Помахали крылом

Помахали крылом

Производители куриного мяса поддерживают стабильно высокий уровень выпуска продукции за счет экспорта

Уже несколько лет перенасыщенный внутренний рынок курятины имеет возможность поддерживать большие объемы производства и даже увеличиваться за счет стабильно растущего экспорта. А в целом Россия довольно уверенно закрепилась в топ-5 мировых производителей, охватив все перспективные регионы мира, где потребление относительно дешевого животного белка в ближайшие годы будет расти. 

Отечественные производители курятины за последнее десятилетие проделали колоссальную работу, по праву заслужив репутацию одной из наиболее эффективных отраслей сельского хозяйства. Да, в прошлом году здесь был лишь символический рост объемов производства, однако мясом птицы производители уже давно обеспечивают внутренний рынок более чем на 100%, а это значит, что сам по себе рост уже давно в большей степени зависит от экспорта — вопрос, скорее, политический и находящийся совсем на другом уровне. «Мы видим, что последние годы значимых приростов продукции птицеводства не было, если сравнивать данный сегмент, например, со свининой, и выпуск сохраняется на определенном уровне», — отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства «ИМИТ» Любовь Савкина.

Деньги к деньгам. Впрочем, был в 2023 году и ряд внутренних факторов, помешавших отрасли вырасти. Так, в течение года на ряде птицефабрик были зафиксированы вспышки птичьего гриппа, значительное поголовье пришлось пустить под нож сразу шести крупным предприятиям.

Вторым значимым фактором стало то, что уже несколько лет в отрасли наблюдается довольно низкая рентабельность, которая в 2022-2023 гг. была усугублена западными санкциями, которые сделали менее доступными оборудование и расходные материалы, необходимые для строительства новых птицефабрик. Соответственно, даже те проекты, которые в теории могли бы быть интересны инвесторам, поставлены на паузу, а сами игроки сосредоточены на поглощении конкурентов или развитии уже ранее приобретенных активов.

Зато у лидеров топа крупнейших производителей курятины даже на фоне общей стабильности рынка находятся ресурсы для того, чтобы повышать объемы производства.

Так, например, в АПХ «Мираторг» сообщили, что рост по мясу птицы в 2023 году здесь составил 14%. Этот результат показан благодаря увеличению продуктивности цыплят-бройлеров из-за сбалансированного питания и оптимизации технологических процессов выращивания на птицеводческих площадках. «Черкизово» увеличила продажи мяса курицы за 2023 год на 18,1%, до 858,99 тыс. тонн, сообщила компания в своем отчете. «На рост показателя в основном повлияло расширение производства группы «Черкизово» в Башкирии и Челябинской области (в этих регионах в конце 2022 года были приобретены новые активы, которые включают в себя площадки выращивания и заводы по убою и переработке), а также перевод под курицу одной площадки выращивания, которая в 2022 году специализировалась на производстве индейки», — отмечается в материале компании.

«ПРОДО», увеличившая производство курятины на 36 тыс. тонн, до 186 тыс. тонн, вкладывает значительные средства в модернизацию своих действующих птицефабрик. Так, например, инвестиции в «ПРОДО» птицефабрика «Калужская» выросли в прошлом году в 2,5 раза до более чем 390 млн рублей — эти средства в том числе направлены на модернизацию птичников и закупку оборудования. В результате «ПРОДО» птицефабрика «Калужская» планирует повысить эффективность откорма бройлеров и увеличить объем производства продукции. В течение года проведена модернизация кровли птичников, приобретен гидравлический пресс для корректной утилизации вторсырья и новые фильтры для воды. Также на предприятии установлено новое упаковочное оборудование на участке производства полуфабрикатов.

А на «ПРОДО» птицефабрика «Сибирская» внедрили новую технологию и перешли на вывод птенцов из покупного инкубационного яйца. Проведена реконструкция 8 корпусов, специализированных под содержание родительского стада. В течение 2023 года на птицефабрике реализовано несколько инвестиционных проектов, в рамках которых была проведена модернизация оборудования, расширение нескольких площадок откорма, улучшены ветеринарно-санитарные условия производства. В частности, в первом полугодии на птичниках предприятия установлены 250 технологических линий, вместимость площадок откорма выросла на 45 тыс. голов.

Полетели в дальние страны. Еще один фактор роста, доступный, прежде всего, крупным компаниям, готовым обеспечить определенные стабильные объемы и качество продукции — экспорт. В прошлом году российский экспорт мяса птицы вырос на 16% в физическом выражении и на 51% в денежном. С 2017 года натуральный объем продаж мяса птицы за рубеж вырос более чем вдвое, а выручка — в 4,7 раза, сообщили в федеральном центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе. «Одним из важных драйверов развития экспорта является то, что в интересных для России странах-импортерах, прежде всего, это Китай, есть спрос на позиции, которые непопулярны в нашей стране. Яркий пример — куриные лапы, которые экспортируются, в основном, именно в Китай. В России они не востребованы в связи с особенностями культуры потребления и используются в том числе для производства мясокостной муки, что экономически намного менее выгодно. При этом экспорт мяса птицы (более дорогие товарные позиции) за прошедшие годы также рос, и гораздо интенсивнее в сравнении с субпродуктами. Так, объем отгрузок субпродуктов птицы с 2012-го по 2022 год вырос в 9 раз (до 129 тыс. тонн), тогда как по мясу птицы прирост был кратно выше — с 1,5 тыс. до 227 тыс. тонн, в том числе за счет стран Ближнего Востока, которые сегодня занимают ключевые позиции в структуре российского экспорта», — полагает эксперт. «Ослабление национальной валюты сделало экспортные цены на российскую продукцию более привлекательными», — комментируют в «ИМИТ». Крупнейшими экспортерами куриной продукции в страны дальнего зарубежья являются, по оценкам аналитиков, «Ресурс», «Черкизово» и «Мираторг».

«Черкизово», к примеру, по итогам 2023 года увеличила экспорт на 15% в денежном выражении. В натуральном выражении отгрузки продукции превысили 110 тыс. тонн, сообщила компания. Рост зарубежных поставок в основном связан с расширением присутствия продукции агрохолдинга в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В структуре экспорта, как и в предыдущие годы, преобладало мясо курицы, его вывоз увеличился на 8%, до более чем 80 тыс. тонн. Драйвером стал рост поставок в страны ЕАЭС свыше чем на 30%. На страны СНГ пришлось более 50% от общего объема экспорта курицы, так, отгрузки в Узбекистан за год выросли более чем вдвое.

Главными экспортными рынками для «Черкизово» по-прежнему остаются Китай, Казахстан и другие страны ЕАЭС. Также приоритетными направлениями для развития экспорта компании являются государства Ближнего Востока. В целом агрохолдинг экспортирует продукцию более чем в 20 стран. «Мы удовлетворены результатами наших экспортных продаж в 2023 году. Компания смогла нарастить свою клиентскую базу как в Юго-Восточной Азии, так и в странах СНГ, куда налажены стабильные поставки, в частности, нам удалось значительно увеличить дистрибуцию в сетевом канале, развивая бренды «Черкизово», «Латифа», «Пава-Пава» и Dajajti», — прокомментировали в компании.


20 крупнейших производителей мяса птицы

Название компании Производство мяса бройлеров,
в тыс. тонн в живом весе
1 Группа агропредприятий «Ресурс» 1045
2 Группа «Черкизово» 986
3 АО «Приосколье» 451
4 ГК «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» 424
5 «БЭЗРК-Белгранкорм» 283
6 Птицефабрика «Северная» 262
7 АПХ «Мираторг» 195
8 Птицефабрика «Чамзинская» 156
9 Группа компаний «ПРОДО» 150
10 «Челны-бройлер» 117
11 Агрофирма «Октябрьская» 100
12 Агрохолдинг «Сибирский премьер» 91
13 Компания «Ситно» 87
14 «Элинар-бройлер» 81
15 «Экоптица» 76
16 «Ак Барс Холдинг» 65
17 «Ярославский бройлер» 62
18 «Руском» 58
19 Птицефабрика «Краснодонская» 55
20 Удмуртская птицефабрика 53

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие птицеводческие компании РФ, критерий для ранжирования — производство мяса бройлеров в тыс. тонн в живом весе по итогам 2022 года. Данные для составления топ-листа предоставлены Национальным союзом птицеводов, а также самими компаниями.

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.