Равиль Раисович, как начиналась история вашего предприятия?
Предприятие было основано на базе обанкротившейся агрофирмы «Сосновоборская». В то время состояние дел на предприятии было плачевным: зарплату работникам задерживали, поставки кормов были нестабильны, в стаде происходило близкородственное скрещивание. Производили всего 5 тыс. тонн свинины в живом весе в год, поголовье составляло 5 тыс. свиноматок. Теперь показатели у нас совершенно иные.
В истории вашего предприятия есть такой этап, как проектирование и строительство племенного репродуктора в поселке Комсомолец на 4550 свиноматок. Как сегодня вы ведете племенную работу? Какая схема гибридизации и какие породы используются?
Да, с площадки на 4550 свиноматок в 2006 г. и начался этап строительства новых ферм. Тогда все было в новинку: современное оборудование, эргономичные рабочие места, компьютерное управление вентиляцией и кормлением. Начали встречаться с ведущими в мире экспертами по содержанию и кормлению свиней, племенной работе, ветеринарии. И до начала строительства фермы уже был определен поставщик генетического материала — голландская компания Topigs. Первоначально завезли чистопородных свинок крупной белой породы для обновления стада и гибридных свинок для производства товарных свиней на селекционно-гибридный центр. Сегодня кроме крупной белой породы в нашей генетической пирамиде используются норвежские ландрасы, которые появились после объединения в 2014 г. Topigs со скандинавской генетической компанией Norsvin. Гибриды TN-70, полученные от ландраса и крупной белой породы, отличаются многоплодием и высокой молочностью. Для получения же высококачественной товарной свинины используем отцовские породы дюрок и темпо. Для поддержания и улучшения генетических индексов периодически ввозим ремонтных хряков с нуклеусов Topigs Norsvin, следуем рекомендациям по скрещиванию свиней, содержанию и кормлению. Ежеквартально специалисты этой генетической компании проводят аудит наших ферм, а мы еженедельно пересылаем информацию в Нидерланды о движении стада. Таким образом, происходит полноценный анализ и совершенствование селекционной деятельности предприятия.
Вашей компании удается достигать постоянного снижения коэффициента конверсии. Какие усилия вы для этого прилагаете?
Корма в структуре себестоимости выращивания свиней занимают 60-70%. И здесь два ключевых влияющих фактора — конверсия корма и стоимость рецептур. В отношении конверсии корма в 2014 г. была принята программа, по которой мы продолжаем работу. Программа предусматривает задачи для ответственных лиц и подразделений по направлениям, то есть помимо поиска эффективных рецептур и совместной работы с комбикормовыми заводами активно занимаемся вопросами генетики, содержания свиней, профилактики болезней, а также вопросами мотивации и контроля.
Испытываете ли вы трудности со снабжением предприятия сырьем, материалами, оборудованием?
Мы закупаем большой ассортимент сырья, расходных и других материалов, вещей, которые нужны для успешного функционирования предприятия. Собственным урожаем зерновых и бобовых культур мы покрываем лишь 20% потребности в сырье, необходимом для производства комбикормов. В связи с этим вынуждены приобретать зерно, горох, растительные масла, шроты, а также премиксы, монокальцийфосфат и другие добавки, престартерные корма. Ветеринарные препараты и зоотехния — почти все импортные. Хотя их поставщиками являются резиденты РФ, цены в договорах устанавливаются в евро или американских долларах, что негативно влияет на себестоимость продукции в случае роста курса иностранных валют. Хотелось бы отметить, что свиноводческое, мясоперерабатывающее и ряд других видов техоборудования в большинстве своем иностранного производства, так как соответствующее оборудование либо вовсе не производится в России, либо отечественные модели значительно уступают импортным аналогам по функциональности, качеству и эксплуатационным характеристикам. Таким образом, по указанным группам товаров и основных средств пока довольно ощутима импортозависимость мясной промышленности России.
Расскажите о вашем забойном цехе в Набережных Челнах.
В 2013 г. в Набережных Челнах было запущено предприятие по убою скота и первичной переработке мяса. Его появление важно не только с экономической точки зрения. Существенно снизились риски по биобезопасности свиноводческих комплексов (прежде всего угроза заноса африканской чумы свиней), а у животноводов появился инструмент влияния на технические результаты — анализ туш по категорийности, ветеринарному статусу. На его основе вносим коррективы в параметры кормления и содержания свиней, в ветеринарные схемы. Уникальность убойного предприятия заключается в том, что существуют две независимые линии убоя и переработки — свиней и КРС. Мощность линии по убою свиней — 160 голов в час. Производственные площадки обеспечивают убой 6 дней в неделю по 1400 голов в одну смену, в год — около 430 тыс. голов. Таким образом, для полноценной загрузки бойни мы вполне можем удвоить блок свиноводства, что и планируем в ближайшем будущем.
Каков ассортимент производимой вами продукции? Какие наименования пользуются большим спросом?
Около 70% реализуемой продукции составляют охлажденные свиные полутуши. Их покупателями в основном являются оптовики и мясопереработчики, небольшая часть приходится и на розничные сети.
Остальное — охлажденный индустриальный кусок, упакованный под вакуумом, и замороженные субпродукты. К ним интерес проявляют прежде всего мясокомбинаты и ретейлеры. Среди наших клиентов — торговые сети Metro C&C, «Лента», «Тандер» («Магнит»), X5 Retail group, «Бахетле», «Челны Фуд».
Вся продукция «Камского Бекона» характеризуется минимальным выделением влаги и отличными вкусовыми качествами, поэтому трудно выделить какой-то конкретный продукт нашей компании, пользующийся более высоким спросом по сравнению с другими. Каждый товар находит своего потребителя.
Порядка 50% от географии продаж приходится на Татарстан, остальной объем расходится во множество регионов, в частности в Башкирию, Удмуртию, Свердловскую, Челябинскую, Нижегородскую, Пермскую, Владимирскую, Оренбургскую, Новосибирскую области. Одно из достоинств «Камского Бекона» — своевременная доставка товара вне зависимости от месторасположения покупателя, ведь у нас имеется собственный парк фирменных грузовиков, оснащенных рефрижераторами.
Какую поддержку оказывает таким предприятиям, как ваше, Министерство сельского хозяйства Татарстана?
Мы стремимся участвовать во всех агропромышленных проектах, где предоставляется помощь государства. Развитие «Камского Бекона» совпало по времени с реализацией программы развития АПК. Серьезную поддержку тогда оказало Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, возглавляемое Маратом Ахметовым. Мы продолжаем получать субсидии по инвестиционным кредитам. Наш министр обладает большим опытом и пользуется заслуженным авторитетом как среди аграриев республики, так и среди первых лиц Татарстана — президентов Минтимира Шаймиева и Рустама Минниханова. Ко мнению Ахметова прислушиваются и в федеральном минсельхозе. Когда я еще получал профессиональное образование, всеми уважаемый академик Виктор Лысов ставил студентам вновь назначенного министра Марата Ахметова в пример как одного из своих блестящих учеников. Татарстан имеет высокую культуру ведения сельского хозяйства, и, несмотря на климатические катаклизмы последних лет, продолжает лидировать по ряду направлений, и во многом это заслуга руководителя ведомства.