Европейские дубки
Специалисты выделяют несколько видов растительных питомников: лесные, в которых выращиваются сеянцы деревьев и кустарников (1-2 года); плодово-ягодные (саженцы плодовых и ягодных деревьев, кустарников); декоративные, для озеленения территорий, в которых выращиваются вегетативные части растений (укоренившиеся черенки, прижившиеся привои), семенные растения и посадочный материал с закрытой корневой системой.
Но, как и очень многое в АПК, в 90-х годах прошлого века российское питомниководство оказалось в глубоком кризисе. Были потеряны традиционные рынки сбыта продукции отечественных питомников, по сути, утрачен собственный рынок в ущерб импорту. На российских базарах до недавнего времени преобладали импортные овощи, фрукты, ягоды даже в наиболее благополучных для их выращивания южных регионах. Как правило, саженцы и семена везли из стран Евросоюза.
Хуже того, была разрушена научная и материально-техническая база, позволяющая выпускать продукцию питомников достойного качества. Что, с одной стороны, привело к засилью импортных саженцев, с другой — появлению на рынках саженцев вообще неизвестного происхождения. В то время, как легальные питомники не могли пробить себе дорогу к потребителю.
По подсчетам доктора экономических наук Мичуринского аграрного университета Ираиды Шаляпиной, в настоящее время отрасль не удовлетворяет потребностей населения страны в плодово-ягодной продукции. В последние годы общий объем производства плодов и ягод в России составил более 3 млн тонн. Фактическое потребление плодов и ягод в нашей стране — 30-40 кг на душу населения в год, в то время как в экономически развитых странах оно достигает 100-120 кг в год. «Потребление фруктов и ягод в России в 1990 году составило 35 кг на душу населения, в 1995-м — 29, в 2000- м — 34, в 2004 году — 43 при медицинской годовой норме — 81 кг на душу населения. Статистика свидетельствует, что более 70% населения России испытывает авитаминоз. За счет собственного производства обеспечивается лишь 25-30% минимально необходимого количества фруктов. Таким образом, основная социальная задача отрасли пока далека от решения», — рассказала Ираида Шаляпина.
Родная ветвь
Ситуация начала меняться лишь в последние годы, когда из-за западных санкций было наложено вето на сотрудничество с европейскими селекционерами. В ответ федеральные власти приняли курс на импортозамещение, в том числе и в сфере АПК. Были введены субсидии «на шпалеру», на возмещение части затрат на закладку многолетних растений, на работы по уходу за насаждениями и другие. Бизнес активно начал вкладываться и в питомниководство, и в садоводство.
За последние пять лет общий объем производства плодов и ягод в России стабилизировался на уровне 3 млн тонн. Среднее потребление фруктов и ягод составило порядка 34 кг на одного жителя в год (в Китае — 50 кг, США — 126 кг, в Австралии — 134 кг), хотя даже для северной страны эта норма должна составлять не менее 100 кг.
Это привело к тому, что начал активными темпами развиваться рынок фруктов. Ежегодный прирост объема продукции составляет 15%. По данным отраслевого эксперта Александра Ребрика, ежегодная потребность населения РФ в плодах и ягодах (без винограда) в соответствии с нормами потребления составляет 13,7 млн тонн (94 кг на человека), из них пригодных к выращиванию на территории РФ — 12,8 млн тонн (88 кг на человека).
К примеру, площади садов за последние пять лет выросли в 4 раза, ежегодно в Краснодарском крае высаживается 1,2-1,3 тысячи га (в 2017 году высадили 1,152 тысячи га). При этом, по данным руководителя управления растениеводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Андрея Журавеля, после введения западных санкций рентабельность этого вида бизнеса выросла с 27 до 67%.
Именно поэтому в садоводство приходят крупные игроки (АФГ «Националь», АФК «Система», холдинг Геннадия Тимченко Volga Group и другие).
Для удовлетворения спроса начал расти и сегмент питомниководства. Ежегодный рост спроса на продукцию питомников увеличивается в среднем на 20%.
В Союзе фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга рассказали, что согласно их подсчетам, в настоящее время в России насчитывается от 300 до 400 питомников, производящих плодовые и ягодные культуры всех форм собственности. Все они производят от 4 до 10 млн штук саженцев плодовых культур, 4 млн ягодных и около 15 млн рассады земляники.
По данным Ассоциации производителей посадочного материала, подавляющее большинство российских питомников расположено в ЦФО (59%), чуть более 10% на каждого приходится на Северо-Западный, Южный и Приволжский федеральные округа.
В то же время в союзе подчеркивают, что 400 питомников — крайне мало для такой страны, как Россия, где с учетом ее климатических условий и 10 тысяч питомников недостаточно, да и качество посадочного материала пока оставляет желать лучшего.
«Выращивание посадочного материала — дорогой и нелегкий бизнес, — заметил основатель столичного питомника «Ниваки» Евгений Олейник. — Наши питомники все еще значительно уступают зарубежным компаниям. Весною мы им уступаем, летом начинаем выравниваться, а осень уже за нами. Но все наши площади открытого грунта примерно равны тем, которыми располагает Брунс Пфланцен. Мы выращиваем пока 15-20% того, что нужно нашему рынку, но активно развиваемся и, полагаю, что в 2021 году мы удвоим объемы производства. Как видно, возможности дальнейшего развития есть и немалые. Все больше посадочного материала требуется на городское озеленение. Нам надо развиваться, активно встраивать в производственные цепочки малые фермерские хозяйства, надеясь на помощь государства, вкладывать больше средств в развитие инфраструктуры питомников».
Аналогичные успехи отмечены и у озеленителей, которые также подпали под федеральные преференции.
«За последние годы нам довелось активно участвовать в реализации нескольких программ по благоустройству и озеленению Казани и в целом Республики Татарстан, — рассказал Сергей Мурзов, генеральный директор ландшафтного предприятия «Парк-Сервис». — До 2012 года Казань сильно отставала от других крупных городов страны по состоянию парков, скверов и самих насаждений в городе. Площадь под ними на одного жителя составляла всего 9 квадратных метров при общероссийской норме 24. С 2013 года приступили к осуществлению программы «Зеленый рекорд». Только за три первых года было высажено в городе более 150 тысяч деревьев. Проделана масштабная работа, которая преобразила не только столицу республики, но другие населенные пункты. Появилось множество новых растений на улицах городов и сел и современные подходы в работе по озеленению. Для анализа территорий, например, стали применять так называемое соучаствующее проектирование. В него вовлечены сами жители, по сути, заказчики, будущие пользователи общественного пространства, которые в дискуссиях между собой, со специалистами и властью формулируют свои ценности и транслируют их исполнителям. Тогда рождаются и реализуются проекты, которые люди ждут».
Однако, поднявшись в количественных показателях, производители пока еще значительно отстают от своих западных конкурентов в качестве посадочного материала.
«Посмотрите внимательнее на рекламу в интернете. Под словом «питомник» часто прячутся банальные перекупщики. Даже адреса, где расположен питомник, нет! — сетует директор ООО «Опытно-селекционный питомник» Михаил Качалкин. — Российский ассортимент перемешан с западноевропейским или южным. Многие из завезенных сортов не зимуют в центре России. Часто для Центрального нечерноземья предлагают очень поздние сорта ремонтантной малины, которые здесь не вызревают. Описания сортов отсутствуют или искажают их реальные свойства. Фотографии не соответствуют сортам, которые продают. И это все на фоне рекламируемых «низких цен», на деле превышающих оптовые в 2,5-4 раза!
К сожалению, некоторые розничные питомники и садовые центры уже пошли по пути продажи фейковых саженцев («колонновидных», «нано», «супер»). Некоторые из них предлагают рассаду земляники фриго прямо упаковками из Европы без предварительной проверки, не испытывая на своем участке! Сейчас на Западе такой рассады переизбыток, особенно старых раскрученных сортов невысокого качества. Многие розничные продавцы только называют себя питомником, а на самом деле это садовые центры или интернет-магазины. Торговать выгодно, а вот производство — дело тяжелое и сложное. Но название «питомник» привлекает потребителя. Наверное, нам пора озаботиться и назвать фирмы, которые питомниками не являются! Реально получается, что две трети общего рынка посадочного материала, по крайней мере, плодовых культур, сосредоточено у нелегальных производителей и продавцов. В то же время контрольно-проверяющие структуры направляют свое внимание на легальные, законопослушные питомники».
Впрочем, у питомниководов есть проблемы не только внутри страны, но и в пределах ЕАЭС. По мнению председателя правления Ассоциации производителей посадочного материала Сергея Цивыны, единые карантинные фитосанитарные требования вступили в законную силу и обязательны для применения на всей территории Евразийского экономического союза, однако на российских предпринимателей распространяется дополнительное карантинное фитосанитарное требование — оформление «разрешения» на ввоз семян и посадочного материала. По утверждению главы АППМ, эта норма не предусмотрена правом ЕАЭС и принуждает предпринимателей получать такое «разрешение» или ввозить семена через пункты пропуска других государств-членов, где такого карантинного фитосанитарного требования нет.
«Таким образом, данный барьер препятствует свободному движению товаров в рамках функционирования внутреннего рынка союза и ставит предпринимателей из Российской Федерации в неравные, заведомо невыгодные условия по сравнению с партнерами из других государств нашего союза», — считает Сергей Цивына.
Учитывая протекционистскую политику последних лет со стороны Минсельхоза РФ и курс на импортозамещение, стоит ожидать решения проблем со снятием барьеров. А если производителям удастся повысить качество посадочного материала (к примеру, это уже удалось виноградарям, которые на Тамани почти полностью работают с автохтонной лозой), то питомниководов ожидает большой скачок, имея в виду растущие потребности и огромный незаполненный внутренний рынок.