— Сейчас в хозяйстве 2 тыс. голов маточного стада: 200 гусей холмогорской породы и 1,8 тыс. голов утки ST5 (французская разновидность пекинской). Конечно, по сравнению с прежними нашими показателями это немного — птичник, в котором содержится маточное стадо, рассчитан на 10 тыс. голов. Это утка отличного качества, мясо которой обладает прекрасным вкусом. Мы выращиваем птицу по традиционным технологиям, без применения препаратов, ускоряющих развитие животных и прочих средств, благодаря которым мясо становится откровенно невкусным. Качество нашей утки высоко оценивали клиенты из самых разных уголков страны, включая столичные рестораны. Кроме живой птицы, продаем инкубационное яйцо.
Из-за пандемии нам пришлось сильно сократить поголовье. Дело в том, что покупательская способность у населения значительно снизилась, а антипандемийные меры, предпринимавшиеся в 2020 году в крае, оказались очень жесткими — из-за них практически прекратилась рыночная торговля, люди из сельских районов просто не могли приехать, например, в Краснодар. Спрос не восстановился и по сей день. И еще сильнее по нашему бизнесу ударил рост цен на корма — экспорт зерна слишком сильно влияет на цены внутреннего рынка. В результате многие хозяйства, как и наше, поставлены буквально на грань выживания. Ведь и прочие затраты, включая ветеринарное обслуживание, никуда не делись. Мы не теряем надежду на исправление ситуации, но пока будущее не выглядит слишком радужным.
Мне кажется, государству стоило бы внедрить какие-то механизмы контроля уровня цен на корм для животноводов, а также ввести значительные пошлины на экспорт зерна, чтобы внутренний рынок не испытывал такого стресса от зарубежного спроса. Также, возможно, стоит вернуть инструменты государственной поддержки для небольших птицеводческих хозяйств.