Вовсе нет. Родился здесь, в Матвеевом Кургане, в крестьянской семье, а потом, окончив истфак Ростовского госуниверситета, недолго работал учителем. Позже трудился на комсомольской и партийной работе и только в 1991 году вернулся в село: в колхозе «Россия» стал заместителем председателя, после — директором брокерской конторы Таганрогской товарно-сырьевой биржи и генеральным директором межхозяйственного агропромышленного объединения «Сокол». И только пройдя весь этот путь, да еще в столь непростое время, в 2001 году решил создать свое предприятие.
Начинали фактически с нуля: не было ничего кроме трех автомобилей. Из Фонда перераспределения нам дали 156 га очень бедной, «смытой» земли. Сразу же почти все заработанные деньги начали вкладывать в капитальное строительство и приобретение техники. На первых порах очень сильно помогали другие фермеры — друзья и соседи: Николай Попивненко, Юрий Титирко, Николай Малай, Анатолий Тарасенко. Именно благодаря этой помощи, я считаю, хозяйство «встало на крыло».
Постепенно предприятие крепло: получили еще 74 га, потом к нам перешли пайщики из другого фермерского хозяйства, и сегодня у нас уже почти 2,5 тыс. га земли, из них 80% — арендованные.
Пока да. Но в целом ситуация с рабочей силой видится мне довольно плачевной, и дальше будет хуже. Главная причина — практически разрушенная в нашей стране система профобразования. Все мои ребята закончили местное ПТУ, и сейчас они высококлассные профессионалы. Да, мне повезло в свое время их заметить, пригласить на работу, доучить необходимым навыкам. Но СПТУ уже закрылось, и где брать кадры для будущего, не очень понятно.
Я дорожу своими людьми, и текучки практически нет. Зарплату платим всегда вовремя, и вполне достойную для села (у механизаторов средняя за год — 43 тыс. руб.), приобретаем технику, чтобы создать нормальные условия труда. Или вот, например, построили новый бригадный домик для сотрудников, где можно пообедать, отдохнуть, решить рабочие вопросы, принять душ и даже поиграть в бильярд и посмотреть футбол (во время ЧМ-2018 мы организовали тут что-то типа фан-клуба).
Очень подвела погода, поэтому результаты хуже, чем рассчитывали. Наш основной профиль — озимая пшеница, озимый и яровой ячмень, лен, горох, кукуруза и подсолнечник.
В этом году из-за засухи получили всего по 31 ц/га пшеницы, 19 ц/га ячменя, а льна и вовсе 4,5 ц/га, притом что половину посевов льна пришлось перекультивировать. Определенные надежды связываем с подсолнечником: виды на урожай гораздо лучше прошлого года.
Благодаря недавней «чистке» рынка от неблагонадежных посредников работаем теперь только с крупными игроками: зерно продаем в ООО «Зерно-Трейд» (г. Таганрог), подсолнечник — в ГК «Юг Руси». С ними комфортно сотрудничать: логистика грамотная, расчеты прозрачные.
Кстати, семена закупаем в основном у соседей — в КФХ Малай Николай Федорович, ООО «НПК «Гибрид», в ОАО «Имени Калинина». Это наши соседи, которые применяют новейшую технику и передовые технологии и у которых не грех поучиться.
Господдержки много не бывает. Всегда хочется большего, тем более что опыт западных фермеров в этом плане всем известен. Но я всегда рассчитываю на собственные силы и никогда не жалуюсь, что помогают мало. Конечно, с каждым годом госпомощь сокращается, но на это есть свои причины. Спасибо и на том. Сегодня эта помощь ограничивается лишь льготными кредитами и субсидиями на элитные семена.
Другой вопрос, что получить льготные кредиты не так-то просто, процедура очень забюрократизирована, может тянуться месяцами. А цены при этом растут стремительно, и чтобы успеть закупить все до подорожания, приходится брать коммерческие кредиты, что уже гораздо тяжелее. Мы все же как-нибудь справимся, а вот мелким хозяйствам здесь сложно, и я считаю, что государство должно уделить больше внимания их поддержке.
Большой проблемой считаю то, что наша земля не получает органических удобрений. И этим вопросом решили заняться вплотную, поэтому уже давно перестали сжигать солому — теперь заделываем ее и добавляем минеральные удобрения. А в следующем году будем внедрять биотехнологии — обработку пожнивных остатков бактериальными препаратами, которые помогут им быстрее разлагаться. Этот метод должен стать эффективным для сохранения и повышения плодородия почвы.
Второй важный вопрос — отсутствие очистительного ЗАВа. Сейчас у нас есть передвижной комплекс, но качество его очистки никого не устраивает. Из-за постоянного роста цен на оборудование, думаю, не будем затягивать со строительством.
Ну и, конечно, продолжим обновлять парк техники — хотим заменить два видавших виды «Дона», приобрести современные зерновые и пропашные сеялки. Я не планирую снижать обороты, напротив, сейчас у нас есть силы и опыт, чтобы двигаться только вперед!