Решение проблемы кроется в программе продвижения рыбы на государственном уровне, введении качественных и вкусных рыбных блюд в рацион дошкольных и школьных учреждений.
Большинство производителей в рыбной отрасли уверенно преодолевают сложности, возникшие из-за нарастающего санкционного давления. Но все же последствия санкций дают о себе знать. «Баланс сырья в 2022 году составит примерно 2,5 млн тонн. В прошлом году этот показатель был на уровне 3,1 млн тонн. Мы прогнозируем снижение потребления почти на 20%. На этом же уровне фиксируют снижение продаж в рыбной категории крупнейшие федеральные ретейлеры», — рассказывает глава Рыбного Союза Александр Панин.
По расчетам Рыбного Союза, реальный объем потребления рыбной продукции в России не превышает 15 кг на человека в год. Однако принципы формирования статистических данных по потреблению у разных ведомств сильно разнятся. Если Минздрав РФ устанавливает рациональные нормы потребления по количеству продукта, который идет в пищу, то другие ведомства ориентируются на рыбу в виде сырца (то есть с головой, хвостом, костями и т.д.).
«В Стратегии развития рыбной отрасли для оценки параметров потребления используется отчет Росстата, основанный на данных, полученных путем опроса домохозяйств. По этому отчету потребление рыбы в РФ находится на уровне 22 кг на человека в год. Но эти данные не состыкуются с другим отчетом Росстата — о балансе рыбного сырья в РФ. Если перемножить 146 млн (население РФ) на 22 кг, то получается около 3,2 млн тонн потребляемой продукции. А по балансу сырья (неразделанной рыбы), как сказано было выше, в 2021 году у нас всего было 3,1 млн тонн. Получается, что после того как 3,1 млн тонн рыбы обезглавили и выпотрошили, у нас получилось 3,2 млн тонн продукции. Нонсенс… Мы последовательно выступаем за уточнение методики расчета потребления», — говорит Александр Панин. Одна из главных причин низкого потребления рыбы — глобальные изменения потребительских трендов. «У нас эти объективные тренды усугубляются полным отсутствием единой государственной программы популяризации рыбы. К негативным факторам можно отнести и активный рост экспорта, в том числе практически не переработанной рыбы — в 2022 году он вырос на 20% по сравнению с предыдущим. Большое количество сырья уходит за рубеж, в то время как импорт стагнирует. Еще одна причина — не удовлетворяющее потребителя качество и высокая стоимость продукции», — объясняет глава объединения. В Рыбном Союзе уверены, что повышение потребления рыбы — стратегически важная задача, напрямую связанная с качеством жизни населения. «Для удовлетворения потребностей россиян можно либо искусственно ограничивать экспорт сырья, что губительно для отрасли, либо поддерживать внутреннюю переработку и спрос. Сегодня же рыбопереработка сегмента В2С не получает поддержки», — резюмирует Александр Панин.