Система средне-специального образования в сельском хозяйстве на сегодняшний день включает более 200 образовательных учреждений — техникумов, колледжей, училищ, лицеев, которые во многих регионах являются старейшими образовательными учреждениями, накопившими богатые традиции подготовки специалистов АПК, при этом имеющими целый ряд застарелых проблем, годами копившихся и не находящих решения. Главная из них — устаревшие программы подготовки и не соответствующая потребностям времени материально-техническая база аграрных ссузов. Так, в беседе с корреспондентом «Вестника АПК» представитель крупного агрохолдинга «Дамате» пожаловался, что несколько лет назад компания пригласила преподавателей пензенских вузов и ссузов на свое суперсовременное молочное производство и оказалось, что доильную систему «карусель» и другие технологии они видят впервые. «Чему могут научить такие преподаватели своих студентов, как руками доить корову и вилами выкладывать сено в кормушки?» — сетует представитель агрохолдинга.
Именно создание актуальной производственной базы, актуализация учебных программ, более тесное взаимодействие с работодателем были провозглашены главными задачами реформы СПО. Как рассказал «Вестнику АПК» директор Тульского сельскохозяйственного колледжа Олег Глотов, несколько лет назад к ТСК было поэтапно присоединено несколько профильных учебных заведений поменьше — учебно-курсовой комбинат «Алексинский», профессиональные училища № 55 в Плавске, № 54 в Черни и профлицей № 35 в Веневском районе.
Оптимизация образовательного учреждения позволила колледжу с 2016 года развиваться по пути многофункционального центра прикладных квалификаций по сельскому хозяйству, где всего за 3-4 месяца любой взрослый человек на коммерческой основе может освоить новую рабочую профессию — тракторист, тракторист-машинист сельхозпроизводства, машинист бульдозера, машинист экскаватора, водитель погрузчика, водитель электро- и автотележки, водитель мототранспортных средств. Благодаря полученному «приданому» в виде 800 гектаров земли, около сорока единиц техники, пасеки на двадцать ульев и разрушенной ферме удалось получить собственную учебно-производственную базу, а за счет собственного агропроизводства колледж стал зарабатывать довольно ощутимые средства. Не так давно в колледже появилась лаборатория комбайнов для подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства категории «F» (комбайнер). Здесь, в частности, студенты могут оттачивать свое мастерство в кабине-стимуляторе комбайна RSM-161. Есть и настоящий современный комбайн ACROS-550, купленный частично на собственные средства, частично — на деньги сельхозпредприятий-партнеров.
Региональный центр профессиональных компетенций в Дагестане открылся на базе сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова (г. Буйнакск). Как рассказал его директор Рашид Аташев, колледж за последние годы существенно улучшил материально-техническое обеспечение, а также стал крупным производителем сельхозпродукции. «Мы силами студентов под руководством наставников производим ежегодно продукции на несколько миллионов рублей — это мед с собственной пасеки, мясо, рыба, фрукты, зерно. Полученные средства вкладываем в развитие учебного заведения. Кроме того, имеем возможность кормить ребят в столовой по льготной цене, а иногда и совершенно бесплатно — это важный фактор в борьбе за абитуриента, особенно, когда речь идет о сельских ребятах из малообеспеченных семей», — рассказывает Аташев.
По его мнению, подготовить агрария можно только в поле, то есть тогда, когда он на базе накопленных теоретических знаний совершает агротехнологические операции своими руками. «Одной из важнейших задач, которую ставит перед нами учредитель в лице республиканского Минобра, является успешное участие в движении WorldSkills. Практикоориентированность — одно из важнейших тенденций развития системы средне-специального образования в сельском хозяйстве», — отмечает Аташев.
По словам директора Лабинского аграрного техникума Николая Гречанного, сельское хозяйство меняется, вместе с ним изменился и подход к обучению студентов. «Мы делаем ставку на практические занятия. Для этого в техникуме открыт ресурсный центр и ряд учебных фирм, где студенты получают реальный опыт работы по многим направлениям — от птицеводства и ветеринарии до производства полиграфической продукции и ремонта автотранспорта», — подчеркнул руководитель техникума.
Согласно данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим учреждением СПО аграрного профиля на сегодняшний день является Амурский аграрный колледж, в котором по аграрным направлениям обучается более 1,3 тыс. студентов. ААК — один из крупнейших центров профессионального аграрного образования на Дальнем Востоке, который за годы работы подготовил для отрасли более 25 тыс. специалистов по самым разным направлениям.
Второе место у Александровского сельскохозяйственного колледжа (Ставропольский край), в стенах которого аграрную науку постигают 732 студента. Армавирский аграрно-технологический техникум расположился на третьем месте рейтинга, в крупнейшем профильном ссузе Кубани сельскохозяйственную профессию на данный момент получают 727 студентов.
ТОП-50аграрных ссузов
Название учебного заведения | Регион | Количество студентов, обучающихся по сельскохозяйственным направлениям | Общее количество студентов | |
1 | Амурский аграрный колледж | Амурская область | 1360 | 1955 |
2 | Александровский сельскохозяйственный колледж | Ставропольский край | 732 | 1198 |
3 | Армавирский аграрно-технологический техникум | Краснодарский край | 727 | 1 317 |
4 | Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина | г. Москва | 720 | 792 |
5 | Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова | Тульская область | 690 | 1 465 |
6 | Агротехнологический колледж | Тюменская область | 668 | 1536 |
7 | Коломенский аграрный колледж | Московская область | 637 | 886 |
8 | Колыванский аграрный колледж | Новосибирская область | 606 | 856 |
9 | Иркутский аграрный техникум | Иркутская область | 577 | 1141 |
10 | Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Усманова | Республика Татарстан | 565 | 852 |
11 | Иркутский аграрный техникум | Иркутская область | 558 | 1 141 |
12 | Тюменский лесотехнический техникум | Тюменская область | 552 | 1 943 |
13 | Гусевский агропромышленный колледж | Калининградская область | 530 | 970 |
14 | Бийский техникум лесного хозяйства | Алтайский край | 529 | 795 |
15 | Стерлитамакский межотраслевой колледж (+ филиал с. Стерлибашево, с. Петровское) | Республика Башкортостан | 520 | 1203 |
16 | Сергиево-Посадский аграрный колледж | Московская область | 512 | 1 123 |
17-18 | Лабинский аграрный техникум (+ Мостовский филиал) | Краснодарский край | 508 | 1327 |
17-18 | Калачеевский аграрный техникум | Воронежская область | 508 | 1 075 |
19 | Лискинский аграрно-технологический техникум | Воронежская область | 495 | 856 |
20 | Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова | Ставропольский край | 490 | 887 |
21 | Кемлянский аграрный колледж | Республика Мордовия | 484 | 837 |
22 | Брюховецкий аграрный колледж | Краснодарский край | 474 | 1 921 |
23 | Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства | Калужская область | 460 | 922 |
24 | Славянский сельскохозяйственный техникум | Краснодарский край | 459 | 1 399 |
25 | Кемеровский аграрный техникум имени Г.П. Левина | Кемеровская область | 457 | 997 |
26 | Камызякский сельскохозяйственный колледж | Астраханская область | 452 | 851 |
27 | Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления | Ставропольский край | 443 | 2 312 |
28-29 | Суровикинский агропромышленный техникум | Волгоградская область | 442 | 931 |
28-29 | Ишимский многопрофильный техникум | Тюменская область | 442 | 1 947 |
30-31 | Чаплыгинский аграрный колледж | Липецкая область | 440 | 809 |
30-31 | Сальский аграрно-технический колледж | Ростовская область | 440 | 748 |
32 | Можгинский агропромышленный колледж | Удмуртская Республика | 413 | 834 |
33 | Тотемский политехнический колледж | Вологодская область | 410 | 611 |
34-35 | Новозыбковский сельскохозяйственный техникум | Брянская область | 404 | 669 |
34-35 | Зерноградский техникум агротехнологий | Ростовская область | 404 | 639 |
36 | Псковский агротехнический колледж (+ Идрицкий филиал, Себежский филиал) | Псковская область | 401 | 1765 |
37 | Аграрно-промышленный колледж (+Гавриловский, Инжавинский, Уметский филиалы) | Тамбовская область | 377 | 1586 |
38 | Дуванский многопрофильный колледж | Республика Башкортостан | 367 | 1940 |
39 | Лисинский лесной колледж | Ленинградская область | 365 | 674 |
40 | Архангельский аграрный техникум | Архангельская область | 355 | 699 |
41 | Губернаторский аграрный колледж | Калужская область | 346 | 640 |
42 | Оренбургский аграрный колледж | Оренбургская область | 321 | 1349 |
43 | Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» | Московская область | 318 | 531 |
44 | Курганинский аграрно-технологический техникум | Краснодарский край | 314 | 1135 |
45-46 | Пашковский сельскохозяйственный колледж | Краснодарский край | 312 | 1 539 |
45-46 | Заводоуковский агропромышленный техникум | Тюменская область | 312 | 946 |
47 | Сельскохозяйственный техникум «Венцы-Заря» | Краснодарский край | 303 | 431 |
48 | Корочанский сельскохозяйственный техникум | Белгородская область | 299 | 403 |
49 | Коми-Пермяцкий агротехнический техникум | Пермский край | 297 | 555 |
50 | Великолукский механико-технологический колледж | Псковская область | 292 | 567 |
Как мы считали
В рейтинг вошли учреждения среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, действующие на территории России на 01.09.2019 г. Участники рейтинга проранжированы по количеству студентов всех форм, обучающихся по сельскохозяйственным направлениям. Данные предоставлены учебными заведениями, а также взяты из открытых источников: отчетов о самообследовании и информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России по итогам 2018 года, а также данным приемных комиссий учебных заведений. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.