Открытие очередного Агропромышленного форума юга России традиционно знаменует собой старт весенне-полевых работ на Дону. Сегодня это имеет особое значение, ибо, похоже, впервые в Ростовской области озимыми культурами было засеяно такое количество пашни — 2,7 млн га. А учитывая хорошие запасы влаги в почве и нормальную перезимовку посевов, у аграриев есть надежда как минимум на повторение прошлогодних урожаев: 11,62 млн тонн зерновых (из них 9,45 млн тонн пшеницы), 1,49 млн тонн масличных, 112 тыс. тонн овощей, 612 тыс. тонн сахарной свеклы и др.
«Мы уже не боимся природных катаклизмов, и это показал 2018 год. Несмотря на довольно засушливую погоду, сельхозтоваропроизводители Ростовской области получили хорошие урожаи. Уже 10 млн тонн зерновых культур для нас является нормой. А этого можно достичь только при взаимодействии между наукой, производителями, технологами и хлеборобами. Мы не говорим о продовольственной безопасности — она достигнута. Мы говорим о «зеленых технологиях», о переходе техники на газомоторное топливо, о роботизации и цифровизации сельскохозяйственной отрасли», — рассказал Виктор Гончаров.
Позитивные новости региональной экономики вполне понятны. Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача к 2024 году удвоить экспорт аграрной продукции, доведя его до 45 млрд долларов. Что по сути должно превратить Россию в аграрную супердержаву.
На этом пути аграрии Ростовской области в минувшем году уже достигли показателей 5 млрд долларов — лучшего результата за всю свою историю.
Цифра внушительная, хотя и несколько лукавая. За рубеж отправляется, как правило, сырец или продукция низкого передела. Экспортеры не могут похвастаться выросшей долей муки, аминокислот, лизина, колбасных изделий, консервов, крахмала и патоки.
Руководство самых развитых в аграрном отношении регионов юга России, стремясь выполнить майские указы президента, побуждают сельхозтоваропроизводителей расширять посевы как раз за счет экспортно ориентированных культур. К примеру, того же подсолнечника, который сильно обедняет почву азотом. Если не так давно донской урожай масличных стабильно составлял порядка 1 млн тонн, то в 2018 году — 1,37 млн тонн. На Кубани собрали около 1 млн тонн, на Ставрополье — 508 тыс. тонн.
По оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка, в сезоне 2018‑2019 годов под посевы подсолнечника в стране были отведены рекордные 8,1 млн га (на 110 тыс. га больше, чем сезоном ранее с урожаем свыше 11 млн тонн).
При этом, к примеру, европейские потребители отнюдь не настроены на подсолнечное масло. В их вкусовую сферу как раз входят такие масличные культуры, как рапс, соя, сафлор, рыжик, горчица, лен, многие из которых так и остаются пока в России нишевыми. Лишь некоторые дальновидные производители делают ставку именно на эти культуры (донская компания «Астон» намерена налаживать мощности по переработке льна на масло).
К тому же отечественные производители масложировой продукции пока еще не готовы к расширению ниши высокоолеинового масла — продукции с максимальной маржой, остро востребованной на мировом рынке.
Такого «здорового» продукта ждут и на отечественных прилавках. Президент РФ даже поставил задачу создать защищенный бренд отечественной «зеленой продукции» и к 2025 году постараться занять порядка 10% мирового рынка в этом сегменте.
«Наши жители ждут появления на полках магазинов в первую очередь продукции органического земледелия, наиболее полезной для здоровья», — уверен заместитель председателя Законодательного собрания РО Вячеслав Василенко.
По подсчетам аналитиков, в настоящее время емкость российского «зеленого рынка» составляет лишь 160 млн евро. Но с учетом потенциала по пустующим пахотным землям значительных запасов пресной воды, расширения применения современных технологий в АПК и роста модного потребительского спроса на «био» уже через шесть лет емкость внутреннего рынка может возрасти кратно. В Минсельхозе РФ этот рост прогнозируют до 5 млрд евро только для внутреннего рынка. К тому же экспортный потенциал органики неоспорим.
Однако это дело небыстрое, ибо закон об органическом сельском хозяйстве вступит в силу лишь в 2020 году, что должно обеспечить правовое регулирование этой сферы и дать конкретное определение самому понятию «органическая продукция», сформулировать требования к ней. Предполагается, что это будет обособленное производство, на котором запретят применять агрохимикаты и пестициды, различные стимуляторы и гормоны роста животных. За реестром производителей и качеством их продукции должен будет следить Минсельхоз РФ.
«Производство органической продукции — приоритет для сельского хозяйства, — подчеркнул Иван Лебедев, заместитель министра сельского хозяйства РФ, приветствуя участников выставки. — Многое уже сделано, но еще много вопросов предстоит решить. Это и дальнейшая законодательная работа, и переориентация земельных ресурсов, и внедрение системы признания стандартов».
По мнению исполнительного директора Национального органического союза России Олега Мироненко, к лету 2019 года «органический знак» в первом варианте появится в стране, а к концу года им уже будут маркированы некоторые отечественные аграрные товары. Пока же наклейку с приставкой «био» на товар ставят все, кому не лень. Впрочем, не все эксперты разделяют заинтересованность самих потребителей в «зеленой продукции».
Как заметил глава аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов, «скорее всего, даже в долгосрочной перспективе производство «зеленого продовольствия» и в России, и в мире останется нишевым бизнесом. Например, крупнейший мировой производитель «органики», США, отводит под нее всего лишь 1% от общей площади сельхозземель. Не стоит рассчитывать, что «зеленое продовольствие» станет основным драйвером развития российского сельского хозяйства и аграрного экспорта».