Государственные приоритеты
В соответствии с поручениями президента РФ от 4 февраля 2015 года и Правительства РФ от 8 февраля 2015 года в целях повышения эффективности системы межбюджетного субсидирования планируется сократить количество межбюджетных трансфертов на основе консолидации (укрупнения) мер господдержки. Для этого Минсельхозом России определены приоритеты государственной аграрной политики, реализация которых, начиная с 2017 года, направлена на достижение ряда задач:
— ускоренное импортозамещение и рост экспортного потенциала путем стимулирования производства основных видов сельскохозяйственной продукции в молочном и мясном скотоводстве, зерна, овощей, плодов и ягод;
— развитие мелиорации;
— обеспечение эпизоотического благополучия на территории страны;
— поддержка малых форм хозяйствования.
Также сформирована дальнейшая стратегия государственной аграрной политики и последующего сокращения количества межбюджетных трансфертов для упрощения механизмов и уменьшения сроков доведения средств господдержки до сельхозтоваропроизводителей. В рамках работы по консолидации планируется предоставлять межбюджетные субсидии по семи основным направлениям:
— содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (консолидированное направление, в которое вошли поддержка краткосрочного кредитования, страхования, малых форм хозяйствования, селекции и племенного дела, а также отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, связанных в том числе с развитием традиционных для регионов подотраслей сельского хозяйства);
— поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства, направленная на повышение плодородия и вовлечение в оборот земель сельхозназначения, в том числе в нечерноземных регионах (оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства);
— поддержка сельхозтоваропроизводителей в области молочного скотоводства (субсидии на повышение продуктивности скота молочного направления);
— поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе;
— компенсация прямых понесенных затрат сельхозтоваропроизводителей на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса
(в том числе на приобретение техники и оборудования);
— реализация мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»;
— реализация мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Региональные ориентиры
Укрупненные субсидии предполагается распределять с учетом приоритетов развития каждого субъекта Федерации и на основе планирования основных результатов деятельности отраслей агропромышленного комплекса. Для этого будут заключаться соглашения с регионами, осуществляться совместная с Минсельхозом России корректировка региональных программ развития АПК. Консолидация субсидий позволит субъектам РФ самостоятельно определять объемы, формы и методы господдержки АПК, исходя из специфики сельскохозяйственного производства, природно-климатических и других особенностей территории, при обязательном выполнении условий предоставления субсидий и достижении плановых показателей результативности, устанавливаемых соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Б рамках работы по консолидации мер государственной поддержки агропромышленного комплекса Минсельхоз РФ разработал проект постановления
Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса». Проектом предусмотрена консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки на:
— возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства;
— развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства;
— развитие молочного скотоводства;
— развитие селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства;
— переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров;
— возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
— возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства;
— возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей;
— поддержку племенного животноводства;
— поддержку производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти;
— содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей;
— возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, многолетними насаждениями;
— возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей;
— поддержку элитного семеноводства,
— возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
— производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— поддержку начинающих фермеров;
— развитие семейных животноводческих ферм;
— грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы;
— поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ в «единую» субсидию, предоставляемую бюджетам субъектов РФ одной суммой с возможностью самостоятельного выбора направлений и объемов поддержки для каждого субъекта, имея в виду необходимость достижения целевых индикаторов и перераспределения бюджетных ассигнований между направлениями внутри «единой» субсидии при условии достижения целевых индикаторов, установленных соглашением.
Для отдельных субъектов РФ (Республики Крым и города Севастополя, регионов Дальневосточного федерального округа и Нечерноземной экономической зоны) устанавливается повышающий коэффициент 1,2, исходя из экономической целесообразности в складывающихся макроэкономических условиях и с учетом ограниченности средств федерального бюджета на выполнение задачи по опережающему развитию данных территорий и решение исторически сложившихся проблем в их социально-экономическом развитии.
Льготное кредитование
В 2017 году прекращается субсидирование инвестиционных кредитов, привлеченных после 1 января 2017-го. Поддержка инвестпроектов будет осуществляться в рамках нового механизма государственной поддержки — льготного кредитования. Цель нового механизма — позволить организациям агропромышленного комплекса не отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки и не ждать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходит при действующей системе.
Субсидии планируется предоставлять кредитным организациям, участвующим в реализации нового механизма льготного кредитования в качестве уполномоченных банков, на возмещение недополученных ими доходов в размере 100% ключевой ставки Центрального банка России по кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса по ставке не более 5%. Кредиты по льготной ставке будут предоставляться на развитие подотраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции растениеводства и животноводства. Проверку целевого использования льготного кредита осуществляет уполномоченный банк на основании документов, представленных заемщиком в соответствии с кредитным договором (соглашением). При этом при реализации нового механизма будет применяться принцип «одного окна». Заемщик самостоятельно будет выбирать уполномоченный банк и обращаться к нему для получения льготного краткосрочного и (или) инвестиционного кредита. В свою очередь, уполномоченный банк будет рассматривать возможность предоставления льготного кредита в соответствии с внутренними правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке, а также оценивать соответствие заемщика требованиям, установленным Правилами льготного кредитования. При наличии лимита бюджетных обязательств, предусмотренных Минсельхозу России на цели льготного кредитования, уполномоченный банк заключает с заемщиком кредитный договор (соглашение). Документы, подтверждающие целевое использование льготных кредитов, также предоставляются заемщиком в уполномоченный банк. Таким образом, заемщик будет взаимодействовать напрямую с уполномоченным банком, а не с региональным органом управления АПК субъекта РФ, кредитной организацией и Минсельхозом России, как это происходит при действующем механизме.