Тема действительно очень острая, тем не менее после всех обсуждений в 2019 году на развитие сельских территорий из федерального бюджета хотели выделить всего 17 млрд рублей. А ведь исходя из количества сельских жителей (на сельских территориях проживает 38 млн человек, или 24% населения России) и бюджетной обеспеченности программ социально-экономического развития России (7,6 трлн руб. в 2018 году), на эти цели должно направляться не менее 1,9 трлн рублей. Сумма большая, но проблем еще больше. Посмотрите, у нас не газифицировано 95,4 тыс. сел, больше чем в 30 тыс. населенных пунктов нет почтовой и телефонной связи. Число сельских больничных учреждений, школ и детсадов сократилось в несколько раз, разрушена система подготовки кадров, остро не хватает специалистов. Только справедливое распределение бюджетного финансирования позволит на селе строить дороги, газифицировать населенные пункты, обеспечить детей местами в образовательных учреждениях, в конце концов, сделать доступными медуслуги, построить в каждом районе производственные центры. Сегодня есть поручение до июня 2019 года разработать и утвердить госпрограмму «Развитие сельских территорий». Сейчас самое время для того, чтобы сельские жители, труженики села в один голос заявили о себе. Именно деревня скрепляет всю нашу великую державу через поселки, аулы, станицы, хутора! Люди, живущие на селе, должны получать от государства уж точно не меньше, а может, и больше, чем жители столицы, жители крупных городов. Если это удастся сделать, то в деревню поедут люди.
При разработке программы на какие моменты необходимо обратить внимание в первую очередь? И какая сумма заложена на развитие сельского хозяйства в 2019 году?
Среди важных задач — вовлечение в оборот брошенных земель, лугов и пастбищ. Надо делать все, чтобы раскорчевывать брошенные и заложить новые сады и виноградники, вносить, исходя из баланса сохранения плодородия, в почву минеральные удобрения, бороться с ветровой эрозией, с заболачиванием, закустариванием наших земель. И в этом направлении должна оказываться серьезная поддержка. Яркий пример — Брянская область, где в минувшем году проходило выездное заседание. Комиссия собственными глазами увидела, как вводятся в оборот заросшие кустарником поля, причем работы по раскорчевке ведутся не в каком-то отдельном районе, а повсеместно. В целом по РФ картина такова, что за 2016-2018 годы (по данным региональных органов управления АПК) введено в оборот 3,5 млн га пашни. В свою очередь выбытие пашни за тот же период составило 2,2 млн га. Не лучше обстоят дела с химической мелиорацией. За последние 27 лет объемы внесения минудобрений сократились в 5 раз, в 6 раз сократилось внесение органики. Ненамного лучше ситуация в гидромелиорации. Необходимо восстановить 13,6 млн га мелиорируемых земель и двигаться вперед, равняясь на ведущие мировые страны.
Системно решая вопросы введения в сельхозоборот заброшенных земель, восстановления и повышения плодородия пашни, восстановления системы мелиорации, Россия легко сможет прибавить 70-80 млн тонн к валовому производству зерна! А это один из наиболее эффективных шагов к наращиванию экспорта продукции АПК до 45 млрд долларов. Далее — вопросы технического вооружения. В 20 с лишним раз по количеству тракторов на тысячу гектаров Россия отстала от Германии, почти в 10 раз от США, в 3 раза от Беларуси! Необходимо увеличить господдержку на направлениях модернизации и обновления парка агротехники. Ежегодно на восстановление отрасли должно выделяться от 20 до 25 млрд рублей, а не 2 млрд, которые заложены в бюджете на 2020 или 2021 год. В ходе долгой работы мы смогли добиться увеличения суммы господдержки до 8 млрд рублей на 2019 год и, безусловно, будем двигаться дальше! В целом на развитие сельского хозяйства в федеральном бюджете на 2019 год сегодня заложено 304 млрд рублей. К прошлогодним 253 млрд рублей в ходе непростой борьбы удалось добавить 50 млрд, но все равно итоговая сумма получилась меньше изначально предусмотренных госпрограммой 337,8 млрд рублей.
Все без исключения сельхозпроизводители говорят о том, что выросли цены на топливо, на удобрения. Как в таких условиях будут регулироваться цены на сельхозпродукцию?
Действительно, годом ранее Минсельхозу РФ удавалось более эффективно противостоять необоснованному завышению цен на товары для АПК. Высокий рост энерготарифов, стоимости отечественной сельхозтехники и топлива в 2018 году привел к увеличению затрат на проведение весенней полевой кампании на 10,7%, до 371 млрд рублей. Реальные потери аграриев в связи с ростом цен на ГСМ в 2018 г. составили более 13 млрд рублей. Комитет в соответствующем постановлении Госдумы указал на необходимость компенсировать эти потери в полном объеме, из резервного фонда даже было выделено 5 млрд рублей, однако здесь явная недоработка регионов: территории вовремя эту потребность не обосновали, и дополнительные средства выделены не были. В результате потери сельхозтоваропроизводителей так и остались нескомпенсированными. Эта ситуация должна стать уроком для всех. Прежде всего необходимо отрегулировать цены на ту продукцию промышленного производства, которая формирует себестоимость продукции АПК. А самое главное — госрегулированию должны подлежать цены на продовольствие и система наценок в переработке и торговле. Это кричащий вопрос — посмотрите на динамику цен на пшеницу. Цена на пшеницу 3-го класса после провала в 2017 г. только в 2019-м вернулась на уровень 2016 года, немногим лучше ситуация по 4-му и 5-му классу. Рентабельность в сельском хозяйстве сегодня такая, что вести расширенное воспроизводство не представляется возможным.
Какую законодательную поддержку оказывает комитет агропромышленному комплексу?
В текущем созыве Госдумы комитет обеспечил принятие целого ряда важных законодательных инициатив. Приняты два блока поправок в регулирование сельскохозяйственного страхования. Один из них касается общих подходов и направлен на повышение взаимного интереса аграриев и страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию. Второй блок поправок распространил возможности агрострахования на объекты аквакультуры.
Еще один важный федеральный закон «Об органической продукции», принятый в 2018 году, нацелен на выполнение ряда отраслевых задач — от импортозамещения до расширения экспорта сельхозпродукции. Он предполагает более ответственное отношение к охране окружающей среды и внедрение ресурсосберегающих технологий. Успехом считаю ряд законодательных решений, которые призваны гармонизировать некоторые острые вопросы, в числе которых возврат нереализованной продукции между производителями продуктов питания и торговыми сетями. Среди проектов, что уже находятся в Госдуме, — законопроект, предусматривающий установление налоговой ставки 10% по НДС в отношении плодовых, ягодных культур и винограда. Президент РФ по итогам рабочей поездки в Ставрополь дал поручение, которое полностью соответствует предложенному нами подходу. Уверен, что в текущем году эта инициатива будет принята. Для этого в марте мы встречаемся с председателем Правительства РФ и будем обсуждать имеющиеся по законопроекту разногласия, в первую очередь обусловленные позицией Минфина России.