Птица голубых кровей

Птица голубых кровей

Российские птицеводческие предприятия сегодня на 80% зависят от импортного племенного материала
Развитие птицеводческой отрасли напрямую зависит от качественного генетического материала. Фактически менее 20% в тушке российской несушки составляет результат отечественной селекции. Остальное — достижение заграничных ученых, потративших почти век на выведение лучших пород. О том, как создаются отечественные кроссы мясной и яичной птицы в России и насколько стране выгодно заниматься редактированием генома птицы, разбирался «Вестник АПК».

Сегодня изобилие отечественной птицеводческой продукции на российском рынке — в большей мере результат генетических достижений зарубежных ученых. Российскому производителю птицы выгоднее приобретать яйцо, выведенное голландскими, немецкими, французскими или американскими компаниями. Завозить яйцо из-за рубежа — это дешевле и быстрее, чем самим включаться в работу, которая уже была проделана десятки лет назад в крупных транснациональных генетических корпорациях зарубежных стран, которые сегодня предлагают готовое недорогое, качественное, проверенное годами яйцо. А российские предприятия только лет пять-десять как встали «на крыло», и рисковать сейчас для многих означает банкротство.

Селекционная и племенная база
«Сегодня порядка 80% племенного материала для птицеводства Россия приобретает за рубежом, — отмечает министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. — Ежегодно птицеводы закупают примерно 7 млн суточных цыплят и более 800 млн инкубационных яиц за границей. И хотя птицеводческие предприятия активно строят репродукторы для родительского стада птицы, первое поколение селекции аграрии вынуждены импортировать. Сегодня в России создаются четыре селекционно-генетических центра, которые будут заниматься выведением собственных высокопродуктивных пород птицы. К 2025 году мы планируем снизить долю использования импортного племенного материала в птицеводстве до 60%, 40-45% яиц должны производиться кроссами отечественной селекции».

Пернатое наследие
В Советском Союзе в области генетики работали десятки НИИ. Уже к концу 30-х годов в СССР была создана обширная сеть научно-исследовательских институтов и опытных станций — как в Академии наук СССР, так и во Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Непосредственной работой по организации племенного дела с породами крупных советских птицеводческих хозяйств стали заниматься в Пушкинской научно-исследовательской лаборатории разведения сельскохозяйственных животных (сегодня — ВНИИ генетики и разведения сельхозживотных, г. Санкт-Петербург) сразу после окончания ВОВ, селекцией яичной породы птиц стал заниматься к. с.-х. н. Сильвестр Боголюбский, а селекцией мясной породы — к. с.-х. н. Алексей Фомин. Ученые внесли огромный вклад в отечественную селекцию птицеводческой отрасли. Они проводили исследования по решению теоретических вопросов в области разведения и селекции птиц, организации племенного дела с породами на крупных птицефабриках, участвовали в производственных процессах племенных птицеводческих хозяйств. В 1964 году в СССР был создан Союзптицепром. Началась масштабная селекционная работа, на базе племенных заводов были созданы научно-производственные отделы, в состав которых вошли научные сотрудники институтов, зональных опытных станций по птицеводству, специалисты заводов. Они начали работу по созданию отечественных кроссов мясных кур, используя лучший генетический материал зарубежной селекции; разрабатывался новый методический подход к выведению линии кроссов и повышению их продуктивности. Эта работа стала основой племенного птицеводства, которая обеспечила отрасль целым букетом выведенных высокопродуктивных яйценоских и мясных пород кур. Одновременно велись исследования по совершенствованию методов племенной работы, направленных на повышение продуктивности мясо-яичных пород кур. Также проводились исследования по проблеме гетерозиса (увеличение жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определенного набора разных форм различных генов от своих разнородных родителей) при скрещивании кур яичных и мясо-яичных пород. В 70-х годах в рамках проводимых в отделе исследований по проблеме гетерозиса выделяется самостоятельное направление, предусматривающее разработку приемов сохранения генофонда промышленных пород кур и повышения эффективности использования этих пород при выведении новых линий и создании конкурентоспособных отечественных кроссов кур. Селекционной работой активно занимались предприятия в Ставропольском крае, Подмосковье, Ленинградской области.
С начала 80-х годов стали заниматься селекцией более глубоко. Было заложено совершенно новое направление исследований, в последующие годы получившее развитие в других странах: Франции, США, Германии, Великобритании. Главное внимание уделялось качеству спермы самцов и возможности эффективного использования искусственного осеменения в птицеводстве. Разбавители спермы самцов, разработанные под руководством д. с.-х. н. Александра Курбатова, были признаны лучшими в мире. Начиная с 80-х годов они используются и по сей день более чем в 50 племенных хозяйствах России, занимающихся разведением кур, гусей и индеек.
Также проводились исследования в области проблематики повышения плодовитости птиц — как в условиях технологии группового содержания самок и самцов при естественном спаривании, так и при раздельном содержании в клетках и искусственном осеменении.
За последние 20 лет были разработаны новые методические подходы к выведению линий и конструированию кроссов яичных кур. Важным аспектом стало создание 3- и 2-линейных кроссов вместо 4-линейных. Предложена принципиально новая концепция целесообразности конструирования кроссов кур с взаимозаменяемыми линиями, выведение линий двойного назначения, которые в разных кроссах могут быть использованы как отцовские или как материнские. Особенно эффективно эта схема скрещивания работает при содержании кур в клетках. Но на этом дело затормозилось.
После триумфальных достижений в области научной и практической селекции наступили 90-е, а вместе с ними и фактические потери селекционной работы. Российским предприятиям пришлось переходить на уже готовый продукт — результат многолетней работы зарубежных ученых-селекционеров, чья работа не останавливалась ни на день, а только совершенствовалась, появлялись более продуктивные породы кур, индейки, утки. Российским птицефабрикам было выгодно покупать более технологичное и, главное, недорогое готовое яйцо. А уж потом, если того потребуют реалии времени, можно получить статус племенного птицеводческого хозяйства и заняться селекцией.

Курам на смех
ООО «БАЛТИЗА» реализует кроссы компании «Хаббард», которые сегодня составляют более 30% всего бройлерного производства России. По мнению руководства компании, у российской генетики в свое время были отличные шансы занять лидирующие позиции на мировом рынке. Те линии, что сегодня сохранились, можно использовать при создании новых перспективных кроссов. Но не исключено, что, скорее всего, без импортной генетики обойтись будет сложно. «Более 20 лет назад я работал на племенном птицеводческом заводе «Большевик», — рассказывает директор ООО «БАЛТИЗА» Геннадий Сьедин. — Мы тогда обновляли наши отечественные кроссы, чтобы они могли конкурировать с импортными аналогами. Тогда отрасли нужно было продолжать финансирование. В этом вся загвоздка. Если бы не прекратилось финансирование, отставание было бы гораздо меньше, чем сейчас. До 90-х годов в России работало пять селекционных центров (племзаводов), снабжавших птицефабрики. Однако без господдержки предприятия просто обанкротились».
Сегодня технологии 20-летней давности уже не эффективны. Со старыми способами оценки птицы и отбора лучших из них результатов ждать придется долго. За это время все конкуренты уйдут далеко вперед. А селекционный рынок диктует новые реалии. Главным аспектом в репродукции птицы выступает размножение с улучшенным качеством. Если раньше шаг селекции составлял не менее года, то сегодня у таких монстров, как «Кобб-Вантресс», «Авиаген», «Хаббард», «Хендрикс Дженетикс», птица с улучшением качественных показателей уже выходит за полгода. «Среди российских племенных хозяйств ЗАО «Приосколье» выступает одним из лидеров, таких проектов нет даже в Европе, — добавляет Геннадий Сьедин. — Этот репродуктор построен по самым высоким меркам санитарии: учтена зона ветров, каждая зона по четыре птичника стоит в поле на большом удалении, ближе нескольких километров птицы нет вообще. Однако для селекционно-генетического центра скопление птицы, такое как в Белгородской области, слишком большое, и это опасно». Для генетических центров нужно меньше птицы, чем для репродукторов первого и второго порядка, и сами они должны быть компактнее и при этом обеспечены современным оборудованием.
Птицефабрика «Ново-Барышевская» была зарегистрирована в 2008 году в государственном племенном регистре как племенной репродуктор второго порядка по разведению цыплят-бройлеров кросса «Хаббард F-15 Уайт». Главная задача фабрики — разведение племенной сельскохозяйственной птицы кросса «Хаббард F-15 Уайт», производство инкубационного яйца и птицы мясного направления. Родиной этой породы кур является Франция.
«Российских кроссов сегодня практически не осталось, — говорит главный зоотехник-селекционер птицефабрики «Ново-Барышевская» Владимир Голубев. — В мясном птицеводстве еще есть кросс «Смена», а вот в яичном птицеводстве, можно сказать, ничего уже нет. Отечественным наработкам сложно конкурировать в промышленном птицеводстве с зарубежными. Там очень высок уровень последних достижений инженерной генетики. Дело не в цене импортных яиц или цыплят. Сегодня мы просто не возьмемся разводить экзотические породы, например «Адлерскую серебристую» или «Московскую черную». Они хуже приспособлены для промышленного птицеводства и не дадут того экономического эффекта, который мы можем получить используя тот же «Хайсекс».

Реконструкция потребует денег
Эксперты в области племенного дела в один голос говорят, что России сегодня необходимо восстанавливать научный потенциал в области генетики, однако это дорого и очень долго. Для справки: именно в денежных вливаниях кроется успех селекции зарубежных производителей кроссов. Они вкладывают в племенную работу значительную часть полученной прибыли. В России же об этом вспомнили только сейчас. По данным Росптицесоюза, с 2007-го по 2015 год в промышленное производство мяса птицы в России было вложено порядка 350 млрд рублей, в племенное дело — 675 млн. Сегодня Минсельхоз РФ готов в течение 2015-2020 гг. направить более 12 млрд рублей для субсидирования понесенных сельхозпроизводителями прямых затрат на создание и модернизацию селекционно-генетических центров для животноводства, в том числе и птицеводства.
Для сравнения: компания Groupe Grimaud, которая стоит на втором месте в рейтинге предприятий, занимающихся генетикой и селекцией в мире, ежегодно получает доход в размере более 300 млн рублей в евро, почти 50 млн из них идут на расходы по научно-исследовательские изыскания в области генетики.

России снится отборная птица
Важным фактором, влияющим на скорейшие планы по созданию селекционно-генетических центров в России, является то, что в мире сектор сельскохозяйственной генетики сильно консолидирован и обособлен. И действительно, медлить нельзя. Сейчас более 90% отечественного рынка приходится на долю только лишь пяти иностранных генетических компаний: Genus, Hendrix Genetics, Groupe Grimaud, EW Group, Cogent. «Селекционно-генетическую работу в зарубежных странах ведут коммерческие структуры в условиях жесткой конкуренции. Исходные линии и прародительские формы приобрести со стороны практически невозможно, — подчеркивает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. — Чтобы вывести высокопродуктивный промышленный кросс птицы с нуля, потребуется 10 лет работы с репродуктивной базой, несколько десятков ферм и мощных лабораторий, большое число опытных специалистов по физиологии, анатомии, кормлению и поведению птицы. Нужна совершенно новая стратегия и очень много средств».
До 2020 года в России планируется создать несколько крупных селекционно-генетических центров. По бройлерному птицеводству — на базе «Племптицы» в Сергиевом Посаде (Московская область), по индейководсту — на Северо-Кавказской зональной опытной станции по птицеводству (Ставропольский край), по яичной птице — на ППЗ «Свердловский», по гусям — на племптицезаводе «Благоварский» (Башкортостан). «Такой колоссальный проект потребует сотни миллионов рублей, — подчеркивает Альберт Давлеев. — Госпрограмма развития АПК в 2016-2017 гг. предполагает выделение 4 млрд рублей на создание селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих в растениеводстве. Этих денег едва может хватить лишь на один центр, а их нужно четыре».
По расчетам Росптицесоюза, средний объем инвестиций в один птицеводческий СГЦ составляет 5 млрд рублей, сюда же включены расходы на приобретение племенного материала — исходных линий и прародительских форм, а также современного и технологичного лабораторного оборудования. С учетом этих реалий наша страна может лишь закупать прародителей за рубежом и с их помощью улучшать существующие российские кроссы, которые также являются потомками ранее приобретенного иностранного генетического материала.
«Тем не менее создание в стране селекционно-генетических центров — необходимая мера для поддержки научного потенциала отрасли в целом. Однако сразу проблему полного импортозамещения на фоне собственного прародительского стада высокопродуктивных кроссов это не решит. По большому счету доминирующая селекция сегодня нуждается в обмене различными качествами птицы от различных линий. Так говорит наука и подтверждает время», — добавляет эксперт.