Владимир Кашин: «Люди, живущие на селе, должны получать от государства не меньше, а может, и больше, чем жители столицы»

Владимир Кашин: «Люди, живущие на селе, должны получать от государства не меньше, а может, и больше, чем жители столицы»

В сельских территориях России сегодня существует целый ряд проблем, которые тормозят развитие инфраструктуры, мешают повышать уровень жизни населения. Проблемы агропромышленного комплекса осложняются отсутствием должного финансирования. Об этом рассказал «Вестнику АПК» председатель Комитета по аграрным вопросам ГД РФ Владимир Кашин.
Владимир Иванович, тема развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности России остается актуальной не первый год. Почему так важно думать об этом именно сейчас?

Тема действительно очень острая, тем не менее после всех обсуждений в 2019 году на развитие сельских территорий из федерального бюджета хотели выделить всего 17 млрд рублей. А ведь исходя из количества сельских жителей (на сельских территориях проживает 38 млн человек, или 24% населения России) и бюджетной обеспеченности программ социально-эко­номического развития России (7,6 трлн руб. в 2018 году), на эти цели должно направляться не менее 1,9 трлн рублей. Сумма большая, но проблем еще больше. Посмотрите, у нас не газифицировано 95,4 тыс. сел, больше чем в 30 тыс. населенных пунктов нет почтовой и телефонной связи. Число сельских больничных учреждений, школ и детсадов сократилось в несколько раз, разрушена система подготовки кадров, остро не хватает специалистов. Только справедливое распределение бюджетного финансирования позволит на селе строить дороги, газифицировать населенные пункты, обеспечить детей местами в образовательных учреждениях, в конце концов, сделать доступными медуслуги, построить в каждом районе производственные центры. Сегодня есть поручение до июня 2019 года разработать и утвердить госпрограмму «Развитие сельских территорий». Сейчас самое время для того, чтобы сельские жители, труженики села в один голос заявили о себе. Именно деревня скрепляет всю нашу великую державу через поселки, аулы, станицы, хутора! Люди, живущие на селе, должны получать от государства уж точно не меньше, а может, и больше, чем жители столицы, жители крупных городов. Если это удастся сделать, то в деревню поедут люди.
Владимир Кашин: «Люди, живущие на селе, должны получать от государства не меньше, а может, и больше, чем жители столицы»
При разработке программы на какие моменты необходимо обратить внимание в первую очередь? И какая сумма заложена на развитие сельского хозяйства в 2019 году?

Среди важных задач — вовлечение в оборот брошенных земель, лугов и пастбищ. Надо делать все, чтобы раскорчевывать брошенные и заложить новые сады и виноградники, вносить, исходя из баланса сохранения плодородия, в почву минеральные удобрения, бороться с ветровой эрозией, с заболачиванием, закустариванием наших земель. И в этом направлении должна оказываться серьезная поддержка. Яркий пример — Брянская область, где в минувшем году проходило выездное заседание. Комиссия собственными глазами увидела, как вводятся в оборот заросшие кустарником поля, причем работы по раскорчевке ведутся не в каком-то отдельном районе, а повсеместно. В целом по РФ картина такова, что за 2016-2018 годы (по данным региональных органов управления АПК) введено в оборот 3,5 млн га пашни. В свою очередь выбытие пашни за тот же период составило 2,2 млн га. Не лучше обстоят дела с химической мелиорацией. За последние 27 лет объемы внесения минудобрений сократились в 5 раз, в 6 раз сократилось внесение органики. Ненамного лучше ситуация в гидромелиорации. Необходимо восстановить 13,6 млн га мелиорируемых земель и двигаться вперед, равняясь на ведущие мировые страны.

Системно решая вопросы введения в сельхозоборот заброшенных земель, восстановления и повышения плодородия пашни, восстановления системы мелиорации, Россия легко сможет прибавить 70-80 млн тонн к валовому производству зерна! А это один из наиболее эффективных шагов к наращиванию экспорта продукции АПК до 45 млрд долларов. Далее — вопросы технического вооружения. В 20 с лишним раз по количеству тракторов на тысячу гектаров Россия отстала от Германии, почти в 10 раз от США, в 3 раза от Беларуси! Необходимо увеличить господдержку на направлениях модернизации и обновления парка агротехники. Ежегодно на восстановление отрасли должно выделяться от 20 до 25 млрд рублей, а не 2 млрд, которые заложены в бюджете на 2020 или 2021 год. В ходе долгой работы мы смогли добиться увеличения суммы господдержки до 8 млрд рублей на 2019 год и, безусловно, будем двигаться дальше! В целом на развитие сельского хозяйства в федеральном бюджете на 2019 год сегодня заложено 304 млрд рублей. К прошлогодним 253 млрд рублей в ходе непростой борьбы удалось добавить 50 млрд, но все равно итоговая сумма получилась меньше изначально предусмотренных госпрограммой 337,8 млрд рублей.
  
Все без исключения сельхозпроизводители говорят о том, что выросли цены на топливо, на удобрения. Как в таких условиях будут регулироваться цены на сельхозпродукцию?

Действительно, годом ранее Минсельхозу РФ удавалось более эффективно противостоять необоснованному завышению цен на товары для АПК. Высокий рост энерготарифов, стоимости отечественной сельхозтехники и топлива в 2018 году привел к увеличению затрат на проведение весенней полевой кампании на 10,7%, до 371 млрд рублей. Реальные потери аграриев в связи с ростом цен на ГСМ в 2018 г. составили более 13 млрд рублей. Комитет в соответствующем постановлении Госдумы указал на необходимость компенсировать эти потери в полном объеме, из резервного фонда даже было выделено 5 млрд рублей, однако здесь явная недоработка регионов: территории вовремя эту потребность не обосновали, и дополнительные средства выделены не были. В результате потери сельхозтоваропроизводителей так и остались нескомпенсированными. Эта ситуация должна стать уроком для всех. Прежде всего необходимо отрегулировать цены на ту продукцию промышленного производства, которая формирует себестоимость продукции АПК. А самое главное — госрегулированию должны подлежать цены на продовольствие и система наценок в переработке и торговле. Это кричащий вопрос — посмотрите на динамику цен на пшеницу. Цена на пшеницу 3-го класса после провала в 2017 г. только в 2019-м вернулась на уровень 2016 года, немногим лучше ситуация по 4-му и 5-му классу. Рентабельность в сельском хозяйстве сегодня такая, что вести расширенное воспроизводство не представляется возможным.

Какую законодательную поддержку оказывает комитет агропромышленному комплексу?

В текущем созыве Госдумы комитет обеспечил принятие целого ряда важных законодательных инициатив. Приняты два блока поправок в регулирование сельскохозяйственного страхования. Один из них касается общих подходов и направлен на повышение взаимного интереса аграриев и страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию. Второй блок поправок распространил возможности агрострахования на объекты аквакультуры.

Еще один важный федеральный закон «Об органической продукции», принятый в 2018 году, нацелен на выполнение ряда отраслевых задач — от импортозамещения до расширения экспорта сельхозпродукции. Он предполагает более ответственное отношение к охране окружающей среды и внедрение ресурсосберегающих технологий. Успехом считаю ряд законодательных решений, которые призваны гармонизировать некоторые острые вопросы, в числе которых возврат нереализованной продукции между производителями продуктов питания и торговыми сетями. Среди проектов, что уже находятся в Госдуме, — законопроект, предусматривающий установление налоговой ставки 10% по НДС в отношении плодовых, ягодных культур и винограда. Президент РФ по итогам рабочей поездки в Ставрополь дал поручение, которое полностью соответствует предложенному нами подходу. Уверен, что в текущем году эта инициатива будет принята. Для этого в марте мы встречаемся с председателем Правительства РФ и будем обсуждать имеющиеся по законопроекту разногласия, в первую очередь обусловленные позицией Минфина России.