Унификация законодательства в сфере агропрома с целью его нормального регулирования началась еще в 2012 году в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (тогда еще России, Беларуси и Казахстана). По Соглашению о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года страны ЕАЭС должны были отработать общие нормативы, не препятствующие взаимной торговле. В то же время существовавшая договорно-правовая база не позволяла реализовать целостную политику в вопросах развития сельского хозяйства, регулирования общего аграрного рынка и продовольственной безопасности.
В связи с этим было принято важное решение о необходимости разработки системного документа, определяющего основные направления согласованной агропромышленной политики государств-членов ТС и ЕЭП. 29 мая 2013 года руководство трех стран-союзников одобрило Концепцию согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ТС и ЕЭП, ставшую первым в истории Союза комплексным отраслевым документом по вопросам интеграционного взаимодействия.
Предполагалось совместными усилиями осуществлять сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечить справедливую конкуренцию между ЕАЭС, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок, унифицировать требования, связанные с обращением сельхозпродукции, а также взаимно защищать интересы своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, вопрос обеспечения продовольственной безопасности сначала трех стран, затем пяти (с добавлением Кыргызстана и Армении), а сегодня и потенциально семи (в качестве наблюдателей рассматриваются Узбекистан и Таджикистан) вышел на полигосударственный уровень.
Все это происходило на фоне нескончаемых эмбарго, санкций, запретов, политического напряжения, конфликтов и др. В 2020 году к этому добавилась пандемия COVID-19.
В условиях пандемии главы АПК стран ЕАЭС начали обсуждать два основных варианта решения проблемы продбезопасности: один связан с регулированием вопросов обеспеченности сельхозпродукцией и продовольствием исключительно за счет национальных производственных ресурсов, другой — с использованием коллективной модели, которая предполагает реализацию экономического потенциала всех стран ЕАЭС.
«В условиях пандемии коронавируса вопросы стабильного насыщения рынка продовольственными товарами приобретают особую остроту и актуальность. Мы должны быть нацелены на объединение наших усилий и предпринимать согласованные действия, чтобы не только сохранить стабильное и бесперебойное функционирование внутреннего агропродовольственного рынка Союза, но и найти новые экспортные ниши», — подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.
К примеру, сегодня во всех странах Союза принята законодательная база для развития органического сельхозпроизводства, растут площади сертифицированных органических земель, которые составляют порядка 900 тыс. га, численность производителей органической продукции превысила 1300.
Артак Камалян подчеркнул, что рост спроса на такую продукцию в мире в ближайшей перспективе приведет к удвоению объемов рынка, который может достигнуть 200 млрд долларов.
Как пояснили в пресс-службе ЕЭК, анализ законодательства сторон показал различия в маркировке органической продукции, подходах к регулированию производства, сертификации и стандартизации, аккредитации органов по подтверждению соответствия. В связи с этим признано целесообразным выстроить в Союзе систему регулирования обращения органики, подготовив наднациональный акт, направленный на взаимное признание документов об оценке соответствия органического производства на основе унификации национального законодательства. Это обеспечит беспрепятственное движение в ЕАЭС органической сельхозпродукции и создаст условия для реализации экспортного потенциала на фоне роста мирового спроса на органические товары.
В то же время страны в этом году значительно продвинулись в вопросе маркировки молочной продукции, техрегламент на которую в России принят уже несколько лет назад.
В сентябре Совет Евразийской экономической комиссии достиг принципиальных договоренностей о введении маркировки отдельных видов молочной продукции по мере готовности государств-членов.
Согласно документу, проходящему этап общественного обсуждения, обязательную маркировку молока, сливок и мороженого со сроком хранения более 28 суток предполагается ввести с 20 января 2021 года. В отношении продукции меньшего срока годности, а также сгущенки, масла, сыра и творога маркировка может быть введена с 1 июля 2021 года. Что касается пахты, йогурта и кефира, то эта продукция может начать маркироваться в обязательном порядке с 1 октября 2021 года. Как ожидается, окончательное решение по этапам внедрения маркировки будет принято в ноябре.
«Расширение линейки маркируемых товаров влечет за собой дальнейшее сокращение «серой» продукции и фальсификата на рынке Союза. А это, с учетом социальной значимости молочной продукции, позволит лучше обеспечивать безопасность и защиту прав наиболее уязвимых категорий граждан», — заявил член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Также за период пандемии были приняты еще ряд важных для стран-союзников документов. В частности, о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. Предполагается, что с 2024 года при расчете национальных ставок акциза на сигареты страны ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тыс. сигарет с отклонением не более чем на 20% в меньшую или большую сторону. Для адаптации бизнеса к новым требованиям сроком достижения индикативной ставки определен период с 2020-го по 2024 год.
Для развития животноводства ЕАЭС в начале сентября также был утвержден Порядок определения породности племенных животных.
«Принятие Порядка обеспечивает исключение разночтений и установление в реестрах учета племенных животных и автоматизированных системах управления селекционным процессом государств-членов единого порядка определения породы и породности сельскохозяйственных животных», — пояснил Артак Камалян.
Документ регулирует источники информации, на основании которых устанавливается порода сельскохозяйственных животных, случаи, при которых племенных животных относят к чистопородным и помесным, алгоритм определения породы, а также перечень родственных (близких по генотипу) пород крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности, свиней, лошадей, овец, пчел и рыбы.
Нормативно-правовой акт разработан в соответствии с Договором о ЕАЭС и Соглашением о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках ЕАЭС, подписанным главами правительств в октябре 2019 года.
В пресс-службе рассказали, что таким образом решение Коллегии позволит сблизить подходы по основополагающим вопросам племенного животноводства в странах Евразийского экономического союза и упростить процедуру обращения в ЕАЭС племенной продукции.
Что там в кошельке. Интересно, что результаты шлифовки законодательств и трансграничного сотрудничества в условиях пандемии оказались позитивными. По данным ЕЭК, взаимная торговля государств-членов ЕАЭС продовольственными товарами за первые шесть месяцев текущего года выросла на 2,5% (до 4,1 млрд долларов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а продажи непищевой сельхозпродукции увеличились сразу на 13% (до 0,32 млрд долларов). Существенный вклад в прирост взаимной торговли внесла соя, показавшая увеличение в 8,4 раза, продажи сахара выросли на 26,2%, сыров и творога — на 10,2%.
Продажи несырьевых неэнергетических товаров в целом в физическом выражении почти не изменились (продемонстрировали символическое снижение на 0,4%). Здесь, помимо уже отмеченных лидеров роста продаж — непищевой сельхозпродукции (увеличение на 12,4%) и продовольствия (увеличение на 9,2%), можно также выделить лесобумажные товары (рост на 4,5%), химпром (плюс 3,8%) и стекло, керамику и изделия из камня (плюс 1,7%).
«В денежном выражении взаимная торговля несырьевыми неэнергетическими товарами в странах Союза за январь — июнь снизилась на 7%, до 18,2 млрд долларов. Однако ее доля в общей структуре торговли такими товарами показала рост с 25,4% до 25,8%», — рассказали в торговом блоке Евразийской экономической комиссии.
Немаловажной деталью торговли союзников является тот факт, что между ними расширяется доля расчетов в национальной валюте. По данным министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева, доля расчетов в российских рублях во взаимной торговле государств ЕАЭС в 2019 году составила 72,4%, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 4,4%.
«В Евразийском экономическом союзе страны постепенно увеличивают долю расчетов в национальных валютах как внутри Союза, так и в торговле с Китаем. Нам необходимо сотрудничество финансовых регуляторов и крупнейших торговых структур — имею в виду в первую очередь торговлю сырьевыми товарами, которые лежат в основе взаимного товарооборота», — заметил он.