Судьба человека и патриота
Улюмджи Манджиев — один из самых уважаемых животноводов в Калмыкии. Его хозяйство — КФХ «Ангай» — совсем небольшое, однако гораздо более значимым и масштабным является сам масштаб личности и то дело, которому Улюмджи Анджиевич посвятил свою жизнь. Его никак не назовешь человеком легкой судьбы. Совсем еще маленьким мальчиком Улюмджи Манджиев вместе со всей семьей был сослан в Сибирь, и это несмотря на то, что один из его старших братьев как раз в это время сражался в рядах Красной армии на полях Великой Отечественной войны. Современным избалованным молодым людям трудно даже представить, как маленький Улюмджи по глубокому снегу за несколько километров пешком через сибирскую тайгу ходил в школу — настолько сильна у него была тяга к знаниям. Он будет учиться всю свою жизнь. Сначала, уже работая в вечерней школе, затем в школе животноводов. Имея за плечами солидный стаж практической фельдшерской работы — и это в 20 лет! — он поступил в престижную Московскую ветеринарную академию, которую блестяще окончил в 1969 году. После этого он вернулся в родной совхоз «Ленинский», где сразу же был назначен заместителем председателя и главным ветеринарным врачом. Молодого специалиста ждали еще годы напряженной работы, при этом он успел окончить аспирантуру знаменитой Тимирязевской сельскохозяйственной академии, защитил кандидатскую диссертацию. В 1975 году в довольно еще молодом возрасте стал заслуженным ветеринарным врачом Калмыцкой АССР.
Лошадь-кормилица
В 1998 году Улюмджи Манджиев, будучи пенсионером, стал одним из самых первых в республике фермеров, когда на руинах совхоза, где всю жизнь проработал, образовалось несколько небольших хозяйств. Три хозяйства с нуля организовал Манджиев. При этом, уже работая руководителем КФХ «Ангай», он не переставал заниматься научной деятельностью и поиском решений актуальных проблем сельского хозяйства. Будучи настоящим патриотом своей малой родины и своего народа, Улюмджи Анджиевич большое внимание в своей научной деятельности уделял такой проблеме, как восстановление породного типа табунного коневодства в Калмыкии. Как известно, калмыки — потомки Чингисхана, близкий к монголам народ и, как и все степняки, не представляли своей жизни без лошади. Для них она была транспортом, давала пищу и кров, выступала и боевой машиной. Калмыкия до войны была одним из лидеров в СССР по поголовью табунных лошадей, однако сразу же после репрессий против калмыцкого народа была утеряна и местная порода лошадей.
В 90-х годах сразу несколько хозяйств озаботились восстановлением калмыцкой породы, вели большую работу в этом направлении, предлагали свои решения. Свою породу калмыцких лошадей, причем очень продуктивную, Улюмджи Манджиев вывел в 2011 году, когда скрестил купленного по случаю жеребца советского тяжеловоза и конематок калмыцкой породы. Полученный благодаря титанической работе селекционеров новый породный тип сочетал в себе лучшие качества обоих родителей — мощь и большую мышечную массу отца и удивительную живучесть, способность самостоятельно пастись и искать себе корм даже под снегом — от матери. Удивительно, но лошади нового породного типа уже в 6-месячном возрасте достигают веса в 160 кг — ни одно животное не обладает подобной продуктивностью. И это притом, что на прокорм тратится только 10% от той прибыли, которую можно получить, сдав его на мясо!
Завод для развития
Сегодня в Калмыкии общее поголовье табунных лошадей уже превысило 20 тыс. голов. Это все еще значительно меньше довоенных показателей, однако позитивные тенденции налицо, да и растущий спрос на конину делает это направление животноводства интересным для фермеров. «Для дальнейшего развития породного типа табунного коневодства в Республике Калмыкия необходимо повышение экономической эффективности отрасли. Это должно происходить за счет внедрения научно обоснованных технологий, улучшения продуктивных и адаптивных качеств конского поголовья. Актуально также экономически обоснованное сочетание параметров развития табунного коневодства с другими отраслями животноводства, — отмечает Улюмджи Манджиев. — Одним из основных условий ведения породного типа табунного коневодства является разведение лошадей, наиболее приспособленных к местным условиям содержания. Этим условиям отвечают лошади калмыцкой породы, которые отличаются крепкой конституцией, выносливостью, способностью в течение всего года использовать природные пастбища. Они обладают гармоничным телосложением, плотной, развитой мускулатурой и крепким костяком, легко переносят суровые условия зимовки и летней засухи. Эти биологические особенности калмыцких лошадей в полной мере используются в табунном коневодстве». Сегодня КФХ «Ангай» является одним из флагманов возрождения традиционного для Калмыкии табунного коневодства. Уже 5 лет хозяйство имеет статус генофондного, поставляет племенных животных на два десятка дочерних предприятий по всему Югу России. Неоценимую помощь оказали и продолжают оказывать хозяйству ученые Всероссийского института коневодства, лично директор института, академик РАСХН Валерий Калашников, а также ученые Калмыцкого НИИСХ, и в первую очередь кандидат сельскохозяйственных наук Валерий Болаев.
Собственное поголовье хозяйства составляет около 500 животных — 234 конематки, 19 племенных жеребцов и один чистокровный советский тяжеловоз. Сейчас основная задача, которая стоит перед хозяйством, — создание племенного завода, который даст продуктивному коневодству в республике очередной важный импульс. «Мы выполняем все квалификационные требования для создания племзавода и поэтому рассчитываем на поддержку со стороны Минсельхоза РФ, властей республики. Создание племенного завода крайне важно в деле восстановления поголовья калмыцкого породного типа лошадей, который поможет поддержать славу Калмыкии как самого мясного региона России», — отмечает Улюмджи Манджиев.