Лошадь важнее человека. Упоминания о лошадях встречаются еще в древних славянских летописях. Так, например, «милостных» лошадей русские князья даровали своим поданным в качестве награды, гарцевали на таких лошадках высшие чины княжеской дружины. На «сумных» лошадях перевозили грузы, и на них же ездили рядовые дружинники. А самых тяжелых и неповоротливых животных — «подводных» — использовали только в обозах. Были и легкие благородные скакуны «фари», завезенные с Древнего Востока и служившие украшением двора сановитых вельмож. Позднее всех восточных лошадей, независимо от того, был ли конь персидской или иной породы, стали называть аргамаками. Факт, что лошади на Руси ценились гораздо выше человека, также зафиксирован в летописях — по законодательству князя Ярослава Мудрого за убийство свободного крестьянина виновный должен был заплатить в казну 3 гривны, а вот за убийство лошади — 12 и 1 гривну владельцу животного.
Первый конный завод на Руси появился во времена правления Ивана III в селе Хорошавино. В царствование Петра I конные заводы открылись в Казанской, Киевской, Азовской губерниях. К 1740 году на конюшнях, принадлежавших царской семье, содержалось порядка 1685 племенных лошадей, среди которых были представители 13 пород.
А к середине 19-го века в России насчитывалось уже 1339 частных заводов подобного типа. Иметь собственные конюшни и благородных рысаков в высших кругах аристократии считалось модным и престижным. В 1834 году было образовано Общество охотников рысистого бега, открывались ипподромы, любимым развлечением дворянской знати и богатых купцов стали скачки и бега — подобный эпизод Лев Толстой описывает в романе «Анна Каренина». Увлечение лошадьми приобретало новое направление — спортивное. В двадцатое столетие наша страна вошла не только как аграрная, но и коневодческая — на государственных и частных заводах насчитывалось порядка 6 тыс. племенных лошадей, общее же поголовье достигало 40 млн голов.
Лошади Буденного. Серьезный ущерб отрасли нанесли военные кампании. За несколько лет на фронтах Первой мировой войны, революции и последовавшей Гражданской войны погибли 5 млн лошадей. Сохранить племенное конное животноводство стало делом чрезвычайной важности для СССР. Не хватало кормов, грамотных специалистов, но героическими усилиями преданных своему делу людей часть животных все же удалось спасти. Уже к 1922 году было отремонтировано 111 бывших помещичьих конезаводов, в которых содержались 7992 племенных рысака и 3111 маток.
Большую работу по возрождению племенного коневодства провел Семен Буденный — маршал Советского Союза, герой Гражданской войны и страстный любитель и знаток лошадей. С целью создания новых пород животных и для улучшения уже имеющихся признаков у существующих пород Буденный велел отобрать лучших донских кобыл и чистокровных английских жеребцов. В 1936 году в России насчитывалось 2,56 млн голов породистого молодняка.
Во время Великой Отечественной войны многие советские конезаводы находились на оккупированной Украине, и большинство животных достались врагам. Так, знаменитый завод «Восход» лишился всего поголовья, а в Харьковской, Запорожской и Ворошиловоградской областях сохранилось лишь 5% лошадей.
Всего же в ходе боевых действий, а также от голода и холода пропало не менее 10 млн голов. В связи с этим пленум ЦК КПСС поручил опять же Буденному работу по восстановлению поголовья в рекордно короткие сроки. В 1948 году были официально зарегистрированы породы буденновская, русская рысистая, владимирский тяжеловоз и терская.
Лошади счет любят. Объективные причины — механизация сельского хозяйства, расформирование армейской кавалерии — вызвали постепенное снижение роли лошадей в жизни человека. И все последующие десятилетия поголовье животных продолжало сокращаться.
Что касается племенной отрасли, то здесь ситуация начала меняться в лучшую сторону с относительно недавним появлением в стране класса состоятельных людей, способных позволить себе такое увлечение, как породистая лошадь.
На территории РФ в настоящее время функционируют 68 племенных конных заводов, в том числе 58 по разведению лошадей заводских пород, 119 племенных репродукторов, из которых 51 занимается воспроизводством лошадей заводских пород и 9 генофондных хозяйств по сохранению местных пород. Разведением племенных животных занимаются также около 1,5 тыс. частных владельцев. В племенных коневодческих хозяйствах разводятся лошади 43 пород, из них 22 заводские породы отечественной и зарубежной селекции и 21 местная порода.
Племенное коневодство верхового направления традиционно пользуется большой популярностью и развито в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, рысистого и тяжеловозного — в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Верховое коневодство в РФ представлено такими породами, как чистокровная верховая, чистокровная арабская, ахалтекинская, буденновская, донская, русская верховая, терская, тракененская, ганноверская, а также популярными сегодня западноевропейскими породами спортивного направления: вестфальской, ольденбургской, голштинской, голландской спортивной и другими. Всего племенных лошадей верховых пород насчитывается около 20 тыс. голов.
Рысистое коневодство представляют орловская рысистая, русская рысистая и американская рысистая (стандартбредная) породы. В группу легкоупряжных лошадей можно включить и вятскую породу, которая недавно получила статус заводской. Ежегодно на 36 ипподромах испытывается более 6,8 тыс. племенных лошадей, в том числе 4,2 тыс. рысистых и 2,6 тыс. верховых пород. Из тяжеловозов в России традиционно продолжают разводить русскую, советскую и владимирскую тяжеловозные породы.
Дорогое удовольствие. По оценкам специалистов, численность маточного поголовья отдельных заводских пород в стране значительно сократилась, советская тяжеловозная насчитывает всего 180 голов, терская — 250 голов, донская — около 200 голов. Но есть пример орловской рысистой породы, демонстрирующей расцвет и постоянное наращивание не только племенного поголовья, но и продуктивных качеств лошадей. Повышается интерес покупателей к арабской, ахалтекинской, русской верховой, донской породам, которые имеют хороший экспортный потенциал. «Вырастить перспективную лошадь — дорого. Нужно вкладываться в племенной материал, в хорошее содержание жеребцов и маток, качественные корма, ветеринаров, ковалей, в воспитание и тренинг жеребят. Но и продать хорошо выращенных лошадей можно с прибылью, окупив затраты на их выращивание, — делится опытом председатель некоммерческой ассоциации «Росплемконзавод» Игорь Бочкарев. — Важно понимать, что плохо выращенные лошади, даже с прекрасной родословной, никому не нужны и стоят ненамного дороже их «мясной» цены. Те хозяйства, которые этого не осознали, разоряются. Заводчики, готовые инвестировать в коневодство, в технологии и маркетинг, получают хорошую отдачу и хорошие продажи». Племенное коневодство, по словам эксперта, очень сложная сфера, не зря испокон веков успеха в ней добивались люди, преданные этому делу целиком и полностью, этакие фанатики породистых лошадей. «К тому же коневодство — это игра «вдолгую»: первые результаты племенной работы нового хозяйства можно оценить только через 7-10 лет, когда рожденные в нем лошади пройдут либо ипподромные испытания, либо покажут серьезные результаты в конном спорте, и станет очевидна их ценность», — говорит он.
Сегодня в состав ассоциации входят порядка 20 членов — ведущие конные заводы России, государственные заводские конюшни, ипподромы и частные хозяйства по разведению племенных лошадей. Совместными усилиями ежегодно проводится международная выставка «Конная Россия», где организуются породные чемпионаты лошадей, шоу-программы с лошадьми, соревнования русских троек.
В июле этого года ассоциация стала генеральным спонсором и одним из организаторов I Евразийского онлайн-чемпионата жеребят арабской чистокровной породы. Осенью при содействии Росплемконзавода стартовал виртуальный чемпионат русской верховой породы, и буквально в эти же дни на Московском конном заводе № 1 прошел 17-й аукцион орловских рысаков, где трех лошадей приобрели покупатели из США.
Элегантный и прекрасный. Племенное коневодство тесно связано с таким направлением, как конный спорт. В России конный спорт начал развиваться при Екатерине Великой. В 1872 году в Петербурге состоялся первый стипль-чез (скачка по пересеченной местности). Сегодня конный спорт присутствует в 70 регионах РФ, из 66 региональных конноспортивных федераций 56 имеют действующую государственную аккредитацию. Если до революции верховая езда и конный спорт были прерогативой аристократии и состоятельных людей, то в наше время ситуация несколько изменилась. Говоря о доступности конного спорта, безусловно, нужно разделять массовый спорт и спорт высших достижений. И если стоимость одного занятия в конном клубе в среднем составляет 2 тыс. руб., то в сегменте спорта высших достижений сумма резко возрастает в первую очередь за счет приобретения хорошей лошади. Ее содержание, уход, квалифицированный тренер, регулярное участие в соревнованиях и сборах также стоят немалых денег.
В целях популяризации конного спорта Федерация конного спорта России проводит ежегодный международный конный фестиваль «Иваново поле», на котором гостей знакомят со всеми видами конного спорта — как с олимпийскими, так и с новыми направлениями.
Ежегодно в фестивале принимают участие порядка 10 тыс. человек. Развитие конного спорта зависит от многих аспектов: уровня благосостояния региона, конных традиций, климатических условий, а также интереса и поддержки со стороны властей.
Например, в Сибири лето намного короче, и чтобы проводить соревнования и тренировки, необходимо наличие крытых манежей, следовательно, требуется большее финансирование. Безусловными лидерами по численности спортсменов являются Москва и Санкт-Петербург, а также Московская и Ленинградская области. Достаточно активно конный спорт развивается в Алтайском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, в Новосибирской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях. В последние годы наблюдается развитие спорта в Татарстане, Карелии, Бурятии, Сахалинской области.
Конь коню — рознь. По словам председателя комитета по спортивному коннозаводству Федерации конного спорта России Натальи Горской, тенденции последнего времени таковы, что основные племенные лошади спортивного направления: буденновская, тракененская, ганноверская, русская верховая — перестают отвечать современным требованиям, особенно спорта высших достижений, и быть востребованными у покупателей. На первый план выходят так называемые помеси лошадей западноевропейского корня (голштинская, голландская теплокровная, бельгийская, ольденбургская, вестфальская). Это позволяет использовать весь передовой мировой селекционный материал и производить конкурентных лошадей. Во многих странах на основе таких лошадей созданы национальные студбуки (племенные книги) — литовская, болгарская, хорватская полукровная. В России подобная практика отсутствует, и заводчики, которые производят высококлассных спортивных лошадей, фактически находятся в разряде «товарных» хозяйств.
Кроме того, ни в одной из основных отечественных спортивных пород нет четко сформулированных секционируемых параметров современной спортивной лошади по экстерьеру, качеству аллюров, прыжка, характера, как это есть, например, в ведущих спортивных породах мира.
Еще одна серьезная проблема — устаревшая система испытаний, оценки и допуска в селекцию лошадей. Сегодня племенными называются лошади, записанные в Государственную племенную книгу и имеющие племенные паспорта. А вот продуктивные характеристики животного — темперамент, качество движений — не оцениваются. В воспроизводство, прикрываясь идеей «сохранения» пород, допускаются любые жеребцы и кобылы. Но племенные породы не только не улучшаются, но и из поколения в поколение теряют свои качества, которыми обладали еще 20-30 лет назад. «В 2016 году при ФКСР был создан комитет по спортивному коннозаводству. Цель создания и работы комитета — объединение и координация работы заводчиков и спортсменов с целью получения российских спортивных лошадей высокого класса, — рассказывает Наталья Горская. — За четыре года проведена большая работа. 30 мероприятий в формате чемпионатов, фестивалей, выводок-экспертиз прошли в пяти федеральных округах (Центральный, Южный, Сибирский, Приволжский, Северо-Западный), в 11 регионах России, на 20 площадках — это крупнейшие конные заводы, конноспортивные комплексы и школы. Мы провели 15 семинаров, мастер-классов, лекций, соревнований для молодых лошадей. По продуктивным (спортивным) качествам протестировано почти 800 голов лошадей разных пород. Мы хотим, чтобы все отечественные породы спортивного направления развивались и совершенствовались, имели постоянный высокий спрос, хорошую цену, и тогда вопрос сохранения будет снят сам собой. В прошлом году мы провели чемпионат буденновских лошадей в честь 70-летия породы».
Поддержка открывает перспективы. Государство заинтересовано в развитии племенной отрасли. Для возмещения расходов коневладельцев из федерального бюджета выплачиваются субсидии на содержание маточного поголовья. Для местных региональных пород — 4 тыс. рублей на кобылу, для заводских пород, испытываемых на ипподромах, — 14 тыс. рублей, а для неиспытываемых — 10 тыс. рублей.
Кроме того, в отдельных регионах установлены дотации на племенное коневодство из местных бюджетов. Например, в Ставропольском крае в 2018 году заводчики получали дотации до 45 990 рублей на племенную матку в год. В Башкортостане с 2019 года выделяется более 100 млн рублей в год из бюджета республики на развитие коневодства. Поддержку коневодам оказывает и правительство Татарстана, в прошлом году лошади татарской породы были продемонстрированы на выставке «Золотая осень» как новое селекционное достижение и награждены золотой медалью. Вместе с тем для заводских пород возмещается лишь 10-15% затрат коневладельцев, и этого явно недостаточно, считают специалисты ФГБНУ «ВНИИ коневодства», в ближайшей перспективе необходимо увеличить уровень федеральной поддержки до 25-30% от реальной суммы затрат коннозаводчиков.
Опыт сохранения ряда малочисленных национальных конских пород за рубежом (кладрубская в Чехии, норвежский фиорд в Финляндии и др.) показывает, что необходимо идти по пути создания новых видов их хозяйственного использования (в туризме, экипажном и верховом прокате и др.), а также придания этим породам статуса генофондных при доведении уровня господдержки для возмещения затрат на уровне 50-75%.