Хайме Эдуардо Хуарес Ариас: «Благодаря специализации мексиканской промышленности и диверсификации экспорта объем торговли между нашими странами значительно вырос»

Хайме Эдуардо Хуарес Ариас: «Благодаря специализации мексиканской промышленности и диверсификации экспорта объем торговли между нашими странами значительно вырос»

15 лет назад экспортные поставки из Мексики в Россию в стоимостном выражении не достигали 5 млн долларов. Сегодня мексиканский экспорт в РФ превышает 200 млн долларов, в первую очередь поставляются автозапчасти, легковые автомобили, электроприборы, а также большое количество промышленных товаров. О тенденциях товарооборота двух стран в части сельского хозяйства «Вестнику АПК» рассказал Хайме Эдуардо Хуарес Ариас, советник посольства Мексики в РФ, директор торгово-инвестиционного отдела «ПроМехико».

В чем, с вашей точки зрения, потенциал торгово-экономического сотрудничества между Мексикой и Россией? И как удается его развивать?
В мае 2015 года в Москве было открыто торговое представительство «ПроМехико», главной целью которого стало укрепление торговых и деловых отношений между Россией и Мексикой посредством работы по трем направлениям: привлечение прямых иностранных инвестиций, интернационализация мексиканских компаний и продвижение экспорта страны.
В ближайшие годы «ПроМехико» планирует способствовать дальнейшему сближению рынков обеих стран, позиционировать Мексику как надежного партнера, выстраивая своеобразный «торговый мост» в двусторонних отношениях между нашими странами, дипломатические отношения между которыми насчитывают уже 125 лет.
Благодаря специализации мексиканской промышленности, а также диверсификации экспорта (причем речь идет об экспорте не только аграрно-сырьевой, но и высокотехнологичной продукции, такой как легковые автомобили, автозапчасти, трубы и свинцовая руда) объем торговли между обеими странами значительно возрос.
В чем мы видим потенциал дальнейшего развития? Транспорт и тяжелая промышленность, нефтегазовая отрасль и возобновляемые источники энергии, электроэнергетика, авиакосмическая промышленность, агропищевая промышленность, фармацевтика и производство медицинских приборов. Пищевая индустрия является особо важной отраслью экономики, на которую хотим делать ставку при продвижении ее в России. На данный момент в РФ экспортируется в основном свежая продукция: лайм, грейпфруты, ягоды, авокадо и т. д. Однако мы также намерены предпринять усилия по продвижению обработанных и бакалейных товаров из Мексики.

Значительное увеличение объема поставляемой сельхозпродукции наверняка потребовало немалых усилий со стороны производителей. Какую помощь государство оказывает фермерам?
В Мексике существуют разнообразные программы поддержки развития АПК: программа по повышению производительности сельского хозяйства, по повышению производительности и конкурентоспособности сельхозпродукции, по стимулированию животноводческой деятельности, по повышению производительности рыбного хозяйства и ак-вакультуры, по пищевой безопасности и безвредности, по коммерциализации и развитию рынков, по взаимодействию с федеративными органами, а также программы поддержки малых производителей. Эта деятельность реализуется различными госучреждениями, такими как SAGARPA (Министерство сельского хозяйства, сельского развития, рыболовства и продовольствия Мексики), INADEM (Национальный институт предпринимательства), CONACYT (Национальный совет науки и технологий), BANCOMEXT (Национальный банк внешней торговли Мексики). Благодаря этому на данный момент Мексика находится на 12-м месте в мире по производству пищевых продуктов, и, если удастся сохранить темпы роста, наблюдавшиеся в предыдущие годы, страна, возможно, сможет обогнать по данному показателю другие латиноамериканские государства,
а в среднесрочной перспективе войти в десятку лидеров. Большую роль здесь играют и высокая производительность отрасли, и торговая открытость страны.
Хайме Эдуардо Хуарес Ариас: «Благодаря специализации мексиканской промышленности и диверсификации экспорта объем торговли между нашими странами значительно вырос»
Ситуация с введением санкций и перераспределением экспортных потоков по сути сформировала новую карту мирового партнерства в сфере АПК...
Согласно статистике Международного валютного фонда, Мексика является 15-й крупнейшей экономикой в мире, Россия по этому показателю занимает 10-е место. Исходя из этого торговые потоки между странами на данный момент являются недостаточно интенсивными, а значит, надо приложить усилия для реализации такого потенциала. В России проживают 140 млн жителей, а учитывая население всего Евразийского экономического союза, объем этого рынка составляет почти 180 млн потребителей. Кроме того, Мексика и Россия являются региональными и глобальными игроками, членами группы «большой двадцатки», Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества и Вассенарских договоренностей.
Без сомнения, пищевая промышленность является тем сектором экономики, где мексиканские продукты, фрукты и овощи (как в свежем, так и в замороженном или обработанном виде) могут позиционировать себя наилучшим образом. Кроме того, необходимо продолжить работу по экспорту таких алкогольных напитков, как текила. В 2014 году экспортные поставки спиртосодержащих напитков, ликеров и другого алкоголя из Мексики на российский рынок достигли 13 млн долларов со среднегодовым темпом роста в 11% (с 2009-го по 2014 г.). Принимая во внимание сопряженность между мексиканским предложением и российским спросом, есть возможности для увеличения экспортных поставок вышеупомянутой продукции. Учитывая все это, Мексика имеет все шансы стать важным бизнес-партнером России.

Но не повлияют ли колебания валютного рынка на реализацию описанных вами перспектив?
На экспортные поставки из других стран, не только из Мексики, падение рубля оказало существенное влияние. Увеличение стоимостных затрат на импорт и вся сложившаяся экономическая ситуация стали причинами того, что Россия начала поиски альтернативных конкурентоспособных поставщиков. Мы полагаем, что в данных условиях Мексика получила дополнительную возможность для продвижения своей национальной продукции, которая соответствует всем международным стандартам, отличается высоким качеством и конкурентоспособными ценами.
В плане инвестиций падение рубля не представляет собой большой проблемы. Благодаря нынешнему обменному курсу некоторые компании, в частности международные, получающие доходы в валюте, могут инвестировать в российскую экономику, сокращая при этом свои затраты. Другими словами, нынешняя ситуация представляет для них особый интерес и финансовые возможности.