— Мы в сельском хозяйстве работаем давно и развиваться стараемся разносторонне. Сейчас интенсивно занимаемся мясным животноводством, разводим свиней — у нас в настоящее время две с небольшим тысячи голов, однако есть потенциал для увеличения стада, так как наш свинокомплекс рассчитан на 5 тысяч голов. Изначально свиней держали для нужд хозяйства, для столовой, но потом пересмотрели подход: в периоды, когда цена на пшеницу сильно падала, конверсия урожая в мясо была заметно более выгодна, нежели прямая продажа зерна. С другой стороны, и цены на свинину сейчас очень нестабильны: не так давно мы всерьез задумывались о закрытии этого направления.
Жизнь портила проблема производительности: мы не получали поросят в нужном количестве. Но с помощью зарубежных партнеров этот вопрос удалось успешно решить — результаты заметны, и мы оптимистично настроены в этом отношении.
К производству свинины добавилась переработка — открыли кооператив «Дело в мясе», наше дочернее предприятие, и начали выпуск брендированной продукции, а также занялись строительством своей фирменной розничной сети, которая присутствует не только в Волгоградской области, но и в соседней Воронежской. Она стабильно пользуется спросом, так как производится из мяса, в качестве которого мы уверены. В позапрошлом году наши мясные чипсы получили на «Золотой осени» золотую медаль, в прошлом году достижение повторили копченые ушки нашего производства. Сейчас благодаря региональному гранту строим новый цех переработки производительностью 5 тонн в смену.
Также занимаемся растениеводством и являемся семеноводческим хозяйством. Я являюсь соавтором запатентованного сорта льна масличного «Микс», который мы разработали вместе со Ставропольским государственным аграрным университетом. Мы как оригинатор продаем семена — элиту и суперпэлиту этого сорта — в 8 регионов страны. В последние два года семена очень востребованы рынком, и мы продаем все, что в состоянии произвести.
Сейчас интенсивно работаем в направлении производства биоудобрений — это направление у нас сейчас особенно интенсивно развивается. Вопрос стал актуальным тогда, когда в ходе «мусорной» реформы навоз признали отходами III класса опасности. Навоз с помощью биогазовой установки (биореактора) перерабатывается в биогаз и путем добавления некоторого комплекса микроэлементов в биоудобрения. Уже в этом году сеять озимые будем одновременно с внесением наших же удобрений, для чего уже начали процесс переоборудования посевных комплексов.
Пока производим удобрения только для обеспечения собственных потребностей, но рассматриваем и перспективы выхода на открытый рынок.
Дело в том, что такие удобрения очень востребованы хозяйствами, которые выпускают органическую продукцию, как правило, для экспорта в Европу.
Условия сертификации накладывают жесткие ограничения на применяемые удобрения, и наш продукт как раз для органического производства подходит, более того, мы решили проблемы с фильтрацией жидкости — теперь она подходит для использования в опрыскивателях.
Эффективность удобрения подтверждена лабораторными испытаниями и анализами почвы.