По мнению экспертов на отечественный рынок тепличной отрасли посыпятся серьезные шишки. Например, во-первых, с 1 января 2019 года вступило в силу повышение ставки НДС — до 20%, в связи с чем наиболее острым станет вопрос цены на овощи закрытого грунта. Во-вторых, нет окончательного понимания по объемам государственной поддержки тепличным хозяйствам, и будет ли она вообще. В-третьих, на пятки стали наступать азиатские производители с дешевыми хоть и не всегда качественными огурцами. Все это может несколько затормозить развитие тепличной отрасли даже несмотря на стратегическую важность в плане импортозамещения. Однако не все так плохо, и вкусные и полезные российские тепличные овощи еще успевают попасть на прилавки, только нужно им помочь.
Цены кусаются
По мнению экспертов, цены на российские тепличные овощи будут зависеть от нескольких факторов. «В первую очередь, на это повлияет то, насколько производство нашей продукции будет соответствовать запросам покупательской потребности, — рассказывает президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников. — И оттого, смогут ли сельхозпроизводители рассчитывать на господдержку и на завершение программы развития овощеводства защищенного грунта, которая рассматривалась до 2020 года. А также от эффективности мероприятий, которые мы предлагаем, чтобы нарастить собственное производство и не допустить роста цен на овощную продукцию».
Сельхозпроизводители в последнее время активно заявляют о необходимости усиления поддержки тепличного овощеводства. «Необходимо понимать, что сельское хозяйство принципиально не вписывается в систему экономических ценностей современной мировой экономики. Это абсолютно инвестируемая и поддерживаемая отрасль», — считает гендиректор курского ТК ООО «Сейм-Агро» Андрей Медведев. «Ценообразование на овощную продукцию сегодня зависит не только оттого, кто ее производит. Цена может быть значительно ниже, исходя из энергетических тарифов», — уверен председатель Комитета Госдумы РФ Владимир Кашин.
Еще один вопрос развития отрасли — инновационная составляющая. В 2018 году был подписан закон об органических продуктах. Однако тепличные продукты в список органических не попали ввиду особенностей технологии. «У производителей тепличных овощей должна быть возможность выйти на рынок органических продуктов, если они будут готовы соблюдать определенные нормативы, — добавил Алексей Ситников. — Тепличное овощеводство за последние годы вышло на качественно новый уровень. Возможность производства органической продукции позволит значительно повысить экспортный потенциал отрасли и в перспективе выйти на новые рынки». В 2018 году ассоциация «Теплицы России» совместно с Комитетом Госдумы РФ по аграрным вопросам разработала и представила проект правок и дополнений к закону об органической продукции. Это даст возможность тепличным предприятиям при соблюдении требований и норм производственной технологии согласно закону использовать маркировку продукции с пометкой «эко», bio и organic.
За год вперед
По данным Минсельхоза России, в 2019 году отечественные сельхозпроизводители соберут порядка 1,3 млн тонн овощей защищенного грунта. Прирост к рекорду прошлого года составит более 200 тыс. тонн. При этом в ближайшие пять лет производство тепличных овощей может удвоиться по сравнению с 2018 годом и достигнуть двух млн тонн в год. Повышение цен на плодоовощную продукцию было в основном в торговых сетях, при этом у сельхозпроизводителей наблюдался незначительный рост. Цена на тепличные овощи может стабилизироваться за счет мер господдержки. Благодаря ей в последние годы удалось достичь высоких темпов строительства современных технологичных тепличных комплексов. В 2018 году было введено в эксплуатацию около 300 га зимних теплиц, их площадь составила порядка 2,5 тыс. га, что на 10% больше, чем в 2017 году. «По нашему мнению, в 2019 году не стоит ожидать роста цен на овощи закрытого грунта выше уровня инфляции, — отмечает президент Национального плодоовощного союза Анатолий Куценко. — На ценовую динамику оказывают влияние объемы господдержки, потребительский спрос, стоимость импорта, курсы валют и объем производства овощей в открытом грунте. По нашим прогнозам, эти факторы в текущем году будут играть на сохранение стабильности на рынке».
Потребности населения
Могут ли российские производители тепличных овощей полностью обеспечить потребности страны в овощах? В 2018 году выросли валовые сборы большинства культур, выращиваемых в теплицах, производство тепличных овощей перешагнуло цифру 1 млн тонн. Огурцов было произведено 560 тыс. тонн, томатов — 356 тыс. тонн, зеленных и других овощных культур — 14 тыс. тонн. Были введены в строй сотни гектаров новых теплиц. Однако этого для обеспечения своими овощами страны мало. По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в 2018 году самообеспеченность российского рынка овощей огурцами составляет в среднем 85%. С марта по октябрь страна обеспечена свежей отечественной продукцией на 90-95%, с ноября по февраль — на 65%. Еще ниже самообеспеченность российского рынка томатами — в среднем 45%. Именно поэтому объемы импорта томатов в Россию в 2018 году сохранились на уровне двух последних лет. Сегодня основными импортерами этой продукции на российский рынок являются Азербайджан, Китай, Марокко и Беларусь.
Роль государства
Рост производства овощей в тепличных хозяйствах во многом был связан с активной поддержкой государства, которая с 2019 года, возможно, станет заметно меньше. В 2018 году господдержка в части возврата затрат была уменьшена до 10%. Такая тенденция может привести к снижению рентабельности отрасли и росту сроков окупаемости проектов. 2018 год стал последним, когда государство частично компенсировало затраты на строительство тепличных комплексов. Многие эксперты считают, что производство овощей в 2019 году не затормозится, прирост обеспечат новые предприятия, которые запущены ранее, но на полную мощность выйдут только в этом году. Однако отмена возврата части затрат на строительство в регионах приведет к тому, что инвесторы пересмотрят свои планы и «заморозят» строительство или вовсе откажутся от намерения возводить тепличные комплексы.
Впрочем, на цены овощей российского производства повлияют не только сокращение мер господдержки, но и повышения НДС, цен на горючее. С начала января 2019 года цены на плодоовощную продукцию в среднем уже выросли на 3,1%.
Русло может развернуться
Сегодня российской тепличной отрасли удалось перейти от импортозамещения к экспортной модели производства. Действительно, экспорт российских овощей увеличивается. Растущий спрос на овощи защищенного грунта из России есть в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии, Африки и Персидского залива. С другой стороны, сами российские производители тепличных овощей рассматривают экспортные поставки как один из механизмов защиты в условиях заметного падения покупательского спроса внутри страны. Учитывая реальный рост цен с начала 2019 года, в нынешнем году в России вполне возможно начнут формироваться противоположные потоки экспорта овощей защищенного грунта из России. А также поставка более дешевых овощей открытого и защищенного грунта из соседних Ирана, Азербайджана и других стран. Предприятия защищенного грунта России уже сталкивались со снятием ограничений и ростом импорта в 2018 году. 58% всей импортной продукции составляли томаты, 16% — сладкий перец и 12% — зеленные культуры.
Родные дороже
Российские тепличные томаты все еще остаются более дорогими, чем импортные, несмотря на новые проекты и хороший урожай. Импортные помидоры при пересечении российской границы оказывались в целом дешевле, чем российские, вывозимые лишь за границы тепличного предприятия, отмечают эксперты.
Разница в ценах зарубежных томатов на границе и потребительских цен значительно больше, чем между ценой продажи из российских теплиц и потребительскими ценами. А меры поддержки создали не очень большой и временный эффект для повышения конкурентоспособности российского овощеводства. В Плодоовощном союзе такую ситуацию объясняют тем, что российские тепличные предприятия сейчас несут большую инвестиционную нагрузку. Активные инвестиции в российское тепличное овощеводство идут в последние три-четыре года. Издержки, которые несут инвесторы на капитальное строительство, значительно выше, чем, например, в Турции и других странах. Сроки окупаемости проектов составляют 11-12 лет. После того как будут выплачены кредиты, инвестиционная нагрузка снизится, операционная эффективность российских тепличных предприятий будет на уровне мировых стандартов.
По данным Росстата, за последние пять лет тепличное производство увеличилось в 1,6 раза. Несмотря на такую динамику, импорт свежих овощей в прошлом году прибавил более чем 9%, приблизившись к 900 тыс. тонн.
Площадь будет увеличиваться
В последние годы площади теплиц в стране ежегодно прирастают примерно на 15%. Однако сейчас темп может несколько замедлиться: по прогнозу ассоциации «Теплицы России», в 2019 году будет запущено 260 га новых комплексов, в 2020-м — 250 га. Процентная ставка по кредитам для производителей овощей закрытого грунта в 2019 и 2020 годах остается прежней — не более 5%, возможно дешевые кредиты станут привлекательнее для инвестора. И тем не менее, ключевую роль в расширении тепличных площадей будет играть финансовая поддержка производителей. «Господдержка отрасли — один из факторов привлечения инвесторов в тепличное овощеводство, — рассказывает гендиректор «Интерагро» Екатерина Бабаева. — Риски в этом направлении достаточно высокие, поэтому отмена возмещения части капитальных затрат затрагивает интересы инвесторов. Однако успешные компании всегда активно ищут новые направления для бизнеса, быстро реагируют на меняющиеся условия рынка. Сокращение государственных дотаций направит агробизнес в сторону инновационных решений, заставит задуматься об оптимизации производства».
Многие производители продолжат реализовывать начатые проекты. Так, например, компания «Агро-Инвест» в этом году планирует вводить новые очереди теплиц. Сейчас у нее 80 га из запланированных 130 га. «Сейм Агро» (Курская область) планирует достроить 3,2 га третьей очереди комплекса. Компания «Овощевод» из Волгоградской области в прошлом году собрала 25 тыс. т овощей. «Это выше результатов предыдущего года практически в два раза благодаря запуску в конце 2017-го нового современного тепличного комплекса площадью 10,5 га, — рассказывает гендиректор предприятия Юрий Сударев. — В завершившемся году компания продолжила строить и в ноябре ввела в эксплуатацию площадку еще на 10,5 га. Общая площадь теплиц «Овощевода» составила 36 га, из них 31 га используется для выращивания огурца в условиях светокультуры. Еще один новый комплекс на 27 га предприятие рассчитывает запустить в четвертом квартале 2019 года».
И таких примеров много. Компания «Овощи Краснодарского края» будет увеличивать объемы производства при прежних производственных мощностях. «Строительство новых теплиц — дорогое удовольствие, к тому же у нас нет земли, на которой можно было бы расширять производство, — поясняет генеральный директор компании Алексей Коновалов. — Сейчас производственная площадь комбината составляет 30,6 га. В прошлом году мы вырастили около 10 тыс. тонн томатов. В нынешнем планируем наращивать объемы производства».
Цифровые технологии
На межрегиональном совещании лидеров цифрового развития представители федеральных ведомств обсудили проект «Цифровое сельское хозяйство», который был разработан Министерством сельского хозяйства РФ для внедрения передовых цифровых технологий и платформенных решений, применимых в агропромышленном комплексе. Это должно обеспечить удвоение производительности труда на «цифровых» сельхозпредприятиях к 2024 году.
«Агропромышленный комплекс развивается с рекордными за последние 40 лет показателями, — подчеркивает заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев. — Однако так называемые «потолочные решения» зачастую сдерживают процесс, что придает цифровой трансформации АПК первоочередное стратегическое значение при определении аграрной политики России и делает ее ключом к высокой эффективности национального АПК. На примере «Эффективного гектара» вовлечение земельных участков по данной программе будет учитывать особенности почвы, климат, соответствующую селекцию семян, урожайность, близость перерабатывающих мощностей, логистику, баланс внутреннего производства и потребления на микро- и макроуровне, экспортные опции, что существенно увеличит доходность производства. Планируется ввести практику личного кабинета получателя субсидий — «СМАРТ-контракт». Мы хотим, чтобы каждый сельхозпроизводитель видел себя онлайн, имел представление обо всем наборе мер господдержки. Мы интегрировали сюда информационные системы банков, Росагролизинга, добавили удобный инструментарий технологического сопровождения процесса производства. Эту интеллектуальную систему мы готовы развернуть в течение года с тем, чтобы уже к 2021 году 100% контрактов с получателями субсидий заключались бы в режиме СМАРТ». По мнению замминистра, масштабирование отечественных комплексных цифровых агрорешений обещает настоящий прорыв в развитии российского АПК в целом. Речь идет об автономных роботизированных сельскохозяйственных объектах «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис», сюда же вошла и «Умная теплица», что позволит тепличной отрасли выйти на совершенно новый уровень развития.