Уже несколько лет перенасыщенный внутренний рынок курятины имеет возможность поддерживать большие объемы производства и даже увеличиваться за счет стабильно растущего экспорта. А в целом Россия довольно уверенно закрепилась в топ-5 мировых производителей, охватив все перспективные регионы мира, где потребление относительно дешевого животного белка в ближайшие годы будет расти.
Отечественные производители курятины за последнее десятилетие проделали колоссальную работу, по праву заслужив репутацию одной из наиболее эффективных отраслей сельского хозяйства. Да, в прошлом году здесь был лишь символический рост объемов производства, однако мясом птицы производители уже давно обеспечивают внутренний рынок более чем на 100%, а это значит, что сам по себе рост уже давно в большей степени зависит от экспорта — вопрос, скорее, политический и находящийся совсем на другом уровне. «Мы видим, что последние годы значимых приростов продукции птицеводства не было, если сравнивать данный сегмент, например, со свининой, и выпуск сохраняется на определенном уровне», — отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства «ИМИТ» Любовь Савкина.
Деньги к деньгам. Впрочем, был в 2023 году и ряд внутренних факторов, помешавших отрасли вырасти. Так, в течение года на ряде птицефабрик были зафиксированы вспышки птичьего гриппа, значительное поголовье пришлось пустить под нож сразу шести крупным предприятиям.
Вторым значимым фактором стало то, что уже несколько лет в отрасли наблюдается довольно низкая рентабельность, которая в 2022-2023 гг. была усугублена западными санкциями, которые сделали менее доступными оборудование и расходные материалы, необходимые для строительства новых птицефабрик. Соответственно, даже те проекты, которые в теории могли бы быть интересны инвесторам, поставлены на паузу, а сами игроки сосредоточены на поглощении конкурентов или развитии уже ранее приобретенных активов.
Зато у лидеров топа крупнейших производителей курятины даже на фоне общей стабильности рынка находятся ресурсы для того, чтобы повышать объемы производства.
Так, например, в АПХ «Мираторг» сообщили, что рост по мясу птицы в 2023 году здесь составил 14%. Этот результат показан благодаря увеличению продуктивности цыплят-бройлеров из-за сбалансированного питания и оптимизации технологических процессов выращивания на птицеводческих площадках. «Черкизово» увеличила продажи мяса курицы за 2023 год на 18,1%, до 858,99 тыс. тонн, сообщила компания в своем отчете. «На рост показателя в основном повлияло расширение производства группы «Черкизово» в Башкирии и Челябинской области (в этих регионах в конце 2022 года были приобретены новые активы, которые включают в себя площадки выращивания и заводы по убою и переработке), а также перевод под курицу одной площадки выращивания, которая в 2022 году специализировалась на производстве индейки», — отмечается в материале компании.
«ПРОДО», увеличившая производство курятины на 36 тыс. тонн, до 186 тыс. тонн, вкладывает значительные средства в модернизацию своих действующих птицефабрик. Так, например, инвестиции в «ПРОДО» птицефабрика «Калужская» выросли в прошлом году в 2,5 раза до более чем 390 млн рублей — эти средства в том числе направлены на модернизацию птичников и закупку оборудования. В результате «ПРОДО» птицефабрика «Калужская» планирует повысить эффективность откорма бройлеров и увеличить объем производства продукции. В течение года проведена модернизация кровли птичников, приобретен гидравлический пресс для корректной утилизации вторсырья и новые фильтры для воды. Также на предприятии установлено новое упаковочное оборудование на участке производства полуфабрикатов.
А на «ПРОДО» птицефабрика «Сибирская» внедрили новую технологию и перешли на вывод птенцов из покупного инкубационного яйца. Проведена реконструкция 8 корпусов, специализированных под содержание родительского стада. В течение 2023 года на птицефабрике реализовано несколько инвестиционных проектов, в рамках которых была проведена модернизация оборудования, расширение нескольких площадок откорма, улучшены ветеринарно-санитарные условия производства. В частности, в первом полугодии на птичниках предприятия установлены 250 технологических линий, вместимость площадок откорма выросла на 45 тыс. голов.
Полетели в дальние страны. Еще один фактор роста, доступный, прежде всего, крупным компаниям, готовым обеспечить определенные стабильные объемы и качество продукции — экспорт. В прошлом году российский экспорт мяса птицы вырос на 16% в физическом выражении и на 51% в денежном. С 2017 года натуральный объем продаж мяса птицы за рубеж вырос более чем вдвое, а выручка — в 4,7 раза, сообщили в федеральном центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе. «Одним из важных драйверов развития экспорта является то, что в интересных для России странах-импортерах, прежде всего, это Китай, есть спрос на позиции, которые непопулярны в нашей стране. Яркий пример — куриные лапы, которые экспортируются, в основном, именно в Китай. В России они не востребованы в связи с особенностями культуры потребления и используются в том числе для производства мясокостной муки, что экономически намного менее выгодно. При этом экспорт мяса птицы (более дорогие товарные позиции) за прошедшие годы также рос, и гораздо интенсивнее в сравнении с субпродуктами. Так, объем отгрузок субпродуктов птицы с 2012-го по 2022 год вырос в 9 раз (до 129 тыс. тонн), тогда как по мясу птицы прирост был кратно выше — с 1,5 тыс. до 227 тыс. тонн, в том числе за счет стран Ближнего Востока, которые сегодня занимают ключевые позиции в структуре российского экспорта», — полагает эксперт. «Ослабление национальной валюты сделало экспортные цены на российскую продукцию более привлекательными», — комментируют в «ИМИТ». Крупнейшими экспортерами куриной продукции в страны дальнего зарубежья являются, по оценкам аналитиков, «Ресурс», «Черкизово» и «Мираторг».
«Черкизово», к примеру, по итогам 2023 года увеличила экспорт на 15% в денежном выражении. В натуральном выражении отгрузки продукции превысили 110 тыс. тонн, сообщила компания. Рост зарубежных поставок в основном связан с расширением присутствия продукции агрохолдинга в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В структуре экспорта, как и в предыдущие годы, преобладало мясо курицы, его вывоз увеличился на 8%, до более чем 80 тыс. тонн. Драйвером стал рост поставок в страны ЕАЭС свыше чем на 30%. На страны СНГ пришлось более 50% от общего объема экспорта курицы, так, отгрузки в Узбекистан за год выросли более чем вдвое.
Главными экспортными рынками для «Черкизово» по-прежнему остаются Китай, Казахстан и другие страны ЕАЭС. Также приоритетными направлениями для развития экспорта компании являются государства Ближнего Востока. В целом агрохолдинг экспортирует продукцию более чем в 20 стран. «Мы удовлетворены результатами наших экспортных продаж в 2023 году. Компания смогла нарастить свою клиентскую базу как в Юго-Восточной Азии, так и в странах СНГ, куда налажены стабильные поставки, в частности, нам удалось значительно увеличить дистрибуцию в сетевом канале, развивая бренды «Черкизово», «Латифа», «Пава-Пава» и Dajajti», — прокомментировали в компании.
20 крупнейших производителей мяса птицы
№ | Название компании | Производство мяса бройлеров, в тыс. тонн в живом весе |
1 | Группа агропредприятий «Ресурс» | 1045 |
2 | Группа «Черкизово» | 986 |
3 | АО «Приосколье» | 451 |
4 | ГК «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» | 424 |
5 | «БЭЗРК-Белгранкорм» | 283 |
6 | Птицефабрика «Северная» | 262 |
7 | АПХ «Мираторг» | 195 |
8 | Птицефабрика «Чамзинская» | 156 |
9 | Группа компаний «ПРОДО» | 150 |
10 | «Челны-бройлер» | 117 |
11 | Агрофирма «Октябрьская» | 100 |
12 | Агрохолдинг «Сибирский премьер» | 91 |
13 | Компания «Ситно» | 87 |
14 | «Элинар-бройлер» | 81 |
15 | «Экоптица» | 76 |
16 | «Ак Барс Холдинг» | 65 |
17 | «Ярославский бройлер» | 62 |
18 | «Руском» | 58 |
19 | Птицефабрика «Краснодонская» | 55 |
20 | Удмуртская птицефабрика | 53 |
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие птицеводческие компании РФ, критерий для ранжирования — производство мяса бройлеров в тыс. тонн в живом весе по итогам 2022 года. Данные для составления топ-листа предоставлены Национальным союзом птицеводов, а также самими компаниями.
Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.