Агрофирма «Залесный» — один из крупнейших производителей мяса индейки в Татарстане? Каков сегодня объем производства?
В этом году планируем получить 2,1 тыс. тонн мяса индейки — на 500 тонн больше, чем в прошлом году. Объемы растут ежегодно, но только спустя 4 года упорной работы мы вышли на проектную мощность. Оборот компании в этом году составит около 300 млн рублей. В планах — повысить производство в два раза. Для этого нам был необходим еще один высокоспециализированный убойный цех. И вот благодаря республиканской поддержке, Министерству сельского хозяйства Татарстана получили грант, в настоящее время ведется строительство, монтируется оборудование, и уже в январе следующего года запустим новый цех в работу.
А каким образом вам удастся за столь короткие сроки увеличить поголовье птицы, чтобы новые мощности не пустовали?
В агропромышленном комплексе есть такая модель развития, она очень развита за рубежом, ее иногда даже называют «американской», хотя таким способом работают предприятия в Польше и во Франции, когда крупный производитель сотрудничает с небольшими крестьянско-фермерскими хозяйствами. Отдельные успешные примеры есть и в России, но пока их очень мало. Мы особенно близки сегодня к тому, чтобы начать такое взаимодействие. С открытием нового убойного цеха будем готовы на 100% к приему на переработку и реализацию взрослой птицы у фермеров, либо сельчане могут сотрудничать с агрофирмой «Залесный», брать у нас индюшат на откорм, потом продавать самостоятельно. Тандем особенно выгоден для малых форм хозяйствования, тогда появится стимул для выращивания данной птицы.
Реализуете мясо индейки лишь в пределах республики?
Наша продукция широко известна не только в Татарстане, но и в семи регионах России. Несколько лет назад мы мечтали, а сегодня ведем оптовые поставки под фирменным брендом «Индюжина» в Московскую и Ленинградскую области. В числе наших покупателей — Новосибирск, Саратов, Самара, Пермь, Челябинск, Екатеринбург. Мы не только продаем охлажденное или замороженное мясо или тушки, но и производим продукты питания из индейки — на переработку уходит около 15 тонн в месяц. Развиваем собственную розничную сеть, первые три магазина уже есть в Казани. Ассортимент нашего единственного дистрибьютора — торгового дома «Индюжина» — около 30 видов: полуфабрикаты и готовые полуфабрикаты — сосиски, сардельки, фарш, суповые наборы и так далее, есть даже готовые копчено-вареные продукты.
А почему «Индюжина»?
Потому что большая, в весе средняя индейка достигает 12 кг, отдельные самцы — около 20 кг, немало, правда? Также здесь и другой смысл: дюжина — это и есть 12 — счастливое число. Вся наша производимая продукция — ха-ляль. Кроме того, мясо индейки можно употреблять в пищу не только абсолютно здоровым людям, но и тем, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, оно диетическое и очень полезное по своему составу, спрос на него высокий. В США, например, в среднем на душу населения приходится не меньше 8 кг индейки, в России — менее 1 кг на человека.
Но индейка — дорогое удовольствие, часто стоимость выше, чем у другого мяса, почему?
Бизнес по выращиванию индейки достаточно затратный. В России низко развита кормовая база.
Мы ведем переговоры с отечественными учеными, пытаемся разработать собственный рецепт кормов, аналоги зарубежным, определенные наработки уже есть, но пока работаем по канадским, германским и французским технологиям.
Кроме того, высокие расходы на энергетику и другие ресурсы. Мы рассматриваем абсолютно все возможные варианты: газопоршневые системы, специализированные печи, которые используются обычно на птицефабриках, но не нашли еще оптимального для себя варианта, этот вопрос открыт. Но что касается цен на продукцию, то с выходом на большую проектную мощность, думаю, нам удастся снизить цены примерно на 20%.
Каким образом на ваш бизнес повлияла политика импортозамещения, ввод санкций?
Политика государства сегодня очень эффективна в отношении сельхозпроизводителей. По крайней мере мы уверены в том, что наша продукция будет востребована на отечественном рынке, потому наращиваем объемы, но в целом несем и определенные риски, так как средства, как правило, используются заемные. Все упирается в финансирование. Вот агрофирму «Залесный» мы организовали в 2008 году, а строительство начали только в 2012-м, банки с нами попросту не хотели разговаривать, хотя мы пришли со своими 30 млн рублей. Первым тогда откликнулся Банк Казани, Ирина Вотанина, затем нас поддержал Инвестиционно-венчурный фонд республики — выступил оператором, и через московский МСП-банк нам дали 150 млн рублей, поэтому все получилось, и им мы тоже очень благодарны за помощь. Мы — это я, моя сестра Наиля Ахмадуллина и отец Нафик Мадьяров, все собственники. По бизнес-плану мы рассчитывали отдать этот кредит через 7 лет, но уже немного опережаем график. Кстати, в настоящее время ведем переговоры со Сбербанком о предоставлении крупного кредита.
8 2012 году, когда предприятие только начинало работать, у вас было занято около 25 человек, удалось ли расширить штат за эти годы?
Сейчас занято 90 человек, все в основном из поселка, коллектив молодой и энергичный. Зоотехник, к примеру, 1986 года рождения, есть стимул и интерес у человека, и это всегда приветствуется. Без людей, которые ежедневно и круглосуточно трудятся в цехах, не было бы успеха.
ООО «Агрофирма «Залесный»: Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Декабристов, 8
Производство:
Республика Татарстан,
г. Зеленодольск, с. Большие ключи,
ул. Волостнова, птицефабрика