которых в 2022 году выросли на 15%, а другой сокращает субсидии, что вряд ли пойдет на пользу промышленникам и самим аграриям.

Колеса и гусеницы

Отвоеванный рынок. Своим уходом с российского рынка западные производители по сути выстрелили себе в ногу. По заверению Константина Бабкина, доля «Ростсельмаша» на рынке комбайнов выросла с 65% до 75%. «Остаются белорусы, немцы, появляются китайцы, чего раньше не было. В тракторах у нас есть две сильные компании, производящие крупные тракторы, — это «Ростсельмаш» и Кировский завод. Мне кажется, мы в этом году заняли 100% рынка, может быть, 99,9%», — заметил он.

Впрочем, в настоящее время говорить о полноценной конкуренции на рынке сельхозтехники с китайской продукцией не приходится. На то есть совершенно объективные причины. Сельское хозяйство Поднебесной сильно отличается от российского. У бедного плодородной землей Китая очень маленькие участки, которые традиционно используются под рисовые чеки. Пшеницы там выращивают немного. Это и стало причиной того, что китайская сельскохозяйственная (рисоуборочная) техника небольших размеров и плохо приспособлена к российским условиям и культурам. Российским же просторам требуются большие комбайны и трактора под собственные весьма неоднородные почвы.

Аналитики считают, что в нынешнее время возрастают шансы у небольших российских производителей. Дело в том, что «Ростсельмаш» и «Кировский завод» специализируются на массовой технике: комбайнах, тракторах и отчасти на опрыскивателях. Но есть еще прицепные орудия. Эта техника должна быть адаптирована к конкретным хозяйствам, к конкретным агрофонам, к культурам. Таких машин очень много, они индивидуализированы, привязаны к конкретным районам. Это нишевые продукты, которые могут быть интересны для небольших региональных предприятий. В России их приблизительно 70, которые вынуждены работать максимально близко с потребителями, знать его проблемы, что называется, изнутри. Крупные предприятия такую сферу полностью охватить не могут.

По данным аналитиков «Росспецмаша», в январе — сентябре 2023 года рынок тракторов вырос на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Положительная динамика обусловлена ростом отгрузок в сегментах рынка тракторов с мощностью двигателя от 40 до 100 л.с. и от 100 л.с. сектора тракторов классической компоновки и тракторов с ШСР с мощностью двигателя до 300 л.с.

За то же время объем поставок на российский рынок самоходных комбайнов вырос на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

«Перспективы оцениваю как хорошие, даже благоприятные. Закрыть сможем потребности, но не все. Допустим, какие-­то специальные ниши, комбайны для семеноводов или виноградоуборочные комбайны, часть техники для животноводства, для садоводства — это все, наверное, будет импортироваться в существенных объемах, — уверен Константин Бабкин. — Тут критичной какой-то зависимости я не вижу. Санкции Запада есть, но они не стопроцентные, они все равно стараются присутствовать на нашем рынке, поставляют технику. Во-вторых, есть поставки из стран Востока, южных стран. Сельское хозяйство не остается и не останется без техники».