Сам себе реформатор

Сам себе реформатор

Чего ждут аграрии от  новой государственной программы «Комплексное развитие территорий»
Представители разных сфер деятельности, связанные с селом в целом и АПК в частности, по-разному относятся к программе «Комплексное развитие сельских территорий»: кто-то верит, что она сможет остановить отток населения из поселков и деревень в города, а кто-то нет. «Вестник АПК» расспросил специалистов об ожиданиях от новой госпрограммы, попросив выделить ее сильные и слабые стороны и поделиться мнением, что еще можно сделать для благополучия села и сокращения разрыва с городским качеством жизни.
Сам себе реформатор
Павел Антов, депутат Законодательного собрания Владимирской области, председатель комитета по аграрной политике:
— Программа хорошая. Опасность кроется в том, как ее будут реализовывать. Заложены очень большие деньги, поэтому важно, чтобы действительно спрашивали гражданские объединения, чтобы инициативные группы были из настоящих простых жителей, которые хотят что-то изменить и которым не все равно.

К сожалению, большая часть программ по сельскому хозяйству ориентирована на крупный агробизнес, а село живет за счет фермера. Загвоздка в чем? Большие компании максимально автоматизированы, роботизированы и так далее, им не нужны трудовые ресурсы, хватит десяток рук, причем это должны быть высококлассные специалисты, а селянам там часто места нет. Это прогрессивно, это технологии, инновации, но это противоречит идеям программ о развитии села. Развитие технологическое — да. А для кого оно, если там больше никто не живет? Для исправления ситуации с доходом населения в селах крупный бизнес — это ничто, его поддержка только мешает воплощению сути программы. Местным жителям нужны фермеры, которым в свою очередь нужны рабочие. Проекты по развитию детских садов и сельских клубов абсолютно самодостаточны, они не учитывают интересы местных жителей. Дом культуры — это хорошо, но зачем он нужен, если в деревеньке живет 10 семей? Безусловно, им тоже необходимо обеспечить досуг, но для этого не требуется целый дом культуры. Но раз в проекте предусмотрено — будем строить.
Я верю в эту программу, потому что надежды юношей питают, хочется верить. Люди, которыми гордится Россия, часто выходцы из села, хотя только лишь треть населения страны живет в деревнях. Они с незамутненным рассудком, умеют справляться с трудностями, очень целеустремленные. Глубинку надо развивать, ведь сколько еще людей просто не смогли заявить о себе из-за каких-то препон. Но есть только две вещи, которые могут изменить ситуацию: создание рабочих мест и повышение заработных плат.
Сам себе реформатор
Нина Синько, глава Крыловского сельского поселения:
— У нас очень высокие ожидания от программы. К счастью, население в станице Крыловской очень активное, реализовывать прежнюю программу «Устойчивое развитие сельских территорий» с такой поддержкой и таким количеством идей было одно удовольствие, а если новая программа по развитию села еще и опирается на гражданские инициативы, то мы уже представляем, как много мы с жителями сможем сделать. Председатели ТОСов, которых у нас больше всего среди муниципалитетов Краснодарского края, уже знают о предстоящей работе и обдумывают предложения.
Паспорт территории у нас уже готов, в его разработке тоже принимали участие жители. При этом таким инструментом мы пользуемся достаточно давно: перечень плюсов и минусов населенных пунктов, от которых мы отталкиваемся в конкурсных программах, существует в Крыловской уже несколько лет.
Мы сейчас по большей части сосредоточены на благоустройстве и развитии инфраструктуры. Если благодаря уходящей программе мы смогли сделать в станице 3D-кинотеатр с двумя залами, то новая подарит нам возможность привести в порядок все парки и аллеи, оформить пешеходные зоны, построить дополнительные развлекательные объекты и места памяти героев войн. Было бы не лишним отремонтировать дороги, но они находятся в ведомстве администрации района, я со своей стороны буду лоббировать эти идеи и уверена, что нас поддержат.

К сожалению, не вошли в перечень объекты здравоохранения и образования, но и без них программа очень развернута, и мне нравится, как много возможностей она нам дает, и, что самое главное, она дает выбор, мы можем развивать село в том направлении, которое считаем нужным. Формально такая правовая возможность была и раньше, тут ничего не изменилось, но финансовых возможностей не было. Годовой собственный бюджет у нас 50 млн рублей на все, и, естественно, мы могли развиваться только благодаря госпрограммам, но только в рамках проекта.
Сам себе реформатор
Валентина Сухарева, председатель СПК «Дмитриевы Горы»:
— Программа, конечно, хорошая и интересная, но я не думаю, что она остановит отток людей из села или привлечет молодых специалистов. Сейчас молодые кадры аграрного сектора (агрономы, зоотехники) — это дети 90-х.
Тогда было время, когда колхозы разваливались, люди оставались без работы и деревни погружались в нищету. И мы, родители, пугали своих детей. Говорили, что если будете плохо учиться, пойдете коров доить или хвосты коровам крутить. В сознании наших детей с детства закрепилась твердая уверенность, что прийти работать на ферму — это худшее, что может произойти в жизни.
В то же время они видели успешных бизнесменов, которые имеют капитал. Стремление уехать в город и открыть свой бизнес становилось целью их жизни.
Умирание деревень — это наша вина, вина родителей того поколения детей.
Да, сейчас ферма другая, техника другая, условия труда, финансовые возможности зоотехников, агрономов и трактористов другие, но это сложно донести. Может, даже невозможно. Переломить в сознании то, что ферма — это синоним плохой жизни, потребует огромных усилий от всех нас, а в первую очередь от родителей, которые могут объяснить своим детям, что в селе деньги есть.
Должно пройти одно, а может быть и два поколения, прежде чем в сознании родителей укрепится, что ферма — это хорошо.
Для того, чтобы дети хотели остаться, надо начинать рассказывать про ферму не в 9-11-х классах на профориентировании, а в детском саду. Что мы уже и делаем.
Мы создали там фермерский уголок, подарили ребятам модель трактора «Джон Дир», на котором можно кататься верхом, играем с малышами в ветеринаров и делаем игрушечным коровам игрушечные уколы.
От лица нашей компании по мере необходимости участвуем в развитии своего села, потому что тут живем мы, наши специалисты и их семьи, мы даем целевые направления на обучение для сельской молодежи, но в то же время не тешим себя большими надеждами, что даже за пять ближайших лет можно развернуть течение реки.