Без труда не выловить рыбу из-под льда

Без труда не выловить рыбу из-под льда

Климатические перемены создают для рыболовства в Арктике как возможности, так и новые факторы риска
Комплексное освоение Арктики — один из приоритетов не только для России, но и для ряда других государств, так или иначе связанных с этим регионом и его ресурсами. Однако арктические экосистемы очень уязвимы, и, чтобы в них работать, необходима мощная научно-исследовательская база. Перспективы огромны, но крайне важно понимать, как те или иные действия могут сказаться на биоразнообразии и экологическом благополучии региона.

Новые возможности для промысла
Освоение и развитие Арктики — задача комплексная, она включает в себя множество самых разных аспектов. Это и развитие инфраструктуры (промышленной, транспортной, связи и так далее), и развитие Северного морского пути, что требует серьезных инвестиций в строительство флота, в том числе атомных ледоколов, и развитие добычи полезных ископаемых, что также поднимает транспортно-инфраструктурный вопрос, и, конечно, развитие добычи водных биоресурсов региона. В этом секторе сейчас открываются новые возможности.
Дело прежде всего в том, что климатические перемены, происходящие в последние десятилетия на земле, на полюсах, особенно заметны и интенсивны, и Арктика, конечно, не исключение.

Василий Соколов, заместитель руководителя федерального агентства по рыболовству РФ, выступая на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», отметил: «Арктика занимает очень важное место в рыболовной отрасли нашей страны. В Арктическую зону Российской Федерации попадают огромные пространства, сопоставимые по площади со многими государствами. Точно границы Арктики не определены, но мы считаем, что Арктика — это все, что выше Северного полярного круга. В центральной Арктике наблюдаются очень серьезные тенденции. Это увеличение среднегодовой температуры воздуха, которое идет очень быстро: за последние десятилетия мы наблюдаем серьезный, практически взрывной рост по средней температуре, и в связи с этим нельзя сказать, что происходит катастрофическое таяние льда, но оно достаточно напрягает нас всех. В связи с этим возникают как проблемы, так и новые возможности для рыболовства».

В первую очередь климатические изменения влияют на биологию видов и их распространение. Наблюдается серьезное продвижение целого ряда видов на север, и уже вполне обычным становится то, что выше 70-75-го градуса северной широты рыбаки получают эффективные выловы по треске, по креветке. Кроме того, в последние десятилетия в Баренцевом море произошли взрывные реакции по нехарактерным для этого региона видам, и в первую очередь это касается крабов. Ввезенный в прошлом веке советскими исследователями камчатский краб образовал не просто устойчивый, но дал очень высокий коммерчески значимый запас. И уже в этом веке появился снежный краб, стригун опилио, который также в настоящее время образовал очень мощные скопления, стал промысловым видом и буквально за пару десятилетий принес серьезные коммерческие выловы. «Это надо учитывать, когда мы начинаем говорить об Арктике и о взаимоотношениях государств в этом важном регионе», — уверен Василий Соколов.

Другим важным направлением, которое интенсивно развивается в арктических водах, он считает аквакультуру. «Здесь, конечно же, лидер — Норвегия, наш сосед, и мы очень внимательно следим за их успехами. И в нашей зоне также этому направлению уделяется большое внимание, в ближайшее время мы рассчитываем на существенное увеличение объемов производства аквакультуры», — сообщил заместитель руководителя федерального агентства.

Не только улов, но и переработка
Возможности, о которых говорил Василий Соколов, уже реализуются: в северных регионах разворачиваются масштабные процессы создания инфраструктуры для развития не только рыболовецкого промысла, но и переработки его продуктов. Так, в Архангельской области эта работа приняла формат формирования рыбопромышленного кластера. «У нас и сегодня почти 180 предприятий, которые занимаются рыбодобычей, около десятка предприятий занимается рыбопереработкой, — говорил в рамках Арктического форума Игорь Орлов, губернатор Архангельской области. — Мы отлавливаем сегодня практически 94% квот, которые предоставляются предприятиям, и общий объем добычи превышает 140 тысяч тонн рыбы. Конечно, мы очень внимательно относимся к тем процессам, которые происходят вокруг рыбодобычи и в целом в отрасли.
Мы, конечно же, сегодня стремимся к тому, чтобы те подходы, которые есть у наших предприятий, соответствовали самым современным стандартам во всех направлениях абсолютно. Это и семь современных судов, которые сегодня строят наши рыбодобывающие предприятия на разных судоверфях Российской Федерации. Все они являются образцами передовых разработок в области добычи и переработки рыбы».

По словам губернатора, одна из важных сегодня целей — объединение усилий рыбопромышленников в области подходов к доставке рыбы и переработки. «Мы хотели бы, чтобы объем переработки рыбы на территории Архангельской области с последующим представлением ее в центральную часть России увеличился, и для этого делается немало, — говорит Игорь Орлов. — Новое законодательное регулирование Российской Федерации, которое разработано правительством и Росрыболовством, уже привело к тому, что строится семь судов, а также два крупных рыбоперерабатывающих береговых комплекса. Один из них уже строится, другой находится в стадии проектирования.
Это радикальное изменение в системе рыбодобычи и переработки, я думаю, как для страны в целом, так и для нашей Архангельской области. Мы снова ощущаем себя одним из ведущих регионов в области рыбодобычи, и это создает
соответствующий социальный и экономический комфорт. Безусловно, налоговая отдача растет. Буквально в течение последних трех лет мы вышли на стандарт, когда все наши рыбодобывающие предприятия прибыльны. Абсолютно все 180, которые работают в этой отрасли. Хотя буквально 7-8 лет назад ситуация была гораздо более мрачной.
Я уже сказал, что стремимся к таким объединяющим формам, и очень важно, что при поддержке Росрыболовства мы нашли общий язык с нашим федеральным центром и в Архангельске создан арктический рыбопромышленный кластер. Это действительно новое слово в этой отрасли, поскольку мы смогли на этой площадке объединить рыбодобытчиков и рыбопереработчиков, а также коллег из достаточно обособленной сферы деятельности — рыболовецкие колхозы тоже включились в работу кластера. И что немаловажно, мы смогли подключить к этому наше научное и образовательное сообщество».

По словам Игоря Орлова, одна из важнейших задач — сделать так, чтобы рыба максимально глубоко и максимально эффективно перерабатывалась в Архангельске и Архангельской области, а углубление переработки — это на сегодня один из самых главных вызовов. «Я видел рубашки из кожи рыбы в Исландии, видел огромное количество всевозможных фармацевтических материалов, — говорит губернатор. — Мы будем к этому стремиться. Тем более что у нас очень хорошая база: есть водорослевый комбинат, который добывает 1,2 млн тонн водорослей в год и является мощнейшим производителем всевозможных веществ и фармацевтических материалов из водорослей.
Мы гордимся тем, что являемся пионерами в новейшей истории, в сотрудничестве с нашими дальневосточными рыбаками два года подряд нарабатывая, прощупывая Северный морской путь. В августе — начале сентября в Архангельск приходят рыбаки с Дальнего Востока, своим ходом, на своих судах. Это опыт известной и крупной дальневосточной компании «Доброфлот», которая доставляет дальневосточную рыбу непосредственно в порт Архангельск. Великолепная конкуренция по сортаменту этой рыбы (такой нет в наших северных бассейнах), по качеству, по цене, поскольку с другими способами доставки такая рыба появляется в наших магазинах в разы дороже. Мы этот опыт развиваем, и у нас есть сегодня очень хорошие планы. С учетом развития системы переработки рыбы (в следующем году должен запуститься рыбоперерабатывающей комплекс) мы сможем предложить нашим дальневосточным партнерам кооперацию для того, чтобы их продукция попадала на все рынки европейской части России.

И, наверное, самый свежий опыт, который мы сегодня нарабатываем с компанией «Атомфлот», — приняли в нашем порту, у нашей причальной стенки, лихтеровоз «Севморпуть», которой сегодня точно также решает задачи, поставленные президентом России. Нарабатывает маршруты — сейчас пока с грузами для обустройства портов в Арктике, а вообще рассматриваются варианты включения его в контейнерные перевозки между Северо-Западом России, Архангельским, Мурманским портами и Дальним Востоком. Надеюсь, что это откроет новые возможности, в том числе для развития рыбной промышленности в Российской Федерации в целом. Мы к этому готовы, открыты и, безусловно, будем самым активным образом в этом участвовать».
Важный аспект устойчивого развития — образовательная и научная база. «Сегодня для профессионалов-рыбаков хорошо известна огромная проблема подготовки кадров, — говорит Игорь Орлов. — В Архангельске мы смогли сохранить и упрочить позиции научной и образовательной системы, и наш Арктический морской институт имени В.И. Воронина — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, наши специальные профессиональные учебные заведения сегодня абсолютно загружены, у них есть задачи, и выпускники этих учебных заведений очень востребованы. И, конечно, наш Северный (Арктический) федеральный университет тоже создает хорошую подпорку планам и задачам, которые решаются в рамках рыбопромышленного кластера».

«Вывод на первый план образования и инноваций, сотрудничество в этих областях — одни из ключевых элементов успешности дальнейшего взаимодействия. Правительства должны стимулировать такие виды сотрудничества», — отметил на форуме Кристиан Тор Юлиуссон, министр рыбопромышленности и сельского хозяйства Республики Исландия.

Как не сгубить экосистему
Вопросы сохранения экологии и биоразнообразия арктических вод на самом деле тревожат многих — и не только ученых-экологов, но и государства, занимающиеся промыслом в регионе. «Cеверные акватории, экосистемы крайне уязвимы, и печальный опыт как наших соседей, так и, к сожалению, нашей страны показывает, что пренебрежение элементарными правилами может приводить к очень серьезным последствиям, — подчеркнул в рамках Арктического форума Василий Соколов. — Связано это еще и с тем, что холодная вода и вообще среда арктических морей позволяет отходам очень долгое время храниться без разложения органики, что негативно влияет на экосистему. Крайне сложные возникают проблемы с утилизацией, в том числе биологических отходов. Этому нельзя не уделять внимание, необходимо серьезное изучение этих вопросов в первую очередь со стороны ученых. Потому что основная тенденция, как во всем мире, так и в нашей стране, направлена на минимизацию отходов рыбного промысла, и, естественно, при производстве аквакультуры. Мы закладываем безотходное производство в требования к новым судам, которые строятся на территории нашей страны, к новым рыбоперерабатывающим заводам, но хорошего научного обоснования для этого до сих пор нет. Все-таки мы понимаем, что изымаем большую биомассу рыбы при промысле. Как сказывается вот это изъятие биомассы, точно никто не может сказать, потому что в ряде районов как раз благодаря отходам промысла произошли и положительные изменения. В частности, развитие крабового промысла отчасти связано и с большим наличием на тот момент отходов рыбного промысла».

По словам Василия Соколова, в деле определения путей наиболее безопасной разработки арктических биоресурсов нельзя недооценивать роль научных исследований и международного сотрудничества: «Вопрос, отходы — благо или это смертельная опасность для арктических экосистем, стоит на повестке дня и до сих пор не решен. Но и, конечно, наука в этом играет ключевую роль, и международное содействие в изучении всех арктических процессов выходит в настоящее время на первое место. Должен отметить, что в этой части у нас есть очень положительный опыт по взаимодействию с нашими коллегами из Норвегии. Уже длительное время российско-норвежская комиссия по рыболовству эффективно управляет промыслом и охраняет своими действиями от истощения запасы основных видов в Баренцевом море.
Но перед нами встают и другие вызовы. В прошлом году благодаря усилиям десяти государств, пяти арктических и пяти неарктических, было подписано знаковое соглашение по предотвращению нерегулируемого промысла в центральной Арктике за пределами национальных юрисдикций.
Ранее, как правило, все наши исследования велись либо на национальной основе, либо в рамках межправительственных соглашений между двумя, редко тремя государствами. Здесь же десять государств должны объединиться, создать единую программу мониторинга центральной Арктики, при том понимании, что качественных исследований в этом крайне сложном и тяжелом в плане ледовой обстановки районе еще не проводилось в таком масштабе».

Конечно, проблемы сохранения северных экосистем волнуют не только российских специалистов. Рой Ангельвик, статс-секретарь министра торговли, промышленности и рыболовства Королевства Норвегия, выступая на Арктическом форуме, сказал: «Человечество должно очень ответственно подходить к использованию рыбных ресурсов. Основа для устойчивого экологичного управления морскими ресурсами — это проведение совместных исследований. Научные исследования подталкивают нас на мудрые решения и подталкивают на мудрые решения наших правителей. Времена, когда в океане можно было незаконно отлавливать рыбу, уже позади. Слаженная работа и четкие обязательства помогают этому. Мы должны научиться использовать море не только как охотники, но и как фермеры».