Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»

Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»

Замгубернатора Ростовской области Вячеслав Василенко, курирующий в донском правительстве развитие АПК и вопросы экологии и природных ресурсов, в августе отметил 65-летний юбилей.
О детстве, семье и работе главный аграрий Дона рассказал в интервью «Вестнику АПК». Немного в области найдется людей, столь преданных сельскому хозяйству, земле, где живут и работают.

Кем вы мечтали стать в детстве? Вопрос банальный, но на него случаются небанальные ответы.
О, времени, знаете, сколько прошло? Хотел и геологом стать, но я домашний был ребенок, подумал-подумал, решил, не надо. Позже о журналистике думал. Да много кем хотел быть. А когда поехал в Пухляковку на агронома поступать, там как раз открылось отделение механизации. И я смекнул, что быть механиком — это значит, права будут и на машину, и на трактор. Прямо там заявление переписал. Не жалею.
Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»
Помните тот момент, когда детство закончилось и началась взрослая жизнь?
Это очень рано произошло. Отец стал инвалидом. Воду приходилось метров за триста от дома возить. Дедушка еще тачку специальную нам с братьями для этого сделал. Коров начал доить в первом классе. Не скажу, конечно, что мы день и ночь работали, но, сколько себя помню, все время что-то делали. У нас же и коровы, и свиньи, и гуси были. Гусей выпускали пастись около пруда. Однажды, помню, тучи набежали, и дедушка зовет бегом за гусями. Но как ни старались всех поймать, гусят тридцать у нас град побил. Жалко. Наплакались тогда.

Глядя на современных детей, можете сказать, что в их детстве нет чего-то, что в вашем было?
В каждом времени есть свое хорошее. Дружба у современных детей, может, и есть, а вот той сплоченности, взаимовыручки нет. Я-то в деревне жил, вся деревня — одна улица. Нужно грядку прополоть? Пришли все товарищи, помогли, вместе убежали играть. Спортзалов у нас не было. В футбол собиралась играть дюжина пацанов, пешком ходили 7-8 километров в соседнее село на стадион. Зимой хоккей. Клюшек не было, сами мастерили. Все делали вместе... Хотя сейчас и в деревне все по-другому: один у телевизора, другой за компьютером. Общения не хватает. Вот внучка моя, которой четыре года, все время говорит: «По дедушке скучаю, когда дедушку увижу», а при встрече кидается, целует и на ухо шепчет: «Дедушка, дай айпад поиграть». Вот такое сейчас общение у детей, да и у взрослых.

Вы с детства были организатором, лидером? Это такой характер или «жизнь заставила»?
Наверное, все-таки с детства. Я ростом повыше всех был, хотя и худющий. Были ребята постарше, но как-то прислушивались ко мне. И братья, и в классе также. Ну и если что-то натворить, тоже организатор я. В этом году было 50 лет, как я школу закончил. Собрались, вспоминали вот. Я же в интернате учился. Асфальта там не было, тракторы колеи нарежут — вот и вся дорога. Прыгали через эти колеи: вымажемся, в школу не пускают — можно домой бежать. Бывало, и короткие замыкания устраивали на уроках. Все было.
Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»
У каждого харизматичного руководителя есть свой стиль управления: кто «кнутом», а кто «пряником». «Управление по-василенковски» — как его можно охарактеризовать? Что больше всего цените в подчиненных? Чего не прощаете?
Мне кажется, что я мягковатый руководитель. Может, другие со мной не согласятся.
Когда только один пряник (по своему опыту сужу), он приедается, его перестают ценить. Управлять нужно, используя разные рычаги. Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут. Я всегда наказываю, когда люди не понимают, что есть какие-то сроки, есть обязательства, ответственность. Твоя работа — делай. Я же не требую ничего лишнего. Почему, если есть поручение от губернатора, оно месяц лежит? Приносят день в день, когда сдавать нужно. Посмотришь — а там на половину поставленных вопросов нет ответов. Кто вам мешал его выполнить в срок? Вот корова: не подои ее сегодня, и молоко перегорит. Завтра она его уже не даст. Но я никогда в жизни не проходил мимо тех, кто хорошо работает, не оставлял их незамеченными. В прошлом году 70 человек наградили, сейчас таких 200 человек. Крестьяне, руководители хозяйств. Если человек добросовестно работает, надо ему спасибо сказать. Еще нельзя оскорблять людей, унижать личность. Я, бывает, повышаю голос, но без оскорблений, унижений. Потом, правда, все равно себя ругаю. Всегда помню фразу, что кричащего плохо слышат. Но иногда и тихо говорящего плохо понимают.

А отец вы строгий?
Я на детей голоса никогда не повышал. Мне достаточно только поглядеть, и все (смеется). Девочки, наверное, больше поддаются воспитанию, у меня же дочки. Уроки... да они всегда хорошо учились, честно говоря, уроки никогда не проверял. Мать проверяла и воспитанием занималась. Я только сам всегда детям одежду покупал и сейчас внукам покупаю. Туфли, платья — за все время только один раз ошибся с размером. У нас так заведено: старших надо уважать. Я к дедушке, родителям всегда на «вы» обращался. И мои дети, и внуки ко мне так же. Кто-то говорит, это неправильно, мол, устарело. У нас большая семья, и я стараюсь, чтобы они дружили между собой. 1-2 раза в неделю, по воскресеньям так точно, мы все (а нас сейчас 14 человек) собираемся за большим столом, вместе обедаем.
Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»
Кстати, об обеде. Если бы у вас была такая возможность, что в пищевых привычках ваших сограждан вы бы изменили в первую очередь?
Сейчас уже люди сами начинают понимать: зря мы накинулись на все красивое импортное и считали, что это самое лучшее. Не понимаю, когда зимой люди покупают свежие помидоры и огурцы. Тепличные — это уже не то, турецкие привозят — их вообще есть невозможно. Каждому овощу свое время. Зимой ем только натуральное, мы заготовки делаем — местные помидоры, огурцы. Ну и конечно, выбираем отечественное. Судите сами: у нас аграрии сегодня вносят удобрений до 50 килограммов в действующем веществе на посевную площадь — это максимум. А в Америке вносят до 500 килограммов! Представляете, сколько в их овощах, фруктах, злаках синтетических веществ? В одном помидоре, может, немного, но что с человеком станет, если с детства кормить вот этим? Колбас сейчас каких только нет, а я думаю: лучше кусок настоящего мяса. К говядине и баранине нашей нет вопросов. А вообще без рыбы не живу. Мойва жареная на столе практически всегда. Для меня она лучше семги. Кто-то смеяться будет, скажут — зажрался. Я в детстве знать не знал красной рыбы. На Дону же живем.
Сазан, карп, щука, судак — вот что привычное и полезное.
Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»
Что вы считаете главными достижениями своей команды за последнюю пятилетку?
Во-первых, это не моя команда, а губернатора. Ну а если говорить об аграрной отрасли, то, конечно, в первую очередь нельзя не отметить успехи в растениеводстве. За прошлый год собрали 770 тыс. тонн овощей, 416 тыс. тонн картофеля, почти 10 млн тонн зерна. Добились серьезного результата в переработке подсолнечника. Что касается животноводства, на сегодняшний день лидер в России — наша компания «Евродон». Думаю, в будущем году как минимум 130 тыс. тонн мяса индейки мы получим. А в этом году будет под 80 тыс. тонн. Это очень серьезный рывок в птицеводстве. В целом находим общий язык со всеми сельхозпроизводителями благодаря постоянному контакту и поддержке.

А какая главная проблема области сегодня, над чем приходится постоянно голову ломать?
Самая большая головная боль — это проблема сохранения села. К сожалению, сегодня сельских жителей становится все меньше. Будет абсолютно неправильно, если мы не остановим этот процесс. Возьмем молочное скотоводство. Да, весь процесс давно механизированный, но люди все равно нужны: доярки, телятницы, техники искусственного осеменения — вот уже люди работают и деревня живет. Будет жить деревня — получится импортозамещение. Времени много потеряли мы, конечно. В 90-е годы ничего не делалось. Только с 2006 года стартовал нацпроект, а потом и программа развития села. В 2007-м тысячу квартир отстроили в сельской местности — это самый большой показатель. В прошлом году было 335, в этом — 285. И молодежь будет оставаться, если предложат достойное место проживания, детский сад для ребенка, если в районном центре будет бассейн и спортзал.
Следующий момент, что мы запустили, но будем делать, — это, конечно, переработка. Представьте, мы производим 770 тыс. тонн овощей — попадаем в пятерку лучших по России, а переработать урожай не можем. Опять около 6 млн тонн зерна уже отправили из портов Ростовской области. Надо торговать, но готовым продуктом, чтобы максимальную прибыль получать здесь. А мы пшеницу продали и радуемся. Если бы у нас было производство, мы не зерно бы отправляли, а получали добавочную прибыль, и люди бы работали, налоги поступали бы. У нас турки берут зерно, делают крекеры и печенье и с пятикратной наценкой везут дальше в Африку. У нас что, у самих масла в голове нет?
Вячеслав Василенко: «Будешь сладким — съедят, будешь горьким — выплюнут»
Да уж, дел у вас невпроворот. Как отдыхаете от забот?
Как каждый уважающий себя мужчина хожу на футбол, на охоту, на рыбалку, но времени на это мало, конечно. Отдыхать надо, но в этом году с отдыхом сложно. На охоте не был, рыбалку забросил. Ну, вообще 66-й год пошел, но тружусь и сил хватает — значит, правильно отдыхаю.

Есть что-то, о чем жалеете?
Мало внимания уделял семье. Родителям, когда повзрослел, и детям. С дочками, не поверите, в полноценном отпуске в Лазаревке были лет 15 назад. Да, по воскресеньям сейчас всех стараюсь собирать. Но ведь у меня то одно мероприятие, то другое. Пообедали — и разошлись. Вот об этом жалею, больше ни о чем.