Экспортные приоритеты

Экспортные приоритеты

Агропром Московской области наращивает потенциал

Агропромышленный комплекс Московской области — один из крупнейших в России как по объемам производства продукции, так и по объемам экспорта, который составляет 4% от общего сельхозэкспорта страны. По ряду категорий (говядина, кисломолочные продукты, сыры) регион является крупнейшим экспортером России. Однако в будущем планируется достичь еще более высоких результатов: в АПК Московской области сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты, которые выведут объем производства на более высокий уровень.

По итогам 2023 года, Подмосковье занимает первое место в стране по экспорту в стоимостном выражении восьми категорий продукции. Это говядина — 77% от общего экспорта в РФ приходится на долю региона, кисломолочные продукты — 70%, сыры и творог — 55%, свинина — 44%, рыба — 37%, мясо птицы — 33%, напитки — 26%, продукты переработки фруктов, орехов, овощей — 24%. Развитию экспорта содействуют транспортно-логистическая инфраструктура, большое количество компаний АПК, научная база, квалифицированные трудовые ресурсы, развитие роли Московской области в качестве агрохаба в ЦФО и СЗФО, в том числе за счет строительства ТЛЦ «Селятино» в Наро-Фоминском округе, ГК «Мультиколд» в Солнечногорске.

«По итогам прошлого года, Московская область занимает 2-е место в Центральном федеральном округе и 5-е место в России по стоимостному объему экспорта продукции АПК — доля региона составляет 4% от общероссийского экспорта. Сравнивая показатели за период с 2017 года, также наблюдаем прирост экспорта как в стоимостном выражении на более чем 100%, так и в натуральном — на 80%. Регион экспортирует продукцию примерно в 90 стран мира. Нашими ключевыми партнерами являются Беларусь, Казахстан, Китай, Вьетнам, Узбекистан, Киргизия, мы также активно развиваем новые направления», — говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Сергей Двойных.

В этом году на 26-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2024» Московская область представила свой стенд «Подмосковье — пространство возможностей». Соэкспонентами выступили региональные предприятия, такие как, например, компания «Лукаморе» из городского округа Коломна, производящая 20% лука-севка в Российской Федерации. Посетители также с удовольствием попробовали мороженое компании «Чистая линия», которая также выпускает широкий ассортимент молочных продуктов — молоко, йогурты, сметану, кисломолочную продукцию. За весь период работы выставки посетители стенда Подмосковья продегустировали 60 кг творожных сырков бренда «Свитлогорье» и 35 кг твердого сыра Parmente производства АО «Дмитровский молочный завод». Продегустировали более тонны томатов различных сортов, включая зеленые и красные черри «Слато» компании «АПХ ЭКО-культура».

В настоящее время около 6,7 тыс. компаний АПК ведут деятельность в Московской области, реализуется 150 инвестиционных проектов, в том числе экспортной направленности. Регион имеет потенциал для увеличения агарного экспорта за счет развития собственного производства и вовлечения новых предприятий.

«Ключевыми стратегическими задачами на 2025 год считаем определение наиболее перспективной продукции АПК для развития экспорта и основных направлений поставок, опорных поставщиков среди действующих компаний-экспортеров или потенциальных, а также расширение региональных мер поддержки», — дополняет Сергей Двойных.