Стремительное развитие российского агросектора требует адекватных подходов к кадровому обеспечению отрасли — коллаборации с работодателями, современной базы, образовательных программ. На этих принципах выстраивает образовательно-научный процесс один из столпов сельхозобразования в нашей стране — Российский государственный аграрный заочный университет.
РГАЗУ продолжает великие традиции массовой заочной подготовки аграриев, которые были заложены еще в Российской империи и СССР, но сегодня уже и в очном формате. За более чем 90 лет своей истории университет накопил уникальную базу и компетенции, из его стен вышли десятки выдающихся ученых и тысячи специалистов-практиков, которые успешно работают в полях и на предприятиях, возглавляют самые успешные хозяйства России и вносят огромный вклад в дело развития сельских территорий страны.
Возможности роста. Сегодня подготовка специалистов ведется на трех факультетах. Факультет агро- и биотехнологий готовит специалистов по агрономическим, зооинженерным и технологическим направлениям, биоэкологии, факультет электроэнергетики и технического сервиса — по направлениям механизации и технического сервиса, энергетики, охраны водных ресурсов, Институт экономики и управления в АПК — по экономическим направлениям. Учебные корпуса, располагающиеся в подмосковной Балашихе, оснащены необходимым оборудованием для полноценного учебного процесса, в распоряжении студентов — современная библиотека с огромным выбором отраслевых материалов, есть возможность заниматься творчеством, спортом, волонтерской деятельностью. Спортивный клуб — гордость РГАЗУ, здесь есть секции единоборств, мини-футбола, волейбола, баскетбола, ребята под руководством опытных тренеров не только укрепляют здоровье, но и показывают отличные результаты на соревнованиях, в том числе всероссийских. Студенты РГАЗУ являются получателями ряда престижных стипендий, в том числе именных — Правительства РФ, Россельхозбанка и других, регулярно побеждают в конкурсах и научных конференциях. Наука в вузе традиционно сильна. Долгие годы РГАЗУ славится своими научными исследованиями, особенно в направлении механизации сельского хозяйства, биоэкологии, экономики сельского хозяйства. Одно из новых направлений для научной деятельности, которое стало особенно актуальным в последние годы, — развитие сельских территорий. Являясь участником федерального проекта «Комплексное развитие сельских территорий», университет готовит для поселений конкретные программы и рекомендации по улучшению жизни на селе. В этот процесс включены не только преподаватели и студенты, но и школьники, учащиеся аграрных классов — это еще одно уникальное направление работы РГАЗУ. «Современные тенденции в образовании таковы, что чем раньше человек определится с выбранной профессией, тем больших успехов в ней он сможет добиться. Мы выстраиваем образовательное пространство университета, где можно погрузиться в профессию со школьной скамьи, получить профподготовку по программам СПО (их в РГАЗУ семь), ВПО, получить две квалификации одновременно, защитить кандидатскую и докторскую. Конечно, не все будут учеными — кому-то достаточно стать крепким специалистом, но возможность и для первого, и для второго мы предоставим», — отмечает проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Марина Реньш.
Держать руку на пульсе. Российский государственный аграрный заочный университет недаром имеет репутацию одного из флагманов современного сельскохозяйственного образования в России. Ключевым фактором актуальности образования является быстрая реакция на потребности отраслевого рынка труда. «АПК — довольно стремительно развивающаяся отрасль, поэтому здесь очень важно держать руку на пульсе, понимать, что нужно работодателю, какие ключевые навыки и знания мы должны дать студентам, чтобы его не нужно было переучивать — он должен сходу влиться в производственный процесс и начать сразу приносить пользу», — рассказывает ректор университета Елена Шестакова. Конечно, об актуальности своих программ говорят почти все вузы, но далеко не всегда эти слова удается реализовать на практике. РГАЗУ для этого разработал собственную программу взаимодействия с работодателем, когда представители реального аграрного сектора активно участвуют в формировании учебных планов, а затем научно-педагогические работники университета имеют возможность быстро вносить в них изменения под меняющуюся конъюнктуру. «В современной экономике все происходит быстро, чтобы сохранять конкурентоспособность, необходимо избавиться от ненужного бюрократизма, максимально сократить бумажную работу, на которую уходит драгоценное время. Мы проводим со студентами две практические сессии в году, на первой ведущие сельхозпроизводители рассказывают нашим студентам о тенденциях в аграрном секторе, обсуждают с преподавателями вопросы внесения изменений в учебный процесс, происходит дискуссия, результаты которой находят свое отражение в учебных планах», — объясняет Марина Реньш, добавляя, что партнерами вуза являются многие крупнейшие агропредприятия Московской области и других регионов. На второй сессии занятия со студентами проходят на базе предприятий-партнеров, где проводятся интерактивные экскурсии и мастер-классы, осуществляется практическое обучение. Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели университета проходят стажировки на предприятиях агросектора, результатами которых становятся новые программы, практико-ориентированные кейсы, программы допобразования.
Быстро реагирует вуз на новые вызовы в экономике страны в целом. Например, здесь не так давно в партнерстве с ВНИИ фитопатологии (г. Москва) была создана базовая кафедра цветоводства, которая исследует и занимается селекцией не только для садоводов-любителей, но и для крупных агрофирм, выращивающих цветы на огромных фермах в промышленном масштабе. Сейчас, когда деловые связи с Европой — основным поставщиком цветов и их семян в Россию — почти полностью прерваны, у этого сектора есть отличные перспективы развития. Очень востребованы научные изыскания и практическая деятельность еще одного молодого подразделения — Кинологического центра, который, помимо обычной дрессуры, готовит кинологов к работе с собаками под узкие задачи, например, для сопровождения незрячих, саперных работ, поиска людей и запрещенных веществ. Активно развивается в университете направление селекции и генетики сельхозкультур, особенно тех, которые нужны для импортозамещения. «Наши ученые работают по таким культурам, как картофель, тыква, подсолнечник, соя, томаты, морковь, капуста. Есть серьезные успехи — выведен ряд сортов, которые уже внесены в госреестр и используются агрохозяйствами. Эта работа важна, в том числе и для обеспечения продбезопасности страны», — поясняет Елена Шестакова. Работа на опережение в сотрудничестве с ведущими предприятиями агросектора, работа с потребностями конкретных сельских территорий — таковы основные задачи университета.
5 ведущих агровузов по показателю трудоустройства выпускников
N° | Название вуза | Процент трудоустроенных выпускников |
1 | Российский государственный аграрный заочный университет | 100 |
2 | Казанский государственный аграрный университет | 100 |
3 | Курская государственная сельскохозяйственная академия | 97,7 |
4 | Государственный аграрный университет Северного Зауралья | 97,1 |
5 | Новосибирский государственный аграрный университет | 94 |
Как мы считали. В рейтинг вошли ведущие российские вузы сельскохозяйственного профиля. Участники были проранжированы по доле трудоустроенных выпускников в 2021 году. Топ-лист составлен на основе ежегодного мониторинга Министерства сельского хозяйства РФ.
Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.