Экспорт продукции АПК России и Татарстана показал значительный рост

Экспорт продукции АПК России и Татарстана показал значительный рост

В первом полугодии 2020 г. Россия поставила на внешние рынки продукции АПК общей стоимостью более 13 млрд долларов США
«В первом полугодии 2020 г. Россия поставила на внешние рынки продукции АПК общей стоимостью более 13 млрд долларов США. Это на 2 млрд долларов или на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - заявила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко. Ведущим покупателем отечественной продукции АПК в 2020 году является Китай, импортировавший российского продовольствия на сумму 1,9 млрд долларов, что на 35% больше, чем в первом полугодии 2019 года. На втором месте находится Турция с показателем 1,5 млрд долларов (+42%), на третьем – Казахстан, объем поставок в который составил 974 млн долларов.

По данным Минсельхоза РТ экспорт продукции АПК Республики Татарстан выполнен на 52% от плана - 318,3 млн долларов и составил 165,4 млн долларов. В сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года прирост составляет 80,6% или 73,8 млн долларов.

В рамках увеличения экспорта продукции АПК Республики Татарстан значимое место занимает расширение экспорта халяльной продукции. Сейчас общий объем продукции «Халяль», производимой в республике, составляет более 7 млрд рублей, более 50 производителей, в т.ч.: - 18 компаний экспортоориентированные, из них 5 компаний имеют международный сертификат «Халяль».
Татарстан планирует до 2024 года увеличить экспорт продукции «Халяль» минимум в 2 раза по сравнению с ожидаемым итогом 2020 года.

«За первые шесть месяцев текущего года положительную динамику экспорта АПК продемонстрировали практически все основные группы товаров. Главными драйверами стали растительные масла и зерновые культуры, кроме того, значительный рост зафиксирован в категориях мясной продукции и сахара. Наращиванию поставок способствуют в том числе меры государственной поддержки, направленные на стимулирование производства продукции агропрома и ее сертификацию. Кроме того, Минсельхозом России и другими ведомствами ведется активная работа по открытию и расширению доступа для отечественных производителей на перспективные зарубежные рынки. В первом полугодии наша продукция экспортировалась в 149 государств мира. Уверена, что благодаря повышению конкурентоспособности российского продовольствия количество стран – торговых партнеров России, как и объемы экспорта, будут только возрастать», - сообщила Виктория Абрамченко.

Лидирующей торговой позицией России является зерно, на его долю пришлось 27% общего объема поставок продукции АПК.
Экспорт зерновых культур в физическом объеме увеличился на 25% – до 17,6 млн тонн, позитивную динамику, в частности, показали пшеница, кукуруза и ячмень. Крупнейшими странами-покупателями российского зерна в этом году остаются Турция, Египет и Саудовская Аравия.

После рекордного урожая масличных в прошлом году экспорт продукции масложировой отрасли в первой половине 2020 года вырос до 2,5 млрд долларов (+31%). Наибольший прирост обеспечили отгрузки подсолнечного масла, которые увеличились на 38% и составили 1,5 млрд долларов. Основным покупателем остается Китай, который за указанный период нарастил закупки втрое – до 577 млн долларов. Почти половина этого объема пришлась на импорт отечественного подсолнечного масла, его поставки выросли в 3,8 раза, достигнув 282 млн долларов. В тройку экспортеров масложировой продукции также входят Турция и Индия.

Кроме того, за рубеж отправлено 343 тыс. тонн мясной и молочной продукции на сумму 564 млн долларов, что в 1,7 раза больше прошлогоднего показателя. Лидирующие позиции в данной категории занимает мясо птицы, экспорт которого увеличился в 2,2 раза - до 223 млн долларов, в первую очередь благодаря почти десятикратному росту продаж в Китай. К крупнейшим покупателям данной группы товаров также относится Казахстан и Украина.
Рост на 25% - до 2,1 млрд долларов продемонстрировал экспорт продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. В основном положительная динамика обеспечена за счет сахара, поставки которого по сравнению с прошлым годом выросли в 4,8 раза, составив 314 млн долларов. Ключевыми импортерами российской продукции в данном сегменте стали Казахстан, Беларусь и Узбекистан.

По итогам 2020 года в соответствии с паспортом федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Россия должна экспортировать сельхозпродукции и продовольствия на 25 млрд долларов. Минсельхоз России ожидает выполнения целевого показателя, чему будут способствовать реализуемые меры господдержки производителей экспортно ориентированной продукции.