Своим трудом
— Я родился и вырос здесь, в поселке Супрун. До начала фермерского движения работал заведующим мастерскими, входящими в структурное подразделение совхоза «Победа». Кроме меня в организации ООО «Урожай-Агро» участвовали три моих родных брата. Землю получили в 1990 году — свои паи. Потом к этому объединенному участку добавились паи родственников и знакомых. Поначалу выращивали арбузы, постепенно расширяя свои площади за счет аренды новых участков. Земляки, видя, что мы добросовестно работаем, стали сдавать нам свои паи в аренду. В начале 2000-х годов начался процесс стабилизации нашего хозяйства с прицелом на дальнейшее развитие — появилась прибыль, которую смогли направить на усиление нашей материально-технической базы: построили новый склад, стали закупать комбайны, трактора, сельскохозяйственные машины и инвентарь.
О селе и молодежи
— За четверть века удалось расширить площадь пашни хозяйства до 3,5 тыс. га. У нас сегодня новая хорошая техника, замечательный коллектив — 17 человек, в основном жители поселка Супрун. В сезон привлекаем временных рабочих. Но с каждым годом это сделать все сложнее. Сейчас катастрофически не хватает механизаторов, сварщиков, токарей. Молодежь не стремится работать на селе. Вот, например, лет 10 назад я принял на работу пятерых молодых специалистов. Зарплата была у них вполне достойная — порядка 30 тыс. рублей, условия работы хорошие. Но в итоге из них остался только один. Через два года ушел и он. Все уехали в город, несмотря на то, что найти работу там нелегко, да и заработная плата не выше, чем у нас. Но работает сложившийся стереотип о благополучии городской жизни. И если не предпринять серьезных мер, на селе скоро наступит кризис рабочих специальностей. Необходимо, на мой взгляд, в кино, СМИ продвигать положительные образы селян, кормильцев земли российской. А если подкреплять эти идеи достойными условиями жизни и работы, ситуация сдвинется с мертвой точки. Ведь тот же Шолохов, наш земляк, писал, что счастливую жизнь можно строить и в городе, и в далеком маленьком хуторе.
День сегодняшний
— 3,5 тыс. гектаров хозяйства сегодня засеяны озимой пшеницей (1700 га), горохом (500-600 га), льном (200 га), ячменем (400 га) и другими культурами. Остальное — пары (500-600 га). Парк техники «Урожая-Агро» — 13 тракторов, из них два «Челленджера» на 340 и 200 лошадиных сил и шесть комбайнов — четыре «Дона» и два «Акроса». Но и этой техники уже недостаточно. Например, оптимальная нагрузка на один комбайн — где-то 300 га в сезон, а он у нас убирает порядка 500 га. Мы уже закупили удобрения на весеннюю подкормку — 200 тонн селитры. В 2016 году под пахоту практически всех культур внесли по 100 кг удобрений на гектар.
Сейчас существует запрет на выжигание стерни. Я считаю, что это спорный вопрос. Раньше ведь выжигания практиковались и были хорошие урожаи. Когда стерня горит, она горит быстро, не нанося почве практически никакого урона, зато все болезни уничтожаются радикальным образом. Ведь при выжигании уничтожаются все вредители, которые могут нанести вред будущему урожаю, такие как клоп-черепашка и т. д. В этом году из-за данного запрета нам даже пришлось затянуть посев. До сих пор не решено, что делать с соломой. Ведь там, где разбросана солома, злаки растут более кустисто и плодовито.
О законотворчестве и поддержке
— При всем внимании властей к отечественным сельхозпроизводителям еще существует целый ряд проблем, которые тормозят развитие российского АПК. Например, четыре года назад законодательно ввели необходимость декларирования сельхозпродукции. Парадокс состоит в том, что мы работаем на внутренний рынок, а не на экспорт, и нам декларация не нужна. Тем не менее без декларации мы не имеем права реализовывать свою произведенную продукцию. Сейчас у нас дотация на гектар — 300-500 рублей. Это очень небольшие средства. За границей такие дотации гораздо выше, поэтому там продукция сельского хозяйства рентабельна. Потому и получается, что заграничные овощи, фрукты, мясо доставить в Россию гораздо дешевле, чем произвести их у нас отечественному фермеру. Наше правительство призывает российских фермеров участвовать в программе импортозамещения. И при этом государство не дает гарантий ни одному производителю. Например, я хочу развить тепличный бизнес — это очень дорогостоящий проект. Придется взять большой кредит, построить теплицу. И пока предприятие выходит на самоокупаемость, например, из Турции могут начаться массированные поставки дешевых овощей и фруктов. В результате мои томаты станут неконкурентоспособными. Предыдущую эпоху многие ругают, но плановая экономика была хорошим подспорьем для селян. Они четко понимали, чего и сколько нужно вырастить. Сейчас этого понимания ни у кого нет. Плюс были стабильные цены на пшеницу, ГСМ, удобрения и разумный паритет цен между ними. Если бы сейчас пшеница стоила 30 рублей за килограмм или, наоборот, дизтопливо продавалось по 8 рублей за литр, то не требовалось бы никаких дотаций.
Почему так быстро и эффективно развивается Китай? Потому что люди там буквально живут на работе, нет огромного количества требований надзорных органов, которые у нас необходимо соблюдать и за неисполнение которых налагаются санкции различных проверяющих органов.
На эту ситуацию недавно даже обратил внимание президент России, сказав, что у нас на одного работающего 10 проверяющих. При этом известно, что человек, патриот своей страны, может вытерпеть многие трудности при условии, если он осознает справедливость принимаемых решений.
О будущем
— Большая проблема нашего поселка — газификация. В настоящее время в поселке Супрун используется баллонный газ. Предприниматели возят голубое топливо из Сальска и Целины. В планах, конечно, значится решение проблемы газификации поселения. В этом году газопровод высокого давления будет доведен до главного поселка поселения — Юловского, а потом по разводящим сетям это благо цивилизации придет и в другие населенные пункты. В наших планах на будущее — жить, работать, не падать духом и процветать. И самое главное — передать этот настрой молодежи.
347621 Ростовская область, Сальский р-н, п. Супрун, ул. Промышленная, 9,
тел.: (86372) 4-55-54, 4-54-92