Выращиванием риса компания начала заниматься в 2010 году, а в 2013-м было создано подразделение под селекционные и семеноводческие задачи, построена лаборатория, завезена техника, привлечены специалисты. Традиционно сортовой состав российского риса не отличался разнообразием, возделывались в основном круглозерные сорта со схожими характеристиками, знакомые нам с детства. Ориентируясь на предпочтения потребителя, который распробовал и полюбил и европейскую, и азиатскую, и восточную кухню, мы приступили к работе по увеличению сортового ассортимента для масштабного производства.
Сколько нужно времени, чтобы вывести новый сорт?
Если реализовывать проект по выведению нового сорта с нуля до выращивания его в промышленных масштабах, это 10-15 лет. Однако благодаря тому, что специалисты компании имели собственные наработки в этом направлении, стартовать было проще. Мы занялись скрещиванием и выведением сортов, которые сочли перспективными и с точки зрения выращивания, и с точки зрения импортозамещения. Таким образом, от начала селекционной работы на базе предприятия до завершения регистрации двух первых выведенных сортов прошло пять лет. Еще год или два необходимо для репродукции семян. Ежегодно в рамках сортоиспытаний на селекционных площадках произрастает порядка 12 тысяч сортообразцов. Из них до цели, то есть до тарелки на вашем столе, доберутся лишь 2-3 лучших. В том числе поэтому селекционное направление — предмет нашей гордости. Аналогов такого масштаба в России нет.
Каких результатов удалось добиться почти за 10 лет работы в направлении селекции и семеноводства?
Результаты, без преувеличения, впечатляющие. За время селекционной работы было выведено 15 новых сортов риса, 11 из них уже зарегистрированы в Государственном реестре национальных селекционных достижений, еще 2 — на завершающем этапе регистрации. Все сорта, которые были выведены нашими селекционерами, сразу стали востребованы на рынке. Сегодня сортами собственной селекции засеяно более 60% площадей хозяйств ГК, отведенных под эту культуру*. Мы широко используем эти сорта в производстве, в том числе они представлены в рисовой линейке нашей флагманской торговой марки «Националь». В копилке агрохолдинга два длиннозерных типа (ранее в России не культивировались длиннозерные сорта), а также сорта, подходящие для приготовления суши, паэльи, плова, ризотто и прочих национальных блюд разных народов мира.
Насколько сегодня сорта риса отечественной селекции способны заместить импортные сорта?
В нашей торговой линейке присутствует порядка 10% импортного риса, и этот показатель постоянно уменьшается. На сегодняшний день основная доля импорта приходится на пропаренный длиннозерный сорт типа «Индика». Мы стараемся заместить его по мере роста производства и расширения площадок под сорта собственной селекции. В целом компания способна замещать весь рис, что идет на российский рынок извне, это касается и сортового ассортимента, и набора различных морфологических свойств готовой продукции: вкуса, цвета, размера зерна, степени его обработки и т. д.
Есть ли интерес к вашей продукции со стороны зарубежных стран?
Все наши сорта в рамках прохождения испытаний адаптируются к климатическим условиям того или иного региона. Мы выводим и районируем сорта, которые больше подходят для регионов ЮФО. Мы готовы поставлять наши семена в другие страны и активно работаем в этом направлении, но прежде всего нам необходимо удовлетворить свой собственный спрос и внутренний спрос российских сельхозпредприятий, который год от года продолжает расти. Для этих целей в течение 1-2 лет мы способны увеличить объемы производства семян более чем на 100%.
Как восприняли стратегию развивать отечественное семеноводство сегодня, когда встал вопрос продовольственной безопасности страны?
Героически. У нас уже накоплен большой опыт селекционной работы, с каждым годом наращиваем обороты в этом направлении и готовы работать на благо Родины. Что касается вопросов импортозамещения риса, у компании уже накоплен колоссальный потенциал, мы сработали на опережение, и главная стратегически важная задача сегодня — обеспечить продовольственную безопасность страны, и мы уже включились в эту работу.
Деятельность холдинга, в том числе в рамках политики импортозамещения, не ограничивается производством риса, расскажите вкратце об остальных направлениях работы.
С самого основания компания была ориентирована на производство качественной продукции, а в рамках принятой государством стратегии импортозамещения постоянно расширяла производственные мощности. Таким образом, сегодня холдинг имеет площадки по производству столового картофеля, а также его семян, яблоневые сады, заложенные по суперинтенсивной технологии плюс питомник для поддержания качества и количества подвоев. Мы выращиваем морковь, лук, семенной чеснок собственной селекции — получился хороший ядреный сорт с русским характером, пшеницу и прочие сельскохозяйственные культуры. В активах также выращивание сахарной свеклы и производство сахара. Современные хранилища для зерновых, плодов и овощей в совокупности вмещают порядка 200 тыс. тонн продукции, что позволяет обеспечивать поставки в торговые сети практически круглый год. Кроме того, полный цикл производства и наши собственные торговые марки позволяют доводить готовый продукт непосредственно до конечного потребителя. Иными словами, продукция «АФГ Националь» уже сегодня составляет достойную конкуренцию импортным товарам.
* Посевные площади холдинга под рисом ежегодно составляют порядка 30 тыс. га в рамках бережного севооборота.