Тракторам нужна поддержка

Тракторам нужна поддержка

Агропредприятиям не хватает средств на приобретение новых сельхозмашин

Сегодня доля агротехники российского производства в эксплуатации у аграриев существенно выросла. Однако складывается непростая ситуация, в которой может пострадать производительность отечественного агросектора: агропредприятия закупают недостаточное количество новой сельхозтехники, а производители сталкиваются с недозагрузкой своих мощностей.

Стратегический вопрос. Еще в августе 2023 года правительство утвердило стратегические цели по развитию обрабатывающей промышленности. В частности, стратегия предусматривает, что к 2035 году доля отечественной сельхозтехники должна вырасти с 61% (на тот момент) до 80%.

Стратегия также предполагает, что к 2035 году доля экспорта должна составить не менее 25% от поставок на внутренний рынок. Однако в настоящее время экспорт занимает 9% от общего объема производства и сокращается в объемах: в 2022 году на экспорт была отправлена продукция на сумму $ 0,3 млрд, что на 11% меньше показателей 2021-го.

Определены стратегией и приоритетные виды продукции сельхозмашиностроения — это зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, тракторы, а также навесная и прицепная техника. В 2024 году планируется выпустить 6 тыс. зерноуборочных комбайнов, к 2030 году — 9,48 тыс., а к 2035 году — 10 тыс. Кормоуборочные комбайны будут выпускаться в количестве 310, 460 и 1,2 тыс. штук соответственно. Выпуск тракторов для сельского хозяйства запланирован на уровне 6,4 тыс. единиц в 2024 году, 10,17 тыс. единиц в 2030 году и 13,5 тыс. единиц в 2035 году. Всего же планировалось, что в 2024 году выпуск приоритетной продукции составит 57,71 тыс. единиц, к 2030 году — 73,11 тыс., а к 2035 году — 86,2 тыс. единиц.

Конечно, были выделены и факторы риска. Авторы стратегии предполагают, что на развитие отрасли могут повлиять колебания спроса на сельскохозяйственную технику из-за изменений цен на зерно, нестабильность курса национальной валюты, удорожание сырья, материалов, комплектующих и энергоносителей, рост логистических расходов, а также сокращение рынков сбыта за рубежом.

И судя по всему, факторы риска оказались отнюдь не эфемерными.

Недобор, и что с ним делать. В конце октября текущего года стали известны актуальные данные по положению дел с механизацией аграрных операций в России. По сведениям Минсельхоза, которые ведомство привело в опубликованном проекте постановления правительства, предлагающего изменения к стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в российском агропроме наблюдается нехватка 65 тыс. тракторов и 34 тыс. комбайнов.

В проекте, в частности, говорится: «В настоящее время в сельском хозяйстве сезонно-полевые работы механизированы, но для их выполнения в агротехнологические сроки парк тракторов должен составлять 494,3 тыс. единиц, комбайнов — 176,5 тыс. единиц. По данным на 1 августа 2024 года, у сельхозпроизводителей имелось 429,5 тыс. тракторов, 127,1 тыс. зерноуборочных и 15,1 тыс. кормоуборочных комбайнов».

При этом в российском АПК много (больше половины, 53%) старых тракторов, используемых более 10 лет. То же касается зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (45% и 44% соответственно). Между тем, как считают в Минсельхозе, чтобы доля старой техники снижалась, каждый год парк нужно обновлять на 10%.

«Увеличение стоимости металла и изделий из него является существенным риском производства продукции. Кроме того, высокая доля оборудования, используемого при содержании сельскохозяйственных животных и птицы, импортируется. По данным отраслевых союзов, в оборудовании для кондиционирования и вентиляции доля импорта — около 50%, в программном обеспечении и управлении — около 50%, станковом оборудовании — около 25%, оборудовании для комбикормовых заводов — 30%. Локализация данных производств на территории РФ потребует дополнительных капитальных затрат», — сообщается в документе.

Производители призывают нарастить стимуляцию. На опубликованную информацию, конечно же, обратили внимание производители сельхозтехники. Заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин в блоге отметил, что корень проблемы не в том, что производится недостаточно техники, а скорее, в том, что ее недостаточно хорошо покупают агропредприятия.

«Исходя из данных ведомства, аграриям необходимо ежегодно приобретать 43 тыс. тракторов (10% от 429,5 тыс. штук), 12,7 тыс. зерноуборочных комбайнов (10% от 127,1 тыс. штук) и 1,5 тыс. штук самоходных кормоуборочных комбайнов (10% от 15,1 тыс. штук), чтобы достичь уровня механизации сезонно-полевых работ, позволяющего выполнять их в агротехнологические сроки, — пишет Денис Максимкин. — При этом рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2023 году составил 36,9 тыс. штук (86% от 43 тыс. штук), зерноуборочных комбайнов — 5,9 тыс. штук (46% от 12,7 тыс. штук), самоходных кормоуборочных комбайнов — 0,6 тыс. штук (40% от 1,5 тыс. штук).

Производственные мощности российских заводов по тракторам, зерноуборочным и самоходным кормоуборочным комбайнам загружены на 40-50%. Кроме этого, склады заводов буквально затарены нереализованной техникой, все свободные площадки предприятий забиты непроданными сельхозмашинами. В случае наличия платежеспособного спроса на технику российские заводы могут в полном объеме обеспечить ежегодную поставку сельхозпроизводителям недостающие 6,1 тыс. тракторов, 6,8 тыс. зерноуборочных комбайнов и 0,9 тыс. штук самоходных кормоуборочных комбайнов».

Среди причин слабых темпов обновления парка сельхозтехники Денис Максимкин отметил, прежде всего, недостаточный уровень платежеспособного спроса, который сложился из-за низких цен на зерно на внутреннем российском рынке, которые подорвали рентабельность работы многих агропредприятий, а также недостаточное финансирование «Программы 1432». Эта программа работала в качестве основного механизма поддержки спроса на сельхозтехнику. Также внесли свой вклад высокие ставки по кредитам.

В качестве возможных мер по выходу из сложившейся ситуации замдиректора «Росспецмаша» предлагает, во-первых, снизить экспортные пошлины на зерно или отменить их на 5 лет, чтобы цены на внутреннем рынке стали более адекватными, а во-вторых — увеличить финансирование «Программы 1432» в 2025-2030 гг.

«Для того чтобы увеличить темпы обновления парка техники до показателей, о которых говорится в данных Минсельхоза России, по «Программе 1432» в год необходимо приобретать не менее 10 тыс. тракторов, не менее 12 тыс. зерноуборочных комбайнов и не менее 1,5 тыс. самоходных кормоуборочных комбайнов. Для этого объем ее финансирования должен составлять не менее 50 млрд рублей ежегодно в 2025-2030 гг.», — пишет Денис Максимкин. Для сравнения, сейчас в проекте федерального бюджета на 2025 год на программу предусмотрено выделение всего 8 млрд рублей.

Глава Минсельхоза РФ Оксана Лут сообщила, что объемы поддержки покупки аграриями сельхозтехники на самом деле растут: в текущем проекте бюджета уже заложено на 600 млн рублей больше, чем в этом году. «Плюс мы с Госдумой и партией отрабатываем возможность дополнительного увеличения ко второму чтению еще на 3 млрд рублей. И совместно с Минпромторгом на следующий год ищем источники, для того чтобы увеличить именно лизинговую поддержку еще на 4 млрд рублей», — приводит слова Оксаны Лут «Интерфакс».

Итоговые объемы поддержки приобретения сельхозтехники, таким образом, могут увеличиться достаточно серьезно. Конечно, это не 50 млрд рублей, о которых говорил Денис Максимкин, но, возможно, вкупе с другими мерами эта инициатива поможет сгладить острые углы складывающейся ситуации.