Владислав Шенявский: «Устрицы оказались очень востребованы рынком»

Владислав Шенявский: «Устрицы оказались очень востребованы рынком»

Севастопольское ООО «НИО «Марикультура», входящее в рыбопромышленный кластер Севастополя, деятельность которого осуществляется при участии городского правительства и Департамента экономического развития, занимается достаточно редким для юга России промыслом — разведением устриц.
Как рассказал Владислав Шенявский, директор предприятия, тот факт, что соленость Черного моря ниже, чем Средиземного, делает устриц особенно вкусными, хотя выращивать их здесь сложнее.

Каковы размеры вашего хозяйства?
Площадь нашей фермы составляет на сегодня  7 га, из которых используется в коммерческом производстве около 5 га, но уже в следующем году мы планируем загрузить наши площади полностью. Сейчас у нас содержится порядка 6 млн устриц, и производительность фермы — 700 тыс. — 1 млн товарных устриц в год. Думаю, на эту расчетную производительность мы выйдем в следующем году. Это примерно 80 тонн продукции — серьезная цифра для нашей ниши, но у нас на самом деле есть нужный опыт и все шансы достичь целевых показателей. Первый спат (молодь устриц вида Crassostrea gigas 6-10 мм, впоследствии вырастающая до товарной устрицы весом 80-100 г), купленный во Франции, мы высадили в 2018 году. За 2,5 года мы вырастили первую партию, которая показала плюсы и минусы нашего подхода, — пришлось его скорректировать, приняв во внимание обилие рапанов, которые вредят урожаю. Мы уже закупили новую партию устриц большего объема и надеемся на значительный урожай. Надо сказать, государство ощутимо помогает нам в развитии. Компенсация части затрат на приобретение оборудования и закупку молоди — очень действенный инструмент, помогающий нам поддерживать рентабельность.

Тоже во Франции?
Дело в том, что личинки Crassostrea gigas по каким-то причинам в Черном море не садятся на субстрат. Наверное, сказывается его меньшая соленость в сравнении с океаном или Cредиземным морем. Поэтому мы и закупаем молодь за рубежом. Это, кстати, сложный процесс: транспортировка занимает три дня, в течение которых надо соблюсти необходимые кондиции, плюс возможны потери в период адаптации (природные условия другие — это стресс для молоди). В результате российскому фермеру «устренок» обходится раза в два дороже, чем французскому коллеге. С другой стороны, у нас пока и отпускные цены выше, так как спрос значителен, а производится устрица не в таком уж большом количестве.

Потребитель распробовал устрицу?
Если раньше абсолютное большинство россиян знали об устрицах только по книгам и фильмам, то сегодня многие уже успели хотя бы их попробовать, и появились ценители и даже гурманы, хорошо разбирающиеся в продукте. Хотя, конечно, до сих пор некоторые клиенты просят продать им устрицу побольше размерами, не понимая, что устрица — не котлета, и вкуснее как раз те, что поменьше: они молодые, сочные, мягкие. Большая устрица может оказаться старой (но может и не оказаться, так как растут они на самом деле с разной скоростью). 

Насколько конкурентен ваш рынок?
Конечно, устрицами в Черном море занимаемся не мы одни. Но я бы не сказал, что мы при этом толкаемся локтями — пространство для роста есть у всех. С «коллегами по цеху» дружим, много общаемся, делимся опытом. Рынок ведь обширен, и он растет. 

ООО «НИО «Марикультура»:
тел.: +7 (989) 199-95-49,
e-mail: oysters@niomariculture.ru,
www.niomariculture.ru