Чечевичный суп для китайцев

Чечевичный суп для китайцев

Как донской переработчик круп ПКФ «Маяк» покоряет рынки Ближнего Востока, Азии и ЕАЭС
Масштабный выход на рынки дальнего зарубежья зерноградская компания «Маяк» начала с участия в крупнейших продовольственных выставках. К этим событиям команда «Маяка» подошла креативно: в Шанхае руководитель компании Любовь Железная лично сварила для представителей китайской делегации чечевичный суп из крупы собственного производства. Покупатели из Поднебесной были покорены как гостеприимством русских, так и качеством их продукции, и уже совсем скоро они заключили с донской компанией крупный контракт.

Сегодня в России перерабатывается чуть более 2% всего выращиваемого зерна, и это, как считает директор ПКФ «Маяк» (г. Зерноград, Ростовская область) Любовь Железная, большое упущение государства. «Зернопереработчики сегодня лишены практически всех преференций, в первую очередь льготных кредитов, которые нам приходится брать на коммерческих условиях в банках. А россияне тем временем едят турецкую крупу, переработанную из российского же зерна», — ​возмущается она. По словам Железной, еще одним фактором, удушающим отечественную переработку зерна, является высокий НДС, который буквально съедает всю маржу производителя. В какой-то момент Любовь Железная поняла, что единственным путем развития для ее предприятия станет масштабная международная экспансия. «При работе на экспорт есть свои риски — ​это, например, колебание курса доллара и потери на транзакциях в международных банках. Однако главное — ​мы не платим НДС и таким образом очень сильно повышаем собственную рентабельность», — ​объясняет она.

Пожарить ячмень
Китай со своим 1,5-миллиардным населением сегодня является, безусловно, самым желанным рынком для любой агрокомпании, задумавшейся о масштабной международной экспансии. Прокормить всех граждан своими силами здесь уже давно не в состоянии, кроме того, растущий уровень жизни определяет тренд на все большую востребованность продуктов с высоким содержанием белка — ​мяса, птицы, молочных продуктов. Бобовые культуры также очень популярны в Китае, поэтому они с удовольствием и стали сотрудничать с ростовчанами.
«С Китаем мы работаем уже более двух лет, но если раньше это было сотрудничество в основном с дистрибьюторами, то не так давно нам удалось договориться напрямую с крупной торговой сетью, которую курирует компартия Китая», — ​рассказала директор «Маяка». Типичные представители Востока, китайцы, как признается Любовь Железная, обычно очень долго присматриваются к товару, пробуют, причем нравится им продукция или нет, определить почти невозможно. «На выставке мы сварили им суп из нашей чечевицы, и они были в полном восторге, потом еще долго звонили и писали восхищенные письма. В итоге заказали шесть позиций: кукурузную и пшеничную крупы, колотый горох, а также нутовую, чечевичную и гороховую муку», — ​говорит она. Специально для китайского рынка «Маяку» пришлось не только осваивать новые виды продукции, но и «допиливать» производственные линии. «Дело в том, что китайцы привыкли покупать крупы, фасованные в вакуумные пакеты. А поскольку мы договорились, что наша продукция будет идти напрямую в магазины, брендированная знаком Made in Russia, то и фасовка должна быть соответствующая. Так мы приобрели и установили специальную упаковочную линию», — ​рассказывает Любовь Железная.

Китайцы используют при приготовлении национальных блюд жареный ячмень, который у нас можно найти в лучшем случае в магазинах здоровой еды. «Нам пришлось решать технологическую задачу, ведь оборудования не было. Опробовали использовать для этих целей линии по обжарке семечек, которые изготавливают в Санкт-Петербурге. В итоге у нас получилось добиться требуемых вкусовых качеств», — ​рассказали в ПКФ «Маяк».
Чечевичный суп для китайцев
Экспортная доля
Сегодня ПКФ «Маяк» отгружает на экспорт треть от производимого объема круп и белковой муки — ​порядка 15 тыс. тонн в месяц. География поставок довольно обширна — ​это не только ставшие уже традиционными для зерноградцев страны бывшего СССР (Армения, Эстония, Узбекистан, Казахстан, Белоруссия, Азербайджан), но и Ближний Восток (ОАЭ), Юго-Восточная Азия (Китай, Вьетнам). Большой и интересный рынок — ​Африка. «Ведем переговоры о большом контракте с Южным Суданом, причем напрямую с правительством, поскольку поставки социально важного продовольствия там курируются государством. Эта страна находится под санкциями, что серьезно осложняет процесс — ​несколько банков уже отказали нам в проведении сделки. Суданцам качество наших круп понравилось, они даже торговаться не стали, но есть проблемы неэкономического характера. Если получится обойти эти преграды, сможем загрузить производство на 80% на год вперед», — ​рассказывает Любовь Железная.

Если не изменится внутренняя политика в России, на ПКФ «Маяк» рассчитывают перевести на экспортные рельсы все 100% производственных мощностей. «На самом деле я бы не стала говорить, что какие-то рынки для нас в большем приоритете, а какие-то в меньшем. Везде можно найти свои плюсы и минусы. Нам, к примеру, очень нравится работать на рынках ЕАЭС: сейчас интеграция в рамках Союза довольно плотная, мы имеем возможность проходить упрощенный таможенный контроль, работаем по единому фитосанитарному сертификату, все расчеты в рублях, что страхует от скачков курса. Кроме того, покупатели из Казахстана и Белоруссии готовы работать по предоплате или же по факту загрузки машины. Деньги на счет, таким образом, поступают либо в тот же день, либо назавтра. Российские сети, к примеру, требуют рассрочку платежа в 40 дней, и мы фактически вынуждены кредитовать их, да и цена, которую они предлагают, нам не очень-то интересна», — ​признается директор «Маяка». Любовь Железная не без грусти говорит, что хотела бы продавать продукцию внутри страны и таким образом кормить свой народ, а не иностранцев. Тем не менее, пока условий для этого нет. «Почти все сельхозпереработчики получают льготы, но в этом году переработчики зерна в очередной раз не были включены в соответствующий перечень, хотя лично мне в Минсельхозе обещали это сделать. В итоге нам приходится конкурировать внутри страны с турками, которые получают колоссальные дотации от государства, льготные кредиты, целевую поддержку экспорта. Но мы очень надеемся, что чиновники услышат нашего президента, призвавшего оставлять добавочную стоимость в стране и поддерживать переработку. В этом случае мы могли бы в разы нарастить объемы производства, начать выпускать новые позиции — ​хватило бы и своим, и на экспорт», — ​уверена Любовь Железная.