Биологическая защита растений, зародившаяся как одна из отраслей науки и производства еще в конце 19-го века, получила свое развитие в 20-м веке. В 40-50-е годы в Советском Союзе были созданы впервые в мире технологические линии по производству многих энтомофагов, а каждый крупный тепличный комбинат, располагающий значительными площадями защищенного грунта, в обязательном порядке занимался производством насекомых-энтомофагов. Однако в 90-е годы это направление пришло в упадок — были утеряны технологические компетенции, да и зашедшие на отечественный рынок крупные международные корпорации по производству химических средств защиты растений предложили решения, которые, как казалось тогда, были и дешевле, и эффективнее.
Однако у борьбы с вредителями с помощью ядохимикатов есть целый ряд узких мест. В частности, почти все вредители имеют высокую сопротивляемость к ядам и даже к самым сильным из них привыкают, что ведет к необходимости постоянно наращивать дозировку, а со временем и вовсе перестает работать. Высокая концентрация химии может также не лучшим образом сказаться на получаемой сельхозпродукции. Другое дело — энтомофаги, которые пожирают насекомых-вредителей, не оказывая никакого негативного влияния на растения.
Восстановление компетенций
Стоит отметить, что все развитые сельскохозяйственные державы такие как США, Канада, Австралия, страны Евросоюза, не только активно использовали, но и наращивали в своем секторе АПК долю биозащиты растений. В итоге, как говорит управляющий проектами Союза органического земледелия Яков Любоведский, когда российские производители вернулись к необходимости работать с насекомыми-энтомофагами, выяснилось, что их производство сохранили лишь большие тепличные комбинаты (Москва, Казань, Саратов), да и то выращивали полезных насекомых они исключительно для своих нужд. «Технология крупномасштабного производства энтомофагов была фактически утеряна, хотя когда-то мы были одними из лидеров этого направления, — говорит Любоведский. — В российских НИИ остались люди с академическими знаниями, которые умеют выращивать энтомофагов, но, как правило, не умеют их размножать до производственной численности — надежной технологии поддержания роста популяции при его высокой плотности нет».
Эксперт поясняет, что в определенный момент времени аграриям было проще и надежнее работать с ядохимикатами. «С помощью специального оборудования несколько тонн препарата можно произвести всего за несколько часов. А с энтомофагами так не получится: их производство требует больше времени. Кроме того, чтобы получить 100 млн особей, необходимо предварительно иметь 10 млн особей. В итоге дефицит исходного количества энтомофагов приводил к тому, что заинтересованные агропроизводители просто не могли их получить для своих нужд», — говорит он.
В итоге, как отмечают эксперты, рынок насекомых-энтомофагов на 90-95% формировался за счет импорта. Насекомых завозили в специальных коробках или контейнерах, которые производители агрокультуры затем использовали на производстве.
В чем суть биометода защиты сельхозкультур с применением насекомых-энтомофагов? Ни для кого не секрет, что у каждого вида вредных насекомых, поедающих растение, есть естественные природные враги — хищники и паразиты. Для любителей основных тепличных культур (томат, огурец, болгарский перец, а также цветы), таких как трипсы, белокрылки, тля, обыкновенный паутинный клещ, контролирующими агентами являются различные виды хищных клещей (Амблисейулюс кукумерис, Амблисейулюс Свирского, Трансейус Монтдоренсис, Неосейулюс столидус и т.д.). Как объясняет директор компании «Невидимые друзья» Антон Шундеев, для начала специалисты должны точно определить, в каких условиях энтомофагам придется «работать». В частности, изучается микроклимат, проводится мониторинг, определяется количество тех или иных вредителей и плотность их заселения на культуре. На основе этой информации принимается решение о необходимой концентрации энтомофагов, соотношении самцов и самок, времени и способе внесения насекомых на растения. Само воспроизводство энтомофагов — также крайне сложный технологически процесс. Сначала выращивается так называемый кормовой клещ, который становится изначальной пищей для хищного клеща. Когда получено необходимое число особей, специалисты ведут их тщательный отбор и упаковку. Заказчику насекомые поставляются в пакетах либо тубусах при температуре, обеспечивающей их низкую активность при транспортировке. Когда насекомые-энтомофаги освоятся в теплице, они создают популяцию, которая начинает атаковать и постепенно уничтожает насекомых-вредителей.
Технологии роста
Отраслевые эксперты отмечают, что активно растущий спрос на энтомофагов привел к росту этого сегмента за последние 4-5 лет в 3 раза и продолжает активно расти темпами не менее 30% в год. Обратили свое внимание на биозащиту как на средство повышения валового продукта в растениеводстве, в первую очередь в тепличном, на государственном уровне. Президентом РФ Владимиром Путиным создание и применение биологических средств защиты растений отнесено к приоритетным направлениям развития науки. Была разработана и запущена «Комплексная программа развития биотехнологий в России до 2020 года», согласно которой за 8 лет применение биологических технологий должно было возрасти на 300%. Программа, в частности, предусматривала субсидирование покупок биотехнологических продуктов фитосанитарного назначения, в том числе энтомофагов.
Значительным игроком рынка является ФГБУ «Россельхозцентр», структуры которого сохранили производство энтомофагов с советских времен. Значительный объем насекомых-хищников производят гиганты тепличного рынка: агрокомбинаты «Московский» и «Майский», агрокомплекс «Чурилово», ООО «Тепличный», ООО «Органик Парк». Биолаборатории при тепличных комбинатах, как правило, размножают 2-3 вида энтомофагов и не производят насекомых, требующих значительных затрат на разведение (например, клопов-ориусов). Потребность в таких энтомофагах как раз и покрывается за счет импортных поставок.
Появились и независимые компании, которые работают не на одного конкретного заказчика, а в целом на рынок, причем география поставок может быть крайне широкой. ООО «Невидимые друзья» — лидер среди независимых производителей энтомофагов — работает с аграриями от Центральной России до Сахалина. «Поскольку конкуренция сейчас небольшая, то весь вопрос упирается в грамотную логистику. Мы должны обеспечить сохранность и работоспособность биологического материала, для этого мы жестко контролируем качество упаковки, технологию перевозки тары с насекомыми», — говорит Антон Шундеев.
Достаточно крупные по российским меркам объемы производят также такие компании, как «БиоКонтроль» (Воронеж), белгородские компании «Биотехнология», «Биозащита», RISING RESULTS.
ТОП-5 частных независимых производителей насекомых-энтомофагов в России
Место | Название компании | Наличие собственной лабораторной базы | Город | Количество произведенных в 2019 году насекомых-энтомофагов, в млн особей |
1 | «Невидимые друзья» | да | Москва | 320 |
2 | «БиоКонтроль» | нет | Воронеж | 265 |
3 | «Биотехнология» | нет | Белгород | 180 |
4 | «Биозащита» | нет | Белгород | 160 |
5 | RISING RESULTS | нет | Белгород | 74 |
Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие частные компании по производству насекомых-энтомофагов в России по итогам 2019 года, не афиллированные с крупными тепличными комбинатами. Основной критерий для ранжирования — объем произведенных насекомых в млн особей. Информация для составления рейтинга предоставлена самими компаниями, а также в случае отказа от предоставления данных определена на основе независимой оценки экспертами журнала «Вестник АПК». Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.