Отдых в труде
По оценкам Всемирной туристской организации, сегодня агротуризм, или сельский туризм, входит в число основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года. В одной только Испании в прошлом году фермерские владения в свой летний отпуск посетили 1,5 млн человек, а в Италии около 10 тыс. ферм ежегодно принимают до 3 млн человек. По различным оценкам, на это направление приходится от 15 до 30% доходов всей туристической отрасли Евросоюза, причем агротуризм стоит на втором месте по популярности после пляжного отдыха. В ряде стран — Франции, Великобритании, Голландии, Ирландии, Германии, Испании, Италии — занятие сельским туризмом поощряется на национальном уровне: агротуризм считается важным инструментом сохранения сельских поселений через возрождение ремесел и повышение предпринимательской активности. История развития агротуризма началась в 60-70-х годах прошлого века в Западной Европе, прежде всего в сельскохозяйственных районах Франции, Италии и Германии. Основной причиной роста интереса к отдыху европейцев в сельской местности, безусловно, стал высокий уровень урбанизации. Потомственные городские жители едва ли представляют себе, как выращивают хлеб, делают вино или ухаживают за скотиной, хотя постиндустриальный мегаполис от села, сохраняющего многие черты патриархального уклада, может отделять всего полчаса езды. Поэтому многие европейские фермеры быстро поняли, что могут продавать горожанам не только свою привычную продукцию, но и новые впечатления. В настоящий момент Европейская федерация сельского «зеленого» туризма (Eurogites) включает 20 ассоциаций из 17 стран Европы, объединяющих 90 тыс. частных владельцев объектов размещения. Каждая из стран, активно развивающих агротуризм, имеет собственные хорошо узнаваемые особенности этого направления досуга. Например, французская модель агротуризма предполагает больший уклон в сторону гастрономии и дегустации вин, при этом гости чаще всего проживают не в одном доме с фермером, а в специальных коттеджах. Для немецкой модели, напротив, характерно проживание и питание туристов в доме фермера, который предлагает гостям поучаствовать в работе в полях или на подворье. Также в Германии агротуризм зачастую имеет событийный характер, поскольку многие фестивали проходят в сельской местности. Итальянская модель агротуризма включает три основных направления: совмещение отдыха в сельской местности с восстановлением здоровья (экотуризм), изучение гастрономии и продуктов местного производства, а также занятия спортом. В Финляндии агротуризм в широком смысле вообще является чуть ли не самым популярным направлением отдыха жителей и гостей этой страны, учитывая большое количество частных коттеджей, сдающихся в краткосрочную аренду в сельской местности.
Let's go, my friend, to the dacha!
Слово «агротуризм» не входит в число широко распространенных неологизмов русского языка: по данным «Яндекса», этот поисковый сервис получает всего лишь около 5 тыс. соответствующих запросов в месяц. Однако если обратиться к исследованиям того, как россияне проводят свой отпуск, окажется, что именно агротуризму отдает предпочтение значительная часть соотечественников. Результаты соцопросов из года в год демонстрируют, что примерно пятая часть россиян отдыхает за городом, на дачах. Для многих такой отдых, конечно, не отделим от работы в саду или на грядке, но именно такова сама идея агротуризма — это направление не имеет ничего общего с праздным времяпрепровождением. Едва ли многие задумываются о том, что привычные российские дачи могут представлять интерес для иностранных туристов. Между тем американский путеводитель авторитетной серии Lonely Planet включает a trip to the dacha в десятку главных «хитов» поездки в Россию — наряду с походом на балет, посещением парада Победы и поездкой на озеро Байкал. Такой выбор как минимум заставляет задуматься о том, что еще, помимо наших «официальных» достопримечательностей, хотели бы увидеть в России зарубежные гости. Остается только создать для них соответствующие возможности, хотя и сами россияне по мере ускорения роста крупных городов будут испытывать все большее желание ощутить сельскую атмосферу. «Путевку в жизнь» отечественный агротуризм получил в рамках федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2016 годы. В ее концепции очевидным преимуществом такого вида туризма названо то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Потенциальный спрос на агротуризм в России был оценен примерно в 600 тыс. человек в год, хотя это весьма консервативный прогноз.
«Экспертные оценки на основе исследований, проведенных в Московской, Костромской и Рязанской областях, показывают, что примерный уровень доходов от агротуристической деятельности в расчете на административный район субъекта Федерации может составлять 30 млн рублей в год, — говорит подмосковный фермер Александр Коновалов, основатель объединения «Экокластер». — Административных районов, на территории которых можно развивать агротуризм, не менее тысячи. Следовательно, можно говорить о потенциальном финансовом эффекте развития агротуризма в России, составляющем 30 млрд рублей в год. А в случае реализации комплексного подхода, подразумевающего совместное развитие сельскохозяйственной деятельности и агротуризма, эффект может возрасти вдвое».
Вариации формата
По данным Минсельхоза РФ, в России развитием сельского туризма в настоящее время занимаются 11 регионов. Больше всего объектов агротуризма в Иркутской области (210), Калужской области (115) и Алтайском крае (110), а также к лидерам в организации этого вида отдыха относятся ряд регионов севера и северо-запада европейской части России, несколько регионов Поволжья, Калининградская область, Подмосковье и окрестности Санкт-Петербурга.
Фонд «Единый центр развития сельского хозяйства» (ЕЦРСХ) насчитал по всей стране уже около 5 тыс. фермерских хозяйств, готовых принять городских туристов. К наиболее известным проектам в сфере агротуризма относятся «Дорога к дому» (Ленинградская область), «Зеленый дом» (Горный Алтай), сеть B&B (Прибайкалье), «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого туризма в России и Республике Беларусь» (Калининградская область). Даже на ранней стадии своего становления российский агротуризм демонстрирует большой ассортимент возможностей. В Ярославской области, к примеру, есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, и по своей популярности этот туристический объект уже может конкурировать с большими музеями. Жители Углича активно создают различные частные музеи — кукол, водки, чайников, список предметов показа весьма разнообразен, и количество таких музеев в городе уже более 30. На экоферме «Коновалово» в Подмосковье пользуются спросом мастер-классы по приготовлению национальных блюд из натуральных продуктов. Однако, в отличие от многих европейских семей, которые могут провести в деревне весь свой отпуск, россияне в основном предпочитают агротуризм выходного дня. При этом особенным спросом пользуются фермерские хозяйства, созданные уехавшими в деревню горожанами. Как видим, дачная традиция и здесь оказывает существенное влияние. Собственно сельские жители на агротуризме в России пока, к сожалению, почти не зарабатывают, многие просто боятся ехать в «настоящую» деревню из-за устоявшегося негативного мнения о ней.
«Я постоянно сталкиваюсь с тем, что у людей очень отсталые представления об экофермах. Они сразу представляют себе кучи навоза, крестьянина в валенках. Это примерно как представления иностранцев о том, что у нас на Красной площади ходят медведи и мужики в ушанках и пьют водку», — говорит Александр Коновалов. На его экоферме коровы для увеличения удоев смотрят телевизор и слушают классическую музыку, а мини-гостиница соответствует уровню бизнес-отеля.
«Российские туристы нуждаются в просвещении и ментальной переориентации с бурного пляжного отдыха на спокойный отдых в деревне. Сельский туризм — это совершенно другой тип отдыха с другими ожиданиями», — поясняет Коновалов. Поэтому для самой пропаганды идеи агротуризма в России необходимо создавать информационные центры, запускать социальную рекламу, выпускать специальные каталоги, брендировать интересные направления. Ведущую роль по продвижению концепции агротуризма в массы уже готовы взять на себя два профессиональных объединения — Ассоциация содействия развитию агротуризма и Национальная ассоциация организаций сельского туризма. Кроме того, для более активного развития агротуризма требуются существенные вложения в инфраструктуру и технологии, учитывая то, что удаленность от «большой земли» в этом типе отдыха создает дополнительную ценность. Однако в данном случае нельзя ставить знак равенства между агротуризмом и эко-туризмом по-российски — с палатками и рюкзаками. Скорее, с учетом климата и природных особенностей нужно ориентироваться на Финляндию, которая до девальвации рубля ежегодно привлекала десятки тысяч россиян возможностями насладиться своими суровыми пейзажами, не испытывая при этом тягот расставания с цивилизацией. Более того, финское коттеджное строительство давно стало полигоном для инновационных технологий «умного дома».
Еще одной проблемой развития сельского туризма в России является отсутствие специального законодательства, регулирующего деятельность в этой сфере: несмотря на уникальные возможности для агротуризма, в юридическом смысле это явление до недавнего времени фактически не существовало. Сам термин «сельский туризм» упоминается лишь в некоторых ГОСТах, а также недавно был внесен отдельной поправкой в федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Винный акцент
Наряду с развитием агротуризма в России сейчас набирает обороты винный туризм (энотуризм). Его классические составляющие — посещение виноделен и виноградников, а также тематических ресторанов, винных фестивалей и других специальных мероприятий с непременной дегустацией.
По версии аналитического агентства «ТурСтат», в России насчитывается уже более полумиллиона поклонников такого типа отдыха. Развитие отечественного энотуризма — хорошее свидетельство того, насколько быстро отечественные виноделы смогли усвоить зарубежный опыт. Первым по популярности местом посещения российских энотуристов считается Абрау-Дюрсо — «столица» российских игристых вин, также большое количество гостей Краснодарского края посещают предприятие «Фанагория».
С присоединением Крыма отечественная карта винного туризма пополнилась еще несколькими культовыми объектами, наиболее известным из которых является легендарный завод «Массандра». Кроме того, хорошие возможности для этого типа агротуризма есть в Ростовской области (винодельни «Эльбузд» и «Ведерников»), Ставропольском крае («Левокумское») и Дагестане (знаменитые коньячные заводы в Кизляре и Дербенте).