В сентябре во Владивостоке прошел ежегодный Восточный экономический форум, участники которого обсуждали ключевые вопросы мировой экономики, региональной интеграции, развития новых отраслей промышленности и технологий, а также глобальных вызовов, стоящих перед Россией и другими странами мира. Целый ряд мероприятий деловой программы форума был посвящен сельскохозяйственной тематике.
Восточный экономический форум учрежден указом президента Российской Федерации Владимира Путина в 2015 году. Задачи форума: укрепление связей международного инвестиционного сообщества, российского бизнеса, федеральных, региональных и местных органов власти, всесторонняя экспертная оценка экономического потенциала российского Дальнего Востока, а также повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона на российском и международном уровне. На форуме проходит презентация новых условий инвестирования и ведения бизнеса: территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, государственной поддержки перспективных инвестиционных проектов.
В 2018 году на площадке форума нашли отражение и темы сельского хозяйства. «Здесь, на Дальнем Востоке, мы видим бурный рост инвестиций в сельхозпроекты. Нужно поддержать эти тенденции, в том числе стимулировать ввод в оборот неиспользуемых земель, участков, находящихся под разного рода ограничениями, — отметил Владимир Путин, выступая на пленарном заседании форума. — У меня была встреча с нашими коллегами из иностранных компаний, с инвесторами — они проявляют прямой интерес к этой работе, в том числе в сельском хозяйстве». Глава государства дал поручение правительству и губернаторам вплотную заняться этим вопросом, а также контролировать, как обстоят дела с использованием сельхозземель в каждом конкретном регионе. Также Владимир Путин подчеркнул, что нужно расширять доступ дальневосточной агропродукции на внешние рынки, включая АТР. «Предлагаем нашим китайским, японским, корейским друзьям и другим партнерам, чей бизнес активно инвестирует в АПК Дальнего Востока, вместе поработать над устранением барьеров в торговле продовольствием, выйти на оптимальные решения к общей пользе, — сказал он. — Мы понимаем, какое значение придается фитосанитарному надзору, но тут есть над чем вместе поработать. Тем более на Дальнем Востоке мы создаем предприятия, территории абсолютно «чистые» для совместной работы». О том, как облегчить попадание дальневосточных сельхозтоваров на внешние рынки, говорили участники панельной дискуссии «Агрологистика Дальнего Востока: фактор роста АПК». «Перед нами поставлена амбициозная задача, которая закреплена указом президента, — достичь экспорта в объеме 45 млрд долларов, — отметил Дмитрий Краснов, директор Департамента информационной политики и специальных проектов Министерства сельского хозяйства РФ. — Это более чем удвоение. При условии, что мы увеличиваем экспорт более чем в 2 раза и при увеличении цены на тонну экспорта объем перевозок возрастет на 70%. А если мы пойдем по консервативному сценарию, стоимость продукции не будет возрастать и глубина переработки не будет возрастать, тогда наши логистические мощности должны пропустить объем в 2,2 раза больше. И это существенный вызов».
Как сообщил генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев, объем экспортных поставок регионами Дальнего Востока на рынок Японии, Китая и Кореи составляет порядка 3 млрд долларов. Импорт АПК указанных стран — более 200 млрд долларов. Для увеличения экспорта из регионов Дальнего Востока расширяется господдержка. «Правительство выделяет беспрецедентные средства: на шестилетку на Россельхознадзор — более 9 млрд рублей и еще 6 млрд рублей на эпизоотическое благополучие, — уточнил Андрей Слепнев. — По национальному проекту у нас предусмотрено порядка 30 млрд рублей дополнительных средств на модернизацию пунктов пропуска. Мы уже сегодня реализуем большую программу по торговому финансированию, начали хорошую программу по предэкспортному финансированию».
Проблемой на пути выхода сельхозпродукции на внешние рынки являются высокие затраты и издержки на доставку экспортных грузов. «Для российского производителя затраты, связанные с доставкой экспортных грузов, существенно выше, чем для экспортеров стран-конкурентов. Так, например, тарифы на стоимость перевалки зерновых в российских портах — одни из самых высоких в мире, — рассказал Дмитрий Краснов. — Объем инвестиций в инфраструктурные потребности России значительно ниже, чем у других стран, и среднегодовой темп роста инвестиций в транспортный сектор ниже, чем в остальные отрасли». Он признал, что нынешнее состояние транспортной инфраструктуры России является существенным сдерживающим фактором.
Изменить ситуацию может ряд масштабных мер. Например, создание в регионе оптово-распределительных центров. «Сейчас мы рассматриваем достаточно большой проект — это оптово-распределительные центры, которые могут стать неким хребтом системы распределения «фреша» в первую очередь, — рассказал Николай Цехомский, первый заместитель председателя — член правления Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». — Ведь сегодня большая часть свежей продукции, быстропортящихся товаров идет по теневым, серым схемам, они распределяются весьма хаотично». Участники дискуссии отметили, что необходимо менять тарифную политику, развивать транспортную инфраструктуру, привлекать частных инвесторов, углублять степень переработки сельхозпродукции.