Константин Сердюков поступил в Волгоградский архитектурно-строительный институт. Пока учился, плановая экономика кончилась, а рыночная не началась. Вместо зарубежной стажировки он начал трудовую биографию на полях родного района.
«Колхозы распадались, взамен ничего не создавали. Мы рискнули: остались работать на земле», — вспоминает руководитель агробизнеса. В 2000 году зарегистрировал КФХ. Применение актуальных агротехнологий, эффективных экономических моделей заложило фундамент быстрого роста. Озимая пшеница — основная зерновая культура региона. Даже в нынешний сезон при плохой погоде в хозяйстве Сердюкова урожай собрали достойный — до 30 ц/га.
«В августе посеяли озимую пшеницу в сухую землю. Во Фроловском районе дожди прошли. Эти посевы оказались отличными, — делится аграрий. — Где дождя не дождались, пришлось пересевать. В марте произошло так называемое выпирание: солнечные лучи прогревали землю, верхний слой почвы от тепла пучился и выпирал вверх, а потом резко ударял мороз, от чего рвало слабую корневую систему. Еле успели пересеять ячменем. Это тоже рискованная культура для нашей зоны, но после сева прошли дожди. Урожай получили хороший — около 30 ц/га».
Многие недоумевали: зачем Сердюков так тратится на удобрения, технику и эксперименты с культурами, хранением, логистикой? Много лет КФХ обходится без посредников для продажи урожая. Кукурузу и подсолнечник сдает в переработку на завод. Зерно в терминал Азовского порта доставляет собственными силами. Результат убеждает: вложения оправданы. В том числе в животноводство. Начинали с разведения овец, сегодня их в КФХ 1,5 тыс. голов, а стадо КРС превышает 2 тыс. голов. В 2020-м получили статус племенного репродуктора по разведению мясной породы КРС казахской белоголовой породы. Государство грантами поддерживает эту сельскохозяйственную специализацию. Парк техники обновляется. «Выбор в пользу отечественных брендов диктует баланс «цена — качество», — объясняет фермер. — Посевной комплекс покупали в лизинг. В период пандемии по программе «Росагролизинга» был сделан еще один шаг навстречу агробизнесу — год отсрочки платежа». КФХ Сердюкова — дело во многом семейное. Жена занимается бухгалтерией. Дети — помощники на полях. В работе с животными опора — отец. В команде фермера работают лучшие комбайнеры и водители. Многие трудятся на протяжении долгих лет, и уже по стопам своих отцов, перенимая их опыт, идут их сыновья — Калюжные, Болдыревы, Пшеничные. Управляющие Равнинным отделением Алексей Абдурахманов и Петр Фролов, Фроловским — Константин Доценко — люди, на которых всегда можно рассчитывать.
«Проблема — новые кадры, — говорит глава КФХ. — Привлекаем, жильем обеспечиваем — уже построено пять домовладений. Готовы учить. Но тогда справедливо, чтобы выпускник у нас хотя бы пятилетку отработал». Константин Сердюков убежден: Россию надо кормить, пшеница — это жизнь.