Производители плодоовощной продукции, представители торговых сетей, производители и дистрибьюторы техники и оборудования, агрохимии и многие другие смогли встретиться для общения, обмена опытом и обсуждения проблем отрасли.

Кроме этого, участие в форуме приняли делегации от торговых сетей, логистических компаний, национальных союзов и ассоциаций, инвестиционных компаний, банков, а также представители органов власти. Всего на мероприятии собралось 100 человек – максимум от разрешенного Роспотребнадзора количества гостей на деловых мероприятиях.

Организатором форума выступил «Журнал Агробизнес» при поддержке Ассоциации «Теплицы России», спонсор мероприятия — ГК Ozonbox.


Валерий Кочергин, директор «Журнала Агробизнес» в своем приветственном слове отметил важность личного общения между участниками рынка для эффективного обмена опытом и проведения переговоров, которое онлайн-мероприятия не могут заменить на 100%.


Сергей Куренев, управляющий консультант по запуску тепличных комплексов, проектированию, выстраиванию системы учета и автоматизации, HR-процессов на предприятии открыл первую сессию форума.

Он рассказал в своем докладе о вызовах нынешнего времени и перспективах роста тепличного овощеводства. Спикер обратил внимание, что в отраслевой статистике имеются спорные моменты. Также он отметил проблемы, которые влияют на развитие отрасли:

- увеличивающаяся конкуренция на потребительском рынке;

- кадровый голод из-за сокращения рынка рабочей силы;

- рост цен на материальные ресурсы при сохранении уровня цен на готовую продукцию;

- проблемы с погашением и обслуживанием долгов по инвесткредитам у многих производителей;

- снижение реального дохода населения и изменение пищевого потребления.

По мнению Сергея Куренева, в ближайшем будущем активное развитие тепличной отрасли будет происходить на Дальнем востоке, где на сегодняшний день имеется большой дефицит тепличных площадей, как минимум 120 га. Также рынок будет развиваться в сторону сортового разнообразия, потребителям будут интересны новинки и не только в сегменте премиум. Также в силу многих причин производители тепличных овощей имеют сейчас большой потенциал для реализации своего экспортного потенциала. Причем не только в направлении Европы, но и Китая.


С презентацией «Выращивание салатных культур в России. Опыт компании «Белая дача»» выступила Виктория Михина, руководитель направления управления и развития поставщиков компании «Белая дача».

АО «Агрохолдинг Белая Дача» - лидер по производству свеженарезанных салатов на российском рынке. Пока что салат не является традиционной культурой для российского АПК. Популярность этого продукта в России намного меньше, чем в Европе. В среднем один россиянин потребляет в год всего 1 кг, в то время как медицинская норма составляет 4.9 кг на человека в год. В России производство салата составляет около 45 тыс. тонн в год. 750 га полей для выращивания кочанных салатов (2 000 тонн в год) и 2,4 га теплиц для выращивания бейби-салатов (100 тонн в год) расположены в Ярославской области. В Кисловодске компания производит в роботизированных теплицах деликатные салаты серии Botanicum. Виктория Михина поделилась практическими наработками компании в этом секторе, подробно рассказав о нюансах производства салатов в открытом и закрытом грунте, их переработке, упаковке и логистике.


Елена Алекперова, генеральный директор ООО «Агростат» в своем докладе рассказала об исследованиях отношения овощеводов к выбору минеральных удобрений в секторе открытого грунта.

В 2022 году будет выделено дополнительно 5 млрд руб. на дополнительные меры в рамках госпрограммы АПК по направлению овощеводства и картофелеводства. По планам Минсельхоза производство овощей открытого грунта до 2025 года должно вырасти с 5,4 млн до 5,9 млн тонн в год. Спикер рассказал о результатах исследования, которое «Агростат» провел в 2021 году среди 100 предприятий, занимающихся выращиванием овощей в открытом грунте: о распространенных типах используемых удобрений; количестве и комбинациях используемых в хозяйствах удобрений; лидирующих на рынке компаниях-производителях и, самое главное, о факторах, влияющих на выбор удобрения.


Анастасия Уколова, руководитель направления специальных культур компании ADAMA, выступила с докладом о современных тенденциях и решениях в сфере биологизации сельхозпроизводства.

Восстановление плодородия почвы и сокращения использования химических СЗР являются сегодня основными направлениями биологизации. Объем российского рынка биостимуляторов в 2020 году оценивается примерно в 1 млн долл. США (около 100-150 тонн). Спикер выделил основные проблемы рынка:

- отсутствие четких требований и стандартов к данному типу продуктов;

- нестабильность состава и недостоверность информации на этикетке;

- низкая осведомленность о механизмах действия биостимуляторов на биохимические процессы растений и пользе их применения;

- отсутствие представлений у потребителей о своевременном окне применения препарата, что существенным образом сказывается на его эффективности.

Анастасия Уколова привела основные типы и преимущества биостимуляторов и представила современный биостимулятор на основе экстракта бурых водорослей ЭкселГроу от ADAMA.


Завершила первую сессию Наталья Кулакова, мл. науч. сотр. отдела синтеза и применения феромонов ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений».

Ее доклад был посвящен эффективности борьбы с томатной молью методом дезориентации при различной численности лета вредителя в условиях закрытого грунта на томате. Суть методики заключается в том, чтобы заглушить призывные сигналы полов томатной моли. Такой эффект достигается за счет высокой концентрации полового феромона в воздухе. Спикер рассказала о результатах одного из опытов, где количество поврежденных гусеницами томатной моли плодов в теплице №1 с 20 диспенсерами в виде резиновых колец составило всего 2,1%, в опытной теплице №2 с 20 диспенсерами в виде резиновых пробок составило 1,4% от общего объема произведенной продукции, по сравнению с 4,2% в контроле. Исследование проводилось в Кабардино-Балкарии в трех пленочных теплицах одинаковой конструкции на культуре томата сорт «Пинк Хит».


Вторую сессию форума, посвященную перспективам развития садоводства открыл Геннадий Бабенко, заместитель начальника отдела контроля и надзора в области карантина растений Южного межрегионального управления Россельхознадзора.

Он рассказал об главных вредителях на единой таможенной территории Евразийского экономического сообщества и, в частности, Краснодарского края, Республики Адыгеи и Республики Крым, таких как восточная плодожорка, американская белая бабочка и коричневый мраморный клоп и другие. Спикер отметил, что за последние годы коричневый мраморный клоп значительно расширил свой ареал, захватив весь Краснодарский край и Адыгею. Распространение средиземноморской плодовой мухи на сегодня удалось остановить общими усилиями с сельхозпроизводителями. Распространение этого вредителя происходило из портовых городов Краснодарского края, куда поступало много цитрусовых из-за границы. Кроме этого, зафиксировано появление азиатской ягодной дрозофилы, которая наносит вред здоровым плодам в отличии от обыкновенной мушки. В завершении доклада Геннадий Бабенко призвал производителей плодоовощной продукции регулярно проводить обследования садов и соответствующие защитные мероприятия.


Доклад «Особенности рынка плодов в Краснодарском крае в 2021 году» участникам форума представил Максим Канунников, представитель Союза «Садоводы Кубани».

По мнению спикера одна из главных проблем российских садоводов - импорт плодово-ягодной продукции. В 2021 году прогноз сбора урожая плодово-ягодных культур по Краснодарскому краю составляет около 410 тыс. тонн, что на 14% больше среднегодового показателя. При этом параллельно со сбором отечественного урожая из-за границы поступают аналогичные фрукты. Речь идет о землянике, черешне, сливе, яблоке и других. Импортные плоды в 2021 году поступают на российский рынок по демпинговым ценам, в то время как российская продукция оказалась менее востребована по сравнению с 2019-202 гг. Закупочная цена на качественные (менее «захимиченные») отечественные плоды, формируется сейчас значительно ниже уровня прошлых годов. По мнению спикера для того, чтобы отрасль садоводства продолжила развитие и выполнение программы импортозамещения необходимо государственное участие. Необходимо увеличить процент компенсации понесенных затрат на строительство фруктохранилищ с 20% до 50%, увеличив предельные значения затрат на 1 тонну хранения на уровне 100 тыс. руб. А также следует ограничить ввоз импортных плодов яблони и сливы на территорию РФ в период массового сбора и реализации отечественной продукции.


Продолжил тему актуальных проблем современного садоводства России Андрей Медведев, владелец садовой компании УК «Мост-Агро».

В своем выступлении от рассказал, что сегодня не существует полноценного целевой программы господдержки для сельхозпроизводителей, занимающихся садоводством. Основную часть финансирования от государства садоводы сегодня получают в рамках программы мелиоративного освоения земель. При этом существуют проблемы с банковским кредитованием садовых предприятий, поскольку многолетние насаждения не оцениваются как капитальные сооружения. А также он согласился с предыдущим спикером в том, что бесконтрольный импорт негативно сказывается на состоянии отечественного плодоводства. По мнению спикера сегодня для дальнейшего развития отрасль остро нуждается в разработке мер господдержки. В конце выступления Андрей Медведев призвал сельхозпроизводителей объединяться в ассоциации для того чтобы активнее отстаивать свои права и мнение.


Леман Джемилев, к.м.н., КФХ «Таир» (Республика Крым) рассказал об особенностях схемы посадки суперинтенсивных безшпалерных яблоневых садов на слаборослом подвое М9 и преимуществах выращивания сорта груши Киргизская зимняя в шестой помологической зоне.


«Промышленное садоводство: опыт и перспективы Смоленской области» — тема презентации Мурада Расулова, заместителя руководителя Представительства Администрации Смоленской области при Правительстве РФ.

Спикер рассказал, что Смоленск является важнейшим транспортным и коммуникационным узлом между крупными рынками сбыта: Москва, Санкт-Петербург, экспорт в Европу. Это большое преимущество для развития промышленного садоводства в регионе. В Смоленской области в настоящее время реализуются многие инвестпроекты по АПК: строительство картофелехранилища мощностью 2.3 тыс тонн и отгрузочного модуля («Козинский тепличный комбинат»), создание предприятия по выращиванию голубики в промышленных масштабах («Беррико»), закладка промышленного яблоневого сада по интенсивной технологии и открытие производства по переработке яблок и иного плодово-ягодного сырья («Городнянские сады»). Валовый сбор картофеля и овощей составляет 103,6 тыс. тонн и 31 тыс. тонн соответственно. Одним из перспективных направлений развития АПК региона является овощеводство закрытого грунта, для чего предусмотрены соответствующие виды господдержки. Администрация Смоленской области готова развивать сотрудничество с сельхозпроизводителями в этих направлениях и приглашает заинтересованных лиц к диалогу.


Технологиям хранения фруктов и овощей была посвящена третья сессия форума «Плоды и овощи России — 2021». Ее открыл генеральный директор ГК Ozonbox Рустам Саитгалин, рассказавший о собственной запатентованной разработке компании — озонаторах, вырабатывающих озон из атмосферного воздуха устройствах.

Озонаторы обеспечивают уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды, производя обеззараживание и санацию воздуха в помещении. С их помощью проводится обработка продуктов питания для увеличения сроков хранения, устранения пестицидов и тому подобное; при этом устройства не оставляют токсичных загрязнений. Озонаторы ГК Ozonbox получили серебряную медаль на XXIII Всероссийской выставке «Золотая осень» за инновационную разработку в области хранения зерна, овощей и фруктов.

Спикер привел конкретные примеры применения оборудования Ozonbox и, говоря об экономической эффективности озонаторов, озвучил следующие цифры. Стоимость 1 единицы оборудования составляет около 150 тыс. руб., при этом одно устройство покроет 4200 куб. м (данный объем считается по высоте хранения плодов). Расход электроэнергии в неделю составляет всего 4,8 кВт.Ч на 4000 куб. м в неделю. Срок окупаемости составляет 1 месяц сезона хранения, а срок службы оборудования — 10 лет.


Опытом выращивания картофеля в Сибири и практикой регенеративного сельского хозяйства поделился директор по закупкам Агро отдела компании PepsiCo в России Юрий Марченко. 

Компания является одним из крупнейших производителей продуктов питания и напитков в России, с чистой выручкой в 2020 году в 3 млрд долл. PepsiCo является приверженцем принципов устойчивого земледелия. Компания стремится закупать 100% сельскохозяйственного сырья из ответственных источников и внедряет практики устойчивого земледелия на площади около 1 млн га. Для российских аграриев компанией запущена программа «Лидеры агроиндустрии», которая включает в себя собственную локализованную семенную программу полного цикла, авансирование полевых работ и материалов, долгосрочную аренду техники с последующим переходом права собственности к хозяйствам, консультации и внедрение передового опыта, а также строительство современных овощехранилищ. Участие в программе может принять любое сельхозпредприятие, отвечающее определенным требованиям. Сейчас PepsiCo продолжает увеличивать производство в России, заканчивается строительство новый завод снеков в Новосибирске, чья потребность в картофеле будет составлять до 160 тыс. тонн ежегодно. Для хранения сырья будет построен собственный склад контейнерного типа на 50 тыс. тонн.


Форум завершил Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России, пригласивший сельхозпроизводителей к сотрудничеству

Союз независимых сетей России (Союз НСР) — эффективно действующее объединение региональных розничных компаний, куда входят более 36 торговых сетей (более 3000 магазинов) из 30 регионов РФ. Общее число магазинов участников Союза НСР превышает 3000. Сети Союза ежедневно обслуживают свыше 3,5 млн покупателей. Суммарный торговый оборот участников Союза НСР по итогам 2019 года превысил 370 млрд рублей. На сегодня целью союза является развитие региональных розничных сетей, взаимодействие с сельхозпроизводителями и их ассоциациями.

После окончания деловой программы все участники смогли принять участие в розыгрыше призов, предоставленных партнерами форума: компанией «Яра» и «Озонбокс».