Ограничения в период пандемии коронавируса подорвали работу и крупных компаний, и малого бизнеса. Сложнее всего пришлось тем, кто не уделял внимания интернет-маркетингу, а делал ставку лишь на традиционные live-контакты. Но между тем из-за пандемии многие торговые площадки, ярмарки, рынки были закрыты, и сельхозпроизводители, фермерские хозяйства вынуждены были искать новые способы сбыта продукции. И потому уход в онлайн стал для них не модной прихотью, а жизненной необходимостью. 

Социальные сети давно уже стали не только способом проведения досуга, но и хорошим источником заработка. Ретейл через соцсети является выгодным в первую очередь потому, что по сравнению с обычным интернет-магазином затраты тут снижены, а аудитория огромна. Это серьезно помогает реализации продукции, так как используется наиболее короткий, а значит, более выгодный путь без задержек (и издержек) напрямую, буквально «с поля на стол». В том числе и для небольших крестьянских и фермерских хозяйств.

Рыбный путь. Как считает основатель астраханской осетровой фермы «Синеморцо» Олег Львов, больше всего для продвижения продукции подходят Instagram и Facebook. «Мы показываем, в каких условиях выращивается царь-рыба, как мы ее готовим, упаковываем. Делаем об этом продукте серию постов, демонстрируя весь процесс — от выращивания до копчения осетра по старинным традициям, — рассказывает он. — Такие небольшие видеосюжеты подогревают продажи». Клиенты осетровой фермы могут делать заказы онлайн, при этом указывая не только вес желаемой рыбы, но даже выбирая, на какой именно щепе ее коптить. Ферма «Синеморцо» включена в популярный туристический маршрут по Астраханской области, которую посетил не один десяток иностранных делегаций из Франции, Германии, ОАЭ, Ирана, Республики Беларусь, Казахстана и других стран. «Мы возродили знаменитые традиции предков, — говорит владелец осетровой фермы. — Своей гордостью мы считаем «Ачуевскую с распахом» — это таинство копчения осетровых по давно утерянному и восстановленному нами старинному рецепту поставщиков Великокняжеского стола XIX века. У нас принципиально нет холодильников и морозильных камер, а также магазинов и представительств. Наша «Ачуевская с распахом» рождается только из живой рыбы на ферме «Синеморцо». И прямо из реки «летит» от производителя до стола гурмана по индивидуальному заказу посредством соцсетей».

За два-три года Олег Львов, для того чтобы организовать эффективные интернет-продажи, создал тематическое сообщество, в котором на постоянной основе размещает публикации о продукте. Но этого мало, считает он, «так как помимо онлайн работы важна и работа офлайн: нужно быть на связи постоянно, доходчиво отвечая на вопросы потребителей». Огромный плюс к этому — постоянное самообучение и совершенствование системы продаж.

И действительно, сегодня всю подробную информацию, а также эмоции, отзывы гостей, хронику жизни проекта можно найти на одноименном сайте — в интернет-магазине, а также в группах «Синеморцо» (Sinemorco) в Facebook и Instagram, просто сказав «Ok Google Синеморцо» или поставив теги #синеморцо #ачуевская.


Очень радуют основателя осетровой фермы отклики клиентов, когда его покупатели выкладывают в сети не только свои короткие отзывы, но и целые видеосюжеты о том, как с гостями лакомились осетринкой или как преподнесли продукцию фермы в подарок. «Если бы не онлайн-представительство в соцсетях, вряд ли о нашей ферме узнали бы все эти люди, которые стали нашими постоянными клиентами. Но успешно торговать в сети сегодня уже стало сложнее, чем было, например, год назад. Но благодаря постоянному совершенствованию и расширению маркетинга мы не только не сократили свой персонал во время пандемии, но и набрали новых сотрудников, наращиваем и расширяем производство, а соответственно, увеличим и продажи нашей продукции», — говорит Олег Львов.

Эффект изоляции. Истринский сыровар Олег Сирота — совсем не новичок в своем деле. Впервые сыр, который по собственному утверждению он любит без меры, фермер начал производить в 2015 году. Тогда и началась история его истринской сыроварни, чьи объемы производства на сегодня уже превышают 1 млн килограммов. В арсенале выпускаемой фермером продукции — твердые сорта сыра, йогурт, молоко. В планах — производство творога и масла. Количество работающих сотрудников на май 2020 года превысило 180 человек.

«Казалось бы, открыли уютное кафе — работай и зарабатывай! Но нет, пришлось закрыться и переориентировать эти продажи на онлайн-доставку пиццы! Но это дало нам порядка 20 новых рабочих мест. Пандемия и введенные ограничения повлияли и скорректировали наши планы», — делится своим опытом сыровар.


Истринские сыроварни Олега Сироты до пандемии насчитывали более 50 точек реализации продукции. Основные из них — ярмарки, фермерские магазины, небольшие рынки. «Во время пандемии мы смогли открыть дополнительные точки продаж в Подмосковье, которые давали нам хороший объем продаж продукции», — сообщил Олег Сирота. Своим главным открытием во время пандемии, помимо умения мобилизоваться всей своей командой, истринский сыровар называет интернет-торговлю.

«Несмотря на то, что в прошлом я был программистом, у меня не было твердой веры в интернет-торговлю, не думал, что продукты питания можно продавать через интернет. Сейчас я в это верю, и мы стали развивать это направление», — отметил сыровар.

Зона развития. Продолжая вести соцсети в период пандемии, предприниматели не только поддерживают свой бизнес на плаву, но и помогают подписчикам интересно, а иногда даже с пользой провести время дома. А это особенно ценно, когда психологическое напряжение нарастает, а люди пытаются найти себе хоть какой-то досуг, сидя в четырех стенах. Подписчики, в свою очередь, награждают владельцев аккаунта высокими охватами, повышенными показателями вовлеченности и, возможно, даже конверсиями.

И действительно, каждый сегодня выбирает для себя способы продажи собственной продукции. Помимо социальных сетей, чтобы реализовать урожай, уже не нужно стоять у дороги с лотком и плакатом. К примеру, есть несколько ресурсов, где фермеры могут напрямую продавать продукцию как частным покупателям, так и оптовикам. Например, FoodZa. На этой площадке уже больше 100 фермеров и 500 бизнес-партнеров, но сервис постоянно продолжает искать фермеров, готовых поставлять продукцию покупателям через платформу.

Еще одна площадка — Yorso — платформа в помощь тем, кто выращивает рыбу и торгует ею и морепродуктами. «Агро24» — площадка для крупных фермерских хозяйств и производителей. Охватывает многие регионы, покупатели — крупные торговые сети. «Ешь деревенское» — один из самых популярных и известных сервисов в Москве.

Площадку «Агросервер» можно назвать «сельхоз-Авито». Это та же «доска объявлений», но с уклоном в сельское хозяйство: продаются и покупаются и продукты, и техника, и удобрения, и корма.

MFlowers — это огромная и очень популярная платформа для флористов. Именно тут ежедневно продают и покупают цветочную продукцию. Зарегистрироваться на площадках можно бесплатно. Благодаря интернету теперь можно продать свои продукты не только потребителям, заинтересованным в здоровом питании, но и крупным ресторанам и торговым сетям.