Информационно-коммуникативная среда

Информационно-коммуникативная среда

В Орловском ГАУ используют новые технологии цифровизации
Сотрудники Орловского государственного аграрного университета активно внедряют в учебный процесс инструменты электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Благодаря цифровизации дистанционное обучение в вузе сделало образование доступным и комфортным для всех категорий студентов. 

Уже полтора десятилетия в образовательный процесс университета внедряются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие решать как образовательные задачи, так и организационно-управленческие. К моменту принятия новых стандартов образования в высшей школе, где делается акцент на информационно-образовательную среду, такая среда фактически уже была сформирована в университете. В составе управления информатизации университета был создан отдел информатизации учебного процесса. За базовую технологию цифровизации образовательной деятельности была принята дистанционная технология.

«Важно понимать, что дистанционное обучение — это не форма, а технология организации обучения, которая может применяться на любой из существующих форм обучения (очной, очно-заочной и заочной, в дополнительном образовании), — говорит ректор ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ» Татьяна Гуляева. — В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Данная технология обучения прекрасно вписывается в понятие электронной информационно-образовательной среды и регламентирована федеральными образовательными стандартами на всех ступенях образования».

Учебная составляющая информационно-образовательной среды университета поддерживается функционированием LMS-системы на платформе eLearning Server 4G, представляющей собой систему разработки, хранения и передачи учебного контента. Образовательный портал позволяет обеспечить доступ к электронным образовательным ресурсам посредством страниц преподавателей, проведение занятий в онлайн-режиме с помощью программы iWebinar, автоматизированный контроль знаний с помощью тестов, доступ к учебным пособиям и учебникам из ЭБС и внешних сайтов, создание собственной электронной базы учебных электронных ресурсов, имеются средства взаимодействия всех участников процесса (электронные объявления, сообщения, форум, чат).

Для жителей сельской местности применяются смешанные технологии, предоставляя не только доступ в онлайн-режиме к ресурсам ДО, но и возможность получения учебно-методических материалов в офлайн-режиме. Создан специализированный компьютерный класс с мультимедийной техникой, в котором могут заниматься студенты, а преподаватели проводить онлайн-лекции и семинары.

Для промежуточного и итогового контроля знаний в ЭИОС разрабатываются тестовые и практические задания, позволяющие не только управлять процессом обучения студентов, но и осуществлять текущий контроль знаний, ведутся электронные ведомости учета результатов контроля и статистики изучения учебных материалов.

В LMS eLearning Server 4G электронной-информационно-образовательной среды университета зарегистрированы и работают 4696 пользователей из числа преподавателей, студентов и слушателей курсов ДПО. Реализуется 146 курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, получения рабочих профессий. Заполнено электронными учебно-методическими информационными ресурсами 2200 учебных дисциплин.

Все преподаватели университета ежегодно проходят курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которые направлены на изучение специальных методов обучения в новой информационно-образовательной среде.

Организация учебного процесса в ЭИОС включает: онлайн-поддержку учебного процесса; почтовые рассылки; объявления; систему автоматизации делопроизводства; систему подготовки расписания занятий; систему автоматизации учебного процесса, предусматривающую работу с электронными ведомостями оценок текущего, рубежного и итогового контроля уровня знаний обучающихся; ряд других мероприятий, обеспечивающих эффективную работу вуза. Данные функции реализуются в автоматизированной системе управления деятельностью в учреждениях высшего образования 1С:Университет Проф.

Информационно-коммуникативная среда

Реализованная в вузе современная информационная образовательная среда позволяет сделать процесс информационного обеспечения образовательной деятельности студентов целенаправленным и системным, обеспечивая доступность как к учебной, так и к учебно-организационной информации.

Комплексное решение позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения, таких как поступление в вуз, обучение, оплата обучения, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава, деятельность учебно-методических отделов и деканатов, поддержка ГОС, ФГОС ВПО, ФГОС ВО и уровневой системы подготовки (бакалавр, специалист, магистр) на уровне учебных планов и документов государственного образца об окончании вуза, формирование отчетности, а также управление научной работой и инновациями, дополнительным и послевузовским образованием, аттестацией научных кадров, кампусом вуза, личные кабинеты (поступающий, студент, преподаватель).

Важнейшими компонентами эффективности аграрного вуза являются организация практической подготовки обучающихся, реализация научных исследований на опытных участках, отработка и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в условиях, приближенных к производственным, демонстрация на своей базе и трансферт в профильные хозяйства и организации региона новейших научно-технических достижений в сфере АПК, возможность привлечения внебюджетных средств за счет реализации собственной продукции.

Решение этих и многих других актуальных вопросов современного аграрного образования во многом связано с активностью деятельности и поступательным развитием научно-производственного потенциала учебно-опытных хозяйств сельскохозяйственных вузов. Уже сегодня многие аграрные вузы внедряют самые современные технологии, основанные на использовании цифровых решений, и Орловский ГАУ здесь не исключение.

Наличие в сельскохозяйственных вузах развитой структуры, включающей опытные учебно-производственные хозяйства, специфическую материальную базу, разветвленную систему многоуровневого образования, дает им реальную возможность стать центрами компетенций в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства и базой для внедрения новых технологий, способствуя развитию новой аграрной технологической политики государства. При этом немалая роль должна отводиться созданию в таких вузах собственных цифровых опытных хозяйств, как это уже сделано в Орловском ГАУ.