Александр Ткачев: «Если мы действительно хотим стать ведущей аграрной державой, надо двигаться вперед»

Александр Ткачев: «Если мы действительно хотим стать ведущей аграрной державой, надо двигаться вперед»

Говоря о результатах 2016 года на заседании итоговой коллегии, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев подчеркнул, что Россия сегодня не только полностью закрывает потребности внутреннего рынка по ряду направлений, но и активно поставляет свою продукцию на внешние рынки
Как некогда убыточная отрасль стала перспективной и прибыльной и какие сферы АПК предстоит усилить в 2017 году, глава аграрного ведомства накануне II Всероссийского форума продовольственной безопасности рассказал «Вестнику АПК».

Александр Николаевич, два года назад в Ростове-на-Дону на I Всероссийском форуме продовольственной безопасности вы говорили о том,как обеспечить страну зерном, овощами, мясом и молоком. И вот речь уже идет о выходах на внешние рынки. Сегодня нам хватает собственного продовольствия?
По многим позициям мы достигли рекордных показателей. В растениеводстве рост составил почти 8%. Собран рекордный урожай зерновых — свыше 120 млн тонн. Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы, стала мировым лидером по экспорту пшеницы. За счет ввода новых современных теплиц сбор тепличных овощей увеличился на 15% и превысил 814 тыс. тонн. На 2% выросли площади закладки новых садов и на 50% — виноградников. За счет успехов в свиноводстве и птицеводстве растут объемы животноводческой продукции. Рост на 2,4% наблюдается в пищевой и перерабатывающей промышленности, которая занимает одно из ведущих мест в структуре промышленного производства России с долей в 15% и объединяет более 30 самостоятельных отраслей. Многие из них, например масложировая, сахарная, кондитерская, мясоперерабатывающая отрасли, как раз и демонстрируют серьезный экспортный потенциал.

Все ли показатели Доктрины продовольственной безопасности выполнены в 2016 году?
Важный показатель, где пока не удается увеличить долю отечественной продукции, — это молоко. По итогам 2016 г. мы обеспечены им на 82%, в то время как в доктрине обозначен показатель 85%. Поэтому очень важно на государственном уровне продолжить стимулировать именно такие отстающие направления, как производство молока и говядины, тепличных овощей, поддерживать закладку новых садов, поскольку здесь мы все еще зависим от импорта.

Как вы оцениваете сейчас действующую господдержку отрасли?
Судите сами. Благодаря поддержке правительством этих приоритетных точек роста инвесторы все чаще проявляют интерес к молочному и мясному скотоводству, овощеводству и садоводству, несмотря на длительный срок окупаемости вложений. По итогам прошлого года сохранился рост инвестиционной активности. На 1 рубль господдержки привлекалось до 7 рублей инвестиций. Это говорит о том, что экономические рычаги, стимулирующие развитие отрасли, работают эффективно. Мы также фиксируем существенный рост кредитования отрасли. Например, объемы кредитования у Россельхозбанка как основного института развития отрасли сельского хозяйства выросли в 1,6 раза — до 1 трлн руб., в том числе выдано в 1,5 раза больше инвестиционных кредитов на сумму 261 млрд руб., и на треть больше — кредитов на сезонные полевые работы. Это 260 млрд руб.
Рост инвестиционной активности позволяет обновлять и создавать новые мощности, что повышает производительность труда и создает на селе новые рабочие места. Господдержка позволяет сохранять на приемлемом уровне рентабельность производства. Так, в прошлом году уровень рентабельности с учетом господдержки составил 17%, а без учета господдержки — 10%. Растет число прибыльных хозяйств. В 2015-м таких было в отрасли 85%, а в прошлом году — 87%.

Сельхозпроизводители за прошедшие годы научились хорошо считать деньги. А как обстоит дело с бережным отношением к главному ресурсу страны — сельскохозяйственным землям?
Это направление мы тоже взяли на особый государственный контроль. Чтобы стимулировать целевое использование сельхозземель, в прошлом году был принят федеральный закон № 354-ФЗ, который усовершенствовал процедуру изъятия земель. И мы сразу увидели позитивную динамику. По итогам года Россельхознадзор передал материалы для запуска процедуры изъятия земель у недобросовестных собственников на площади 34 тыс. га, это в 2 раза больше, чем в 2015 г. Суды приняли решения об изъятии 10 тыс. га таких земель, это в 4 раза больше, чем годом ранее. В то же время это только начало пути. Теперь необходимо, чтобы регионы активизировали работу по вовлечению в оборот пустующих земель. Потенциал здесь неисчерпаемый. Мы можем вернуть в оборот до 10 млн га сельхозземель, а значит, получить больший урожай, в том числе кормовых культур овощей.

В нынешнем году впервые в истории отечественного АПК увеличено финансирование программы мелиорации земель. Почему это направление так важно?
Мелиорация позволяет повысить урожайность. И как следствие, нарастить объемы производства. Долгие годы мелиоративные системы недофинансировались. На сегодняшний день доля мелиорированных земель в России достигает 6% от площади пашни, для сравнения: в США это 40%, в Китае — 55%, в Германии — 45%. В этом году финансирование программы развития мелиорации сельхозземель увеличено в 1,5 раза — до 11,3 млрд руб. Это позволит ввести в эксплуатацию дополнительно почти i00 тыс. га мелиорируемых земель. Регионы активно включились в реализацию программы, сейчас в ней участвуют 62 региона. В засушливых территориях, таких как Республика Крым, Волгоградская и Саратовская области, Ставропольский край, Калмыкия, и ряде других за счет полива урожайность возрастает в 2 раза по зерновым, кукурузе и масличным, а также по овощам. Для Центрального Нечерноземья, где земли заболочены, мы предусмотрели поддержку на внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв. Специалисты считают Нечерноземье зоной гарантированного урожая даже в самые засушливые годы. Наша задача за счет раскисления почв и внесения минеральных удобрений сделать эти земли плодородными. Это наш резерв.

Еще одним пробелом в отечественном АПК долгие годы были селекция и генетика. Сегодня на рынке постепенно появляются российские семена и саженцы, есть компании, которые целенаправленно выращивают племенной молодняк. В нынешнем году отрасль селекции может рассчитывать на государственную поддержку?
Здесь мы активно взаимодействуем с Федеральным агентством научных организаций, в том числе в рамках исполнения 350-го указа президента РФ. В животноводстве ситуация несколько лучше, чем в растениеводстве, где высока зависимость от импортных семян. Напомню, что доля импортных семян сахарной свеклы — 80%, семян кукурузы — 44%, семян подсолнечника — 53%. По семенам овощей и картофеля эта зависимость достигает 50%. Племенное поголовье свиней и мясного скота имеется в необходимом количестве для нормального развития. В молочном скотоводстве мы продолжаем закупать за рубежом порядка трети от общего объема племенного молодняка. Но тенденции позитивные. За последние 4 года импорт молочного скота сократился на 40%. В птицеводстве зависимость от импортного племенного материала достигает 80-90%, ежегодно мы закупаем 7 млн суточных цыплят и 830 млн инкубационных яиц. Перед селекционерами стоит задача создания отечественных пород высокопродуктивной птицы.
Для стимулирования работы в этом направлении мы субсидируем строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. В 2016 г. это 634 млн руб., в 2017 г. — 430 млн руб. Это позволит к 2020 году снизить поставки импортных семян почти в 2 раза: семян сахарной свеклы — до 50%, кукурузы и подсолнечника — до 25%, картофеля — до 40%. К 2020 г. планируем полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в молочном скоте, а к 2025-му снизить долю использования импортного племенного материала в птицеводстве до 60%.

За производственными показателями важно не забывать и о социальной составляющей, о тех людях, которые готовы работать на селе и об условиях, в которых они живут. Поддержка социальной сферы в нынешнем году сохранена?
Более того, она увеличена. Если в прошлом году на программу устойчивого развития сельских территорий было направлено почти 13 млрд руб., то в текущем на эти цели предусмотрено 15 млрд руб. В 1,5 раза, до 8,3 млрд руб., увеличено финансирование строительства дорог в сельской местности. Важнейшим является для нас и вопрос подготовки кадров. Сегодня у аграриев появилась возможность использовать новейшие технические достижения, такие как роботизированные теплицы и фермы, беспилотники и многое другое. Поэтому перед аграрным образованием стоит задача подготовки специалистов, способных работать в новом высокотехнологичном сельском хозяйстве. В этом году мы планируем представить на обсуждение проект программы кадрового обеспечения отрасли.

Как вы можете обозначить задачи, которые стоят перед отраслью в 2017 году?
Наша главная цель — сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует все последние годы, повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Это важно как в случае снятия санкций, так и для освоения внешних рынков. Российский АПК переживает трансформацию: если раньше мы говорили про импортозамещение, то теперь настало время делать упор на увеличение экспорта. По итогам года объем продовольственного импорта снизился на 6% — до 25 млрд долларов, тогда как экспорт вырос на 5% — до 17 млрд долларов. Перед нами стоит ряд задач по дальнейшему продвижению продовольственного экспорта. Это работа и для Россельхознадзора по снятию барьеров на пути российской продукции, и для министерства по поддержке в продвижении на зарубежных выставках, и для самих аграриев — многим потребуется перестроить свои бизнес-процессы для того, чтобы соответствовать требованиям мирового рынка.

Как выполнить эти задачи?
В первую очередь необходимо повышать конкурентоспособность отрасли. И для этого мы совершенствуем меры господдержки. С этого года они консолидированы, и теперь регионы могут сами оперативно распределять средства и направлять их в свои «точки роста». В 2017 г. на мероприятия в рамках единой субсидии предусмотрено 36 млрд руб. Дефицит средств на 2017 г. не позволил учесть дополнительную потребность в средствах на закладку садов и поддержку фермеров для сохранения набранных темпов. А эти меры поддержки пользуются повышенным спросом в регионах. В очереди на получение грантов стоят порядка 7 тыс. фермерских хозяйств и сотни кооперативов. Дополнительная потребность на гранты малым формам составляет 12,7 млрд руб., на закладку садов — порядка 3 млрд руб. В этом году заработало льготное кредитование по ставке не более 5%. Упростились условия для заемщиков. В программе участвуют более 25 банков. Сейчас рассматриваем возможность снижения требований к размеру уставного капитала банков с 20 до 10 млрд руб., что расширит круг еще на 30 аккредитованных банков. Конкуренция среди банков привела к снижению ставки до 2-3%. Регионы самостоятельно определяют объемы кредитования по приоритетным направлениям и могут перераспределять средства между отраслями.
Конечно, есть еще определенные нарекания, как и всегда бывает с нововведениями. Их необходимо в течение года устранить. Но уже понятно, что новая модель — это существенный шаг вперед. Чтобы расширить число получателей льготных кредитов, мы предлагаем регионам не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на уровне региона максимальный размер кредита на одно предприятие. Такое ограничение верхней границы позволит снизить объем льготного кредита на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заемщиков.

Такие льготные кредиты, наверное, оказались востребованы сельхозпроизводителями?
Да, настолько, что уже на начало апреля предусмотренные средства уже были практически полностью освоены. Теперь, чтобы обеспечить краткосрочными кредитами осенние полевые работы, необходимо дополнительно 9 млрд руб. Для сохранения роста производства важно продолжить реализацию новых инвестиционных проектов, на эти цели нужно предусмотреть еще 10 млрд руб. Дефицит средств повлечет за собой отказ инвесторов от
реализации новых аграрных проектов уже в текущем году. А с учетом инерционности отрасли, когда требуется определенное время на строительство, запуск проектов, в 2019-2020 гг. мы можем столкнуться с сокращением производства.

В прошлом году на техническое перевооружение АПК было направлено более 11 млрд руб., благодаря чему российские аграрии смогли купить 17 тыс. единиц новой отечественной сельхозтехники. Однако техпарк отрасли изнашивается быстрее, чем обновляется. Как решать эту проблему?
Чтобы ускорить техническое перевооружение, необходимо увеличить темпы приобретения техники в лизинг. Этот инструмент пользуется популярностью у малого бизнеса. Так, 89% в структуре поставок Росагролизинга приходится именно на фермеров. Потребности аграриев в услугах Росагролизинга в 2 раза превышают возможности компании. На съезде АККОР в феврале фермеры озвучивали предложения по увеличению объемов финансирования лизинга. Поэтому минсельхоз считает целесообразным докапитализировать Росагролизинг на 7 млрд руб. в случае появления дополнительных доходов бюджета.