Дальний Восток, обеспечивающий более 70% добычи всей рыбы и морепродуктов в России, держит курс на развитие инфраструктуры рыбной промышленности, повышение объемов переработки сырья отечественными предприятиями и расширение списка стран для экспорта продукции. В новых реалиях мировой экономики особо важной задачей становится создание механизмов для более эффективного насыщения дальневосточной рыбой внутреннего рынка.

Инвестиционная приманка. В прошлом году, несмотря на неудавшуюся лососевую путину, рыбная отрасль за счет других видов рыб и морепродуктов Дальнего Востока увеличила валовую добычу на 4,2%, до 3,57 млн тонн. Для сравнения: в целом по России прирост вылова составил только 1,2%. А объем экспорта дальневосточной рыбы и морепродуктов в 2020 году превзошел показатели предшествующего года на 6%, достигнув 1,6 млн тонн.

Вклад рыбной отрасли в ВРП Дальневосточного федерального округа стабильно превышает 10%, но для качественного роста отрасли по-прежнему требуется решение ряда проблем, таких как восстановление изношенного рыболовного флота и строительство новых мощностей по переработке сырья. В последние годы для этого используются не только отраслевые программы, но и механизмы, разработанные российским правительством для стимулирования экономики Дальнего Востока в целом.

Одним из быстро зарекомендовавших себя режимов для инвесторов стали развивающиеся с 2015 года территории опережающего развития (ТОР), а также льготы для Свободного порта Владивосток (СПВ). За пять лет после введения этих механизмов на Дальнем Востоке было реализовано более 30 инвестпроектов в рыбной отрасли, а на данный момент созданием предприятий по глубокой переработке рыбы и морепродуктов занимаются 39 резидентов ТОР и СПВ.

С 2017 года также действует новый отраслевой механизм «квоты в обмен на инвестиции»: инициаторы проектов по строительству рыбоперерабатывающих мощностей на берегу или рыболовных судов на российских верфях могут рассчитывать на инвестиционные квоты — разрешенные доли вылова биоресурсов. Они закрепляются за пользователями на 15 лет, что дает предприятиям возможность для долгосрочного планирования вложений. На сегодняшний день помощью механизма инвестквот на Дальнем Востоке построены и введены в эксплуатацию девять рыбоперерабатывающих заводов.

Уже в 2018 году были запущены два завода на западном побережье Камчатки, в 2019-м заработали завод компании «Камчаттралфлот» в Авачинской бухте, рыбоперерабатывающий комплекс на острове Шикотан, новые мощности в Приморском крае. Еще один крупный проект был реализован в прошлом году в ТОР «Надеждинская» (Приморский край) — построенный по программе инвестиционных квот, завод по переработке рыбы «Русский минтай» имеет мощность 155 тонн готовой продукции. Ожидается, что за первые 10 лет работы предприятия выплаты в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составят более 7 млрд рублей.

«Создание на Дальнем Востоке индустрии по безотходной переработке минтая — очень своевременная и важная задача как с экономической, так и с социальной точки зрения. Минтай — основа вылова дальневосточных морей и основа российского рыбного экспорта. Предприятие помогает решать одну из стратегических задач отрасли — наращивание выпуска продукции глубокой переработки и высокого качества, в первую очередь для внутреннего рынка», — отметил при посещении завода «Русский минтай» глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Также благодаря программе инвестиционных квот в России на начало прошлого года было законтрактовано строительство 18 новых рыбопромысловых судов. Первая серия в восемь судов-краболовов была заложена на Находкинском судоремонтном заводе, их сдача в эксплуатацию планируется до 2024 года. На Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге для флота Приморья до 2023 года построят шесть траулеров. Это позволит увеличить объем экспорта минтая и сельди глубокой степени переработки.

Динамика развития отрасли и наращивание господдержки уже обеспечивают устойчивый подъем дальневосточного рыболовства. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий (ВАРПЭ), если в 2016 году стоимость основных фондов дальневосточных предприятий в сфере переработки и консервирования рыбы и морепродуктов составляла 14 млрд рублей, то в 2020 году этот показатель достиг уже 29 млрд рублей. При этом коэффициент обновления основных фондов вырос с 14% в 2016 году до 40% по итогам 2020 года, а степень износа основных фондов, наоборот, снизилась с 29% до 9%.


И себе, и миру. Исторически большая часть рыбной промышленности Дальнего Востока была ориентирована на экспорт продукции на азиатский рынок. В списке из 50 стран, куда она поставляется, традиционно доминирует Китай — туда отправляется более 60% всей экспортируемой из России рыбы (в 2019 году — порядка 1 млн тонн), причем в основном это непереработанное сырье. Однако в прошлом году из-за распространения коронавируса власти КНР приняли решение сначала об уменьшении поставок рыбы из России, а к концу года они и вовсе сошли на нет.

Новые условия, застигшие рыбопромышленников врасплох (путина длится с января по апрель), подтолкнули правительство к незамедлительным мерам по перераспределению рыбы внутри страны, увеличению мощностей по переработке сырья и к поискам новых экспортных рынков.

«Совершенно очевидно одно: нельзя быть сильно зависимыми от экспорта в какую-то одну страну, необходимо проработать вопрос поставок на другие рынки, развивать возможности переработки внутри страны, на Дальнем Востоке», — констатировал вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на февральском совещании в Приморском крае. Ограничения со стороны Китая, отметил он, несут существенную угрозу экономическим интересам России и доходам граждан, работающих в рыбной отрасли. Поиском новых экспортных рынков занялись уже в конце прошлого года. Например, в декабре Япония сама предложила импортировать из ДФО рыбную продукцию и морепродукты, а Россельхознадзор согласовал ветеринарные сертификаты на экспорт рыбы в Индонезию. В январе компания «Корякморепродукт» заключила первую сделку по продаже в Южную Корею 800 тонн российского минтая. Это позволило своевременно решить проблемы с поиском покупателя и хранением рыбы, хотя основную долю продукции предприятие планирует отправить на внутренний рынок, в том числе Северным морским путем.

Кроме того, государство поддержало рыбную отрасль ДФО в форс-мажорной ситуации, упростив организацию поставок рыбной продукции на внутренний рынок. Решению этой задачи поможет механизм субсидий на перевозку рыбы в центральную часть страны, который в ближайшее время предложат Минтранс и Минсельхоз РФ совместно с РЖД. Также разрабатывается механизм закупки рыбы для государственных нужд.

«Мы должны действовать так, чтобы получить дополнительные преимущества от сложившейся ситуации. У Правительства РФ совершенно однозначная позиция: наши ресурсы должны перерабатываться на территории России. Мы должны создавать рабочие места, создавать экономику в границах Российской Федерации, а не за рубежом», — резюмировал на февральском совещании в Приморском крае Юрий Трутнев.