Каковы размеры вашего хозяйства?
Площадь нашей фермы составляет на сегодня 7 га, из которых используется в коммерческом производстве около 5 га, но уже в следующем году мы планируем загрузить наши площади полностью. Сейчас у нас содержится порядка 6 млн устриц, и производительность фермы — 700 тыс. — 1 млн товарных устриц в год. Думаю, на эту расчетную производительность мы выйдем в следующем году. Это примерно 80 тонн продукции — серьезная цифра для нашей ниши, но у нас на самом деле есть нужный опыт и все шансы достичь целевых показателей. Первый спат (молодь устриц вида Crassostrea gigas 6-10 мм, впоследствии вырастающая до товарной устрицы весом 80-100 г), купленный во Франции, мы высадили в 2018 году. За 2,5 года мы вырастили первую партию, которая показала плюсы и минусы нашего подхода, — пришлось его скорректировать, приняв во внимание обилие рапанов, которые вредят урожаю. Мы уже закупили новую партию устриц большего объема и надеемся на значительный урожай. Надо сказать, государство ощутимо помогает нам в развитии. Компенсация части затрат на приобретение оборудования и закупку молоди — очень действенный инструмент, помогающий нам поддерживать рентабельность.
Тоже во Франции?
Дело в том, что личинки Crassostrea gigas по каким-то причинам в Черном море не садятся на субстрат. Наверное, сказывается его меньшая соленость в сравнении с океаном или Cредиземным морем. Поэтому мы и закупаем молодь за рубежом. Это, кстати, сложный процесс: транспортировка занимает три дня, в течение которых надо соблюсти необходимые кондиции, плюс возможны потери в период адаптации (природные условия другие — это стресс для молоди). В результате российскому фермеру «устренок» обходится раза в два дороже, чем французскому коллеге. С другой стороны, у нас пока и отпускные цены выше, так как спрос значителен, а производится устрица не в таком уж большом количестве.
Потребитель распробовал устрицу?
Если раньше абсолютное большинство россиян знали об устрицах только по книгам и фильмам, то сегодня многие уже успели хотя бы их попробовать, и появились ценители и даже гурманы, хорошо разбирающиеся в продукте. Хотя, конечно, до сих пор некоторые клиенты просят продать им устрицу побольше размерами, не понимая, что устрица — не котлета, и вкуснее как раз те, что поменьше: они молодые, сочные, мягкие. Большая устрица может оказаться старой (но может и не оказаться, так как растут они на самом деле с разной скоростью).
Насколько конкурентен ваш рынок?
Конечно, устрицами в Черном море занимаемся не мы одни. Но я бы не сказал, что мы при этом толкаемся локтями — пространство для роста есть у всех. С «коллегами по цеху» дружим, много общаемся, делимся опытом. Рынок ведь обширен, и он растет.
ООО «НИО «Марикультура»:
тел.: +7 (989) 199-95-49,
e-mail: oysters@niomariculture.ru,
www.niomariculture.ru