Мария Новикова: «Принятие новых законов позволит обеспечить эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие в стране»

В нынешнем году Россия восстановила статус страны с «зоной свободной от ящура без вакцинации». Это расширяет возможности для выхода на международный рынок отечественной сельхозпродукции, в том числе мясной

21 Ноября 2019

Яндекс.Дзен Instagram
Какие еще задачи предстоит решить российским ветеринарам в ближайшее время и в каких направлениях предстоит усилить работу, «Вестнику АПК» рассказала директор департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ Мария Новикова.

Мария Викторовна, российские сельхозпроизводители все увереннее выходят на внешние рынки. Необходимо ли с усилением экспортного направления повышать и качество ветеринарного надзора? Как идет эта работа?
Для повышения российского экспортного потенциала в условиях ВТО необходимо соблюдение принципов Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер, принятого в г. Марракеш 15 апреля 1994 года. Оно предусматривает использование руководств и рекомендаций, разработанных соответствующими международными организациями, включая Всемирную организацию здравоохранения животных (МЭБ). Стандарты МЭБ предполагают организацию поддержки функционирования ветеринарной службы страны и освещения вопросов ветеринарного законодательства. Это позволяет ветеринарным службам стран-членов МЭБ повышать уровень здоровья и благополучия животных, ветеринарного здоровья населения, а также доверия ветеринарных служб при взаимной международной торговле животными и продуктами животного происхождения.
Сегодня перед сельхозотраслью России стоит задача повышения экспорта, и поэтому как никогда необходимы координация деятельности госветслужбы, усиление контроля за хозяйствующими субъектами с низким уровнем биологической защиты и установление возможности использования фармацевтических субстанций, допущенных к обращению органами здравоохранения, для производства ветеринарных препаратов. Для этого Минсельхозом России разработан ряд специальных законопроектов.

Так, положения действующего законодательства не позволяют отслеживать подконтрольные государственной ветеринарной службе товары, что снижает оперативность выявления источника заболеваний, в том числе общих для человека и животных, в случае возникновения их вспышек. Поэтому был подготовлен законопроект по внесению изменений в закон РФ «О ветеринарии», позволяющий регулировать отношения, связанные с маркированием и учетом животных, а также с установлением защитных зон при регионализации, с определением зоосанитарного статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание, разведение и убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров, с осуществлением переданных полномочий в области ветеринарии и государственного ветеринарного надзора и с функционированием Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.

Наши законодательные инициативы направлены на координацию действия ветеринарных служб всех уровней для обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в стране. Кроме того, подготовлен целый ряд законопроектов, позволяющих усилить административную ответственность за нарушение требований в сфере ветеринарии.
Отдельно хочется упомянуть об активном внедрении Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС), которая создана в целях оформления разрешений на ввоз на территорию РФ, вывоз с ее территории и транзит подконтрольных товаров и выдачи ветеринарных сопроводительных документов, регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них, а также обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров и иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы РФ. Одним из ее модулей является ИС «Меркурий». Эта система введена и работает в нашей стране с 1 июля 2018 года, обеспечивая прослеживаемость товаров по принципу «от поля до прилавка».

2 августа президентом РФ был подписан Федеральный закон № 297-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обращения лекарственных средств для ветеринарного применения», подготовленный Минсельхозом России. Документ запрещает реализацию фармацевтических субстанций напрямую животноводческим хозяйствам. Почему возникла необходимость в таких мерах?
Дело в том, что одним из последствий нелегального применения лекарственных средств для ветеринарного применения является выявление в продукции животного происхождения их остатков в количествах, превышающих максимально допустимые уровни. При расследовании подобных случаев выявляются факты использования фармацевтических субстанций непосредственно животноводческими хозяйствами путем добавления их в корма сельскохозяйственным животным для ускорения роста и сохранения поголовья молодняка. Закон № 297-ФЗ как раз и направлен на искоренение такой практики, а также на предотвращение распространения антимикробной резистентности, которое является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире.

Сельскохозяйственная отрасль становится все более инновационной. Как внедряются цифровые технологии в ветеринарии?
Сегодня разработана и внедрена в практику ФГИС ВетИС. Она обеспечивает прослеживаемость подконтрольных товаров; оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов; оформление разрешений на ввоз/вывоз/транзит
подконтрольных товаров; регистрацию данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; регистрацию поднадзорных объектов. В эту информационную систему входят такие компоненты, как «Меркурий» (оформление ВСД), «Аргус» (оформление разрешений на ввоз/вывоз/транзит), «Веста» (лабораторный комплекс), «Сирано» (система раннего оповещения), «Цербер» (реестр поднадзорных объектов), «Ирена» (реестр зарегистрированных лекарственных средств и кормовых добавок) и так далее.
Участники оборота подконтрольных товаров, используя ИС «Меркурий», получают преимущества в виде дистанционного взаимодействия с органами государственной власти, прозрачности и сокращения количества действий с участием человека, исключения необходимости оплачивать стоимость бланков строгой отчетности, а также государственную гарантию безопасности и легальности подконтрольных товаров, находящихся на всех этапах оборота, исключая появление фальсифицированных документов, возможность полностью автоматизировать процесс оформления ветсертификата на объектах осуществления хозяйствующей деятельности, право на самостоятельное оформление ветсертификата на товары, не имеющие высоких ветеринарных рисков, или до мест проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и равные условия реализации подконтрольных товаров для всех участников рынка.

Автоматизированная система «Веста» предназначена для автоматизации процесса сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторного тестирования образцов поднадзорной продукции при исследованиях в области диагностики, пищевой безопасности, качества продовольствия и кормов, качества и безопасности лекарственных средств для животных. «Цербер» позволяет контролировать и вести учет юридически значимых действий в области ветеринарного надзора путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах с учетом всех этапов надзорных мероприятий и формировать соответствующие документы, а система «Сирано» осуществляет раннее оповещение территориальных и ветеринарных управлений при выявлении небезопасных и не соответствующих установленным требованиям подконтрольных грузов и для принятия соответствующих мер реагирования.

Как идет работа по созданию всероссийской электронной базы идентификации животных? Какие задачи она позволит решить?
Появление такого ресурса станет одним из главных компонентов обеспечения эпизоотического благополучия и пищевой безопасности. Наличие системы прослеживаемости является важным требованием, предъявляемым компетентными органами третьих стран при оценке системы контроля за экспортируемой продукцией животного происхождения. Ключевым элементом системы прослеживаемости подконтрольных товаров является учет животных.
Его необходимость установлена статьей 2.5 закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии». Однако положения действующего законодательства не позволяют в настоящее время принять порядок маркирования и учета животных на федеральном уровне, что влечет невозможность оперативного выявления источника распространения заболеваний в случае возникновения их вспышек.
Поэтому Минсельхозом России разработан проект федерального закона, положения которого направлены на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, в соответствии с которыми будут приняты ветеринарные правила осуществления их маркирования и учета, которые определят перечень информации, представляемый в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии. Россельхознадзором как оператором информационной системы разрабатывается компонент «Хорриот», посредством которого и будут проходить идентификация и учет животных.

            bool(false)