Сельхозпроизводители вошли во вкус

Сельхозпроизводители вошли во вкус

Российский АПК успешно развивается и в условиях пандемии
В 2020 году российский АПК обозначил сразу несколько перспективных трендов. Отечественный агропром не только не остановил свою работу в условиях пандемии, но и резко активизировал свое присутствие в ключевых сегментах. На рынок были выведены органические продукты, которые уже давно крайне востребованы в странах «золотого миллиарда». На полях страны начинают работать беспилотные комбайны и трактора. Мясная продукция вышла на рынки стран, которые до недавнего времени предпочитали сотрудничать только с известными западными брендами. Несмотря на то, что Россия второй раз вводит карантинные меры, АПК продолжает наращивать темпы производства. Параллельно экспорт сельхозпродукции российского агропрома уже к началу октября перевалил психологическую отметку 20 млрд долларов, фактически сравнявшись с импортом, последние 30 лет безраздельно господствовавшим на отечественных прилавках.

Агропромышленный комплекс — одна из немногих отраслей промышленности, на которую мало повлияла ситуация с пандемией. Животноводство, растениеводство, выращивание тепличных культур изначально были отнесены к предприятиям непрерывного цикла и не попали под ограничительные меры. При этом ряд стран, опасаясь перебоев с продуктами, начали лихорадочную закупку зерна и мяса впрок. К примеру, Турция вышла на первое место по импорту российской пшеницы, а Вьетнам и ОАЭ начали закупки отечественного мяса, хотя ранее приобретали его у европейских производителей. Этому способствовало и ослабление рубля, позволившее российским компаниям получить конкурентное преимущество перед традиционными поставщиками. 

По информации начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, общее снижение экспортных поставок российской агропродуции в условиях пандемии не стало столь критическим, как с экспортом нефти, газа, угля, продуктов для производства биотоплива (соя, кукуруза), — не более 10%. Даже в предыдущие годы порой падение отмечалось более рельефно. «Если бы не ввели квоту, Россия экспортировала бы зерновых как минимум на 1 млн тонн больше, — уверена эксперт. — Египет и Турция как раз расширили закупки зерна «про запас». Риски снижения экспортных поставок до конца года невелики».
С другой стороны, именно в 2020 году двузначно выросли поставки мясной продукции за рубеж, особенно мясо кур в Азию. В частности, Вьетнам открыл свой рынок для поставок российским производителям. 
«В ближайшие годы перспективы экспорта хороши из-за отсутствия рыночных ограничений (квот, дополнительных пошлин), а это станет стимулом для развития отечественного агропроизводства», — считает Дарья Снитко. 
По данным аналитического центра «Агроэкспорт», с начала года до середины октября вывоз сельхозтоваров увеличился на 2,5 млрд долларов относительно аналогичного периода прошлого года и составил 20,7 млрд долларов. Наиболее высокий рост показала мясная и молочная продукция (+47%), продукция пищевой и перерабатывающей промышленности (+18%), продукция масложировой отрасли (+17%), зерновые (+12%), прочая продукция АПК (+33%). 

По данным руководителя Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрея Дальнова, экспорт мяса из России по итогам года достигнет рекордных 590 тыс. тонн, что в стоимостном выражении превысит 1 млрд долларов. 
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что по итогам текущего года экспорт мясной продукции из России, включая субпродукты, полуфабрикаты и готовые изделия, будет примерно соответствовать импорту, а по ряду товарных блоков даже его превышать. По подсчетам уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, потери в выручке у агрокомпаний не превысили 10%
«Отрасль сельского хозяйства имеет свою специфику — непрерывность и возможность работать тогда, когда другие такой возможности не имеют. Проблемы есть у тех предприятий, которые были ориентированы на ресторанный бизнес и отели. У тех же, кто рассчитывал на сетевую розницу, проблем практически нет», — отметил первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Более того, сразу три российские компании: ГАП «Ресурс», «Приосколье» и группа «Черкизово» — в этом году вошли в топ-50 крупнейших мировых производителей мяса, составленный американским изданием WATTPoultry International. 

Ряд птицефабрик, напротив, нарастили выпуск продукции. Так, руководство одной из крупнейших в Югре птицефабрик «Белоярочка» заявило об увеличении к 2022 году объемов производства с 6 до 18 тыс. тонн охлажденного мяса. 
Компания «Дамате» перезапустила обанкротившиеся предприятия по выращиванию и переработке мяса индейки бывшей компании «Евродон» в Ростовской области, рассчитывая нарастить их объемы производства почти до 7 тыс. тонн мяса до конца года.
«KPI по экспорту есть: это 6 тыс. тонн продукции в месяц, или около 70 тыс. тонн в год, — рассказал председатель совета директоров агрохолдинга «Сибагро» Андрей Тютюшев. — В следующем году мы на этот объем, конечно, не выйдем, потому что будем плавно идти к этой цифре, но к концу 2021-го должны достигнуть 6 тыс. тонн в месяц. Наш ориентир по географии поставок — это Вьетнам плюс Монголия. Это небольшая страна, с которой мы давно работаем, постепенно наращивая там объемы продаж. Если к Вьетнаму и Монголии добавится еще и Китай для поставок свинины, думаю, российские производители смогут сразу утроить производство свинины и птицы». 

Со своей стороны федеральное правительство всячески стимулирует экспортеров. В октябре премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому больше сельхозпроизводителей смогут получать субсидии на сертификацию продукции, поставляемой за рубеж. 
Теперь поддержку от государства смогут получить сельхозпроизводители, которые поставляют свою продукцию на внешние рынки через посредников. Раньше субсидии получали только те аграрии, которые занимались поставками самостоятельно. Решение поможет расширить число получателей господдержки и увеличить объем экспортных поставок. 

Органически вписались. С февраля текущего года в разработанный Минсельхозом РФ Единый государственный реестр производителей органической продукции были внесены 44 отечественных производителя, получивших от федеральных властей соответствующие сертификаты. Их продукция начала маркироваться особым значком в виде белого листика на зеленом фоне с надписью «Органик» на русском и английском языках, а также с QR-кодом, позволяющим покупателю оперативно, через мобильный телефон получить подробную информацию об изготовителе. 
При производстве органической продукции производители должны отказаться от применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением разрешенных для применения в России национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции. Кроме того, при производстве органики запрещено применение генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с их использованием.
Наибольшей популярностью этот сегмент рынка пользуется в Центральном федеральном округе, где сразу 28 компаний занялись выращиванием органической продукции. По пять агропредприятий специализируются на этом в Приволжском и Сибирском федеральных округах. В первую очередь это компании, занимающиеся разведением крупного и мелкого рогатого скота, выпуском мясной и молочной продукции, комбикорма, выращиванием зерновых и кормовых культур. Кроме того, есть организации, производящие алкогольную продукцию, детское питание, чай, кофе, виноград.
«Малые фермерские хозяйства крайне осторожно подходят к освоению органики. И это понятно: переход на органическую модель производства сопровождается ростом издержек, производительность, как правило, при этом снижается. Особая статья расходов — сертификация органического производства, которая для многих является очень затратной», — заметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов. 

Положительную роль в продвижении органики на рынок сыграла пандемия. Если в прошлом году ее интернет-продажи занимали мизерную долю в общем объеме реализации этой продукции, то в этом году только за первые шесть месяцев они выросли на 5%. 
«Органическую продукцию стали принимать или организовывать ее продажи 11 федеральных сетей и около 10 региональных. Через них сегодня проходит почти 50% всех продаж, — сообщил исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко на вебинаре в рамках деловой программы выставки World Food. — Достаточно быстро стали увеличиваться специализированные магазины. Если первоначально это были магазины исключительно Москвы и Санкт-Петербурга, то сегодня мы видим во всех городах-миллионниках появление небольших магазинов, торгующих органической продукцией. В настоящее время в России насчитывается уже 16 онлайн-магазинов, торгующих органикой».
Свою долю в здоровое питание вносят и производители растительного мяса, начавшие поставки своей продукции в розничные сети. «Согласно прогнозам, рынок растительных альтернатив в ближайшие 10 лет может составить 10% мирового рынка мяса и перерасти в индустрию стоимостью 140 млрд долларов, — считает отраслевой эксперт Алексей Иванов, координатор проекта «Едим вместе». — В активах трех крупнейших в мире производителей мяса — JBS, Tyson Foods и WH Group — уже есть линейки растительных альтернатив. За прошедший год как минимум пять российских мясопереработчиков запустили производство растительных аналогов. Отчасти это связано с приходом в 2019 году в Россию известной компании Beyond Meat, что вызвало волну интереса к данным видам продуктов. Отчасти — из-за увеличивающегося спроса на растительные источники белка, что показывают недавние исследования. Так, согласно совместному исследованию проекта «Едим лучше» и аналитического центра НАФИ, проведенному в январе 2020 года, 54% россиян готовы включать растительные продукты — заменители мяса в свой рацион. 
Августовский опрос группы компаний «ЭФКО» и T.G.I. Fridays в свою очередь показал, что 61% респондентов накормят своего ребенка растительными продуктами, однако 46% сами не готовы отказаться от традиционного мяса». 

Еще одним важным трендом на рынке АПК стало завершение испытаний беспилотной техники, организованные компанией «Ростсельмаш». Ожидается, что в апреле 2021 года предприятие начнет реализацию оборудования для работы на российских полях первых беспилотных зерноуборочных комбайнов семейства TORUM, что станет настоящим прорывом в высоких технологиях России. 
«В субъектах страны уже сформирован положительный опыт работы в условиях распространения коронавирусной инфекции, что позволило обеспечить бесперебойную работу предприятий и сохранить набранные темпы роста производства, в том числе продукции животноводства», — заметил первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.